Вопрос 45. Методологические основы деятельности практического психолога с точки зрения субъективной парадигмы развития личности
С позиций гуманистической образовательной парадигмы гораздо более информативным является исследование динамики интеллектуального и личностного развития и механизмов, ее опосредующих, поскольку ни один из традиционных психометрических тестов не позволяет решить данную задачу. В рамках названного подхода актуальны методики, связанные с формированием новых умственных действий, позволяющих установить зону ближайшего развития личности. Это так называемые обучающие тесты, с помощью которых могут фиксироваться приращения в умственных действиях субъекта как результат определенного типа обучения.
Достаточно эффективно с позиций субъектной парадигмы использование критериально-ориентированных тестов, которые позволяют определить соотношение интеллектуальных и личностных свойств субъекта с социально актуальными нормативами. Это направление диагностики является генетически связанным с предметом мыслительной деятельности и позволяет получить сведения об отношении реального состояния умственного развития субъекта к нормативному для конкретных видов умственной деятельности. Как отмечала известнейший специалист в области психодиагностики А. Анастази: «Критериально-ориентированный подход равносилен интерпретации тестовых результатов соответственно доказанной валидности теста, а не посредством мелких туманных сущностей, лежащих в его основе».
Важнейшей особенностью критериально-ориентированной диагностики является то, что она строится только на основе предметного содержания деятельности. Таким образом, она исходит из недопустимости рассмотрения механизмов мышления в изоляции от его объекта.
Критериальность позволяет преодолеть указанное противоречие за счет системного подхода к анализу процесса мышления, рассматривающего в неразрывном единстве его содержание и форму и позволяющего отразить сформированность отдельных мыслительных действий на адекватной им предметной выборке. Результатом такой диагностики является не абстрактная величина, фиксирующая достаточно постоянное положение человека в какой-либо системе координат (модели, связанные с такой диагностикой, так или иначе ориентированы на применение статистического подхода к исследованию развития личности). Неадекватность определения умственного развития как некой механической суммы количественных характеристик обусловлена игнорированием того, что в решении различных умственных задач принимают участие разные структурные составляющие. Вследствие этого разные психометрические тесты будут фиксировать разные функциональные состояния данной системы, определяемые прежде всего эмпирической вариативностью предметного материала, используемого в диагностической методике.
В отличие от этого диагностика, ориентированная на социально-психологический критерий, рассматривает умственное развитие человека как постоянный процесс, как различные функциональные состояния системы. Поэтому целью критериальной диагностикиявляется не фиксация какого-либо неизменного результата, но определение динамики функциональных состояний системы, соответствующих основным видам умственной деятельности учащихся, репрезентативной адекватному предметному материалу. Важнейшим преимуществом критериальной диагностики является то, что она носит коррекционный характер.
Не менее важным, с точки зрения рассматриваемой теоретической платформы, является использование низкоформализованных методов диагностики. Так, подробную информацию о человеке позволяет получить беседа, в рамках которой в большей степени присутствуют неосознаваемые личностные установки субъекта, а также процессуально-динамические характеристики его поведения.
По нашему мнению, личностная ориентация в психодиагностике предполагает значительное увеличение роли малоформализованных методов, к которым относят наблюдение, беседу, интервью, анализ разнообразных продуктов деятельности.
«Перед практической психологией, — отмечает Ю.И. Забродин, — встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека.
Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направлении уже сделаны, теперь дело за практическими диагностическими и прогностическими индивидуально-ориентированными методами.
Роль высокоформализованных методов исследований несомненна в проведении психологических исследований, когда необходимо сравнивать индивидуальные данные с данными по репрезентативной выборке, с определенными нормативами. В то же время в работе с нормой более эффективно использование низкоформализованных методов исследования, поскольку они ориентированы на исследование индивидуальных особенностей личности в ее онтогенетическом развитии с целью поиска путей ее эффективного развития.
Высокоформализованная диагностика по своей природе тяготеет к компьютерным вариантам предъявления и интерпретации полученной информации. При этом отсекается большой пласт информации, который может быть получен лишь в процессе личного общения с человеком. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20—40% информации передается вербальными средствами.
В то же время в практической психодиагностике часто игнорируется важнейший вид деятельности психолога—наблюдение, которое дает возможность достаточно точно устанавливать особенности поведения человека в его неосознаваемых формах. Именно наблюдение за поведением человека очень много скажет психологу об особенностях его характера.
Существует мнение, согласно которому характер является стилевым конструктом, поскольку задает типичный для субъекта способ поведения, что подчеркивает его инструментальную природу. При таком подходе «плохой характер» не обязательно является прерогативой «плохой личности». Тем не менее именно наблюдение позволяет зафиксировать бессознательные проявления характера человека.
Выполнение же тестовых заданий, содержащихся в психометрических тестах, как правило, рефлексивно и позволяет человеку значительно изменить репрезентирующийся индивидуальный облик в соответствии с существующими социальными стереотипами. Именно поэтому так важно использовать в диагностической деятельности наблюдение, беседу, интервью и с их помощью исследовать те проявления, которые не полностью контролируются сознанием человека.