Общие методические указания к выполнению контрольной работы
Написание контрольной работы способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психологических проблем.
Правильность оформления работы студента, соответствующая нормам культуры интеллектуальной деятельности, учитывается при оценке работы. Контрольная работа оформляется следующим образом:
1. В работе должны быть раскрыты все пять теоретических вопросов.
2. Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам номера зачетной книжки (см. таблицу в приложении 1).
3. Оформление титульного листа должно соответствовать образцу (см. образец в приложении 2).
4. Второй лист должен содержать план работы (с указанием номеров страниц), включающих перечень и номера изученных вопросов (Например, 1. Вопрос № 19: Теории памяти в психологии).
5. Библиография помещается в конце работы в алфавитном порядке.
6. Изложение необходимо вести в соответствии с пунктами плана, обозначая в тексте названия каждого последующего пункта.
7. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, по теме, содержать выводы и обобщения.
8. Работа выполняется на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине страницы, стандартный абзацный отступ. Текст предполагает поля: сверху – 2 см., снизу – 2 см., справа – 1,5 см., слева – 2,5 см. Нумерация страниц внизу по середине.
9. При оценке контрольной работы учитывается:
· наличие ответов на все вопросы по теме;
· глубина раскрытия темы;
· ясность и стиль изложения, соответствие излагаемому вопросу и изучаемому предмету;
· количество и разнообразие используемой литературы (не менее 10 источников);
· объем работы (не менее 15 стр.).
Темы контрольных работ[5]
1. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Античный период и современность.
2. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период.
3. Развитие психологических знаний в ХVII веке.
4. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (ХIХ в.).
5. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время. Современные направления исследований в психологии.
6. Развитие и современное состояние отечественной психологии. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.
7. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.
8. Основные этапы развития психики у животных и высших психических функций у человека. Сравнение психики человека и животных.
9. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.
10. Физиологические механизмы внимания и познавательных процессов.
11. Индивидуальные особенности внимания и познавательных процессов.
12. Пути, приемы и средства развития внимания и познавательных процессов.
13. Нарушения внимания и познавательных процессов.
14. Сравнительный анализ психологических теорий внимания.
15. Законы, загадки и ошибки восприятия человека.
16. Психологические механизмы и ошибки межличностного восприятия.
17. Сравнительный анализ психологических теорий памяти.
18. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
19. Психология творческого мышления. Личность творческого человека.
20. Влияние воображения на состояния организма.
21. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
22. Отличие восприятия от ощущений, виды и свойства восприятия.
23. Теории мышления в психологии
24. Влияние саногенного и патогенного мышления на человека.
25. Развитие мышления и воображения.
26. Воображение и индивидуальное творчество.
27. Гендерные особенности внимания и познавательных процессов.
28. Интеллект: норма и отклонения.
29. Исследование личности в трудах отечественных психологов.
30. Классификация и содержание новейших теорий личности.
31. Сравнительный анализ подходов к понятию личности и её структуре.
32. Гендерные особенности личности.
33. Норма и патология в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
34. Проблема устойчивости и изменчивости личности. Влияние семьи на развитие личности.
35. Психология творчества. Творческие способности и успешность профессиональной деятельности.
36. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
37. Сопоставительный анализ различных типологий характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия, и др.).
38. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия явлений.
39. Условия ускоренного развития способностей у человека.
40. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
41. Психология одаренности и гениальности.
42. Сравнительный анализ различных теорий воли.
43. Становление волевой регуляции поведения и пути развития воли.
44. Свобода воли и личная ответственность.
45. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
46. Психологические приемы регуляции эмоциональных состояний.
47. Развитие эмоциональной сферы у человека и воспитание нравственных чувств.
48. Эмоции и человеческие взаимоотношения.
49. Дружба и любовь в разные исторические эпохи.
50. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
51. Психологическая феноменология одиночества. Возникновение и преодоление одиночества.
52. Жизненные цели и ценностные ориентации личности.
53. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.
54. Общение как фактор развития личности.
55. Отличие речи человека как средства общения от коммуникаций животных
56. Сравнительный анализ различных теорий развития языка и речи.
57. Психологические особенности педагогического общения.
58. Психология лидерства. Роль руководителя в формировании коллектива.
59. Имидж делового человека.
60. Язык жестов.
61. Психологическая характеристика развитого коллектива.
62. Феноменология лидерства.
63. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.
64. Группа и её роль в развитии личности.
65. Типы отношений людей в группе. Причины неприязненных отношений между людьми.
66. Социологическое направление в разработке теории конфликта.
67. Роль психологических направлений в развитии конфликтологии.
68. Развитие конфликтологических идей в философии.
69. Особенности развития отечественной конфликтологии.
70. Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.
71. Виды межличностных конфликтов. Причины их возникновения и динамика развития.
72. Конфликты в малой группе: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
73. Конфликты в организации: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
74. Семейные конфликты: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
75. Конфликты в молодежной среде: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
76. Конфликты в педагогическом процессе: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
77. Конфликт поколений: причины, последствия и способы преодоления.
78. Инновационные конфликты: причины, последствия, технологии управления.
79. Трудовые конфликты: забастовка, саботаж и т.д. Причины и особенности протекания.
80. Внутриличностный конфликт и кризис личности.
81. Ролевое поведение личности и связанные с ним конфликты.
82. Манипулятивное воздействие как источник конфликтов.
83. Методы современного конфликт-менеджмента.
84. Медиация в разрешении конфликта.
85. Технологии разрешения трудовых, семейных, внутриличностных конфликтов.
86. Методы профилактики трудовых, семейных, внутриличностных конфликтов.
87. Стратегии и тактики поведения руководителя в конфликте и при его разрешении. Роль письменного договора.
88. Причины возникновения агрессии и коррекция агрессивного поведения.
89. Влияние стресса на психосоматическое здоровье человека.
90. Стресс. Причины, диагностика и управление стрессом.
91. Депрессия. Причины, признаки и способы выхода из депрессии.
92. Защитные механизмы психики.
93. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.
94. Конфликт и формирование психологической культуры личности.
95. Конфликты. Поведение людей в конфликтных ситуациях..
96. Толерантность в конфликтной ситуации.
97. Конфликтофобия: природа, механизмы и пути преодоления.
98. Моббинг и буллинг: причины и технологии предупреждения.
99. Гендерные особенности поведения людей в конфликтах.
100.Конфликтная личность. Технологии взаимодействия и коррекции конфликтного поведения сотрудника.
Вопросы к зачету
1. Возникновение психологических знаний, их развитие и выделение психологии в самостоятельную науку. Основные этапы развития психологии.
2. Фрейдизм и психоаналитические направления в психологии.
3. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.
4. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология.
5. Трансакционный анализ Э. Бёрна. Когнитивная психология.
6. Предмет, объект, принципы и отрасли современной психологии.
7. Место психологии в системе наук. Характеристика отраслей психологии.
8. Система методов психологического исследования. Требования к методам психологического исследования.
9. Развитие психики в процессе филогенеза.
10. Функции психики и формы её проявления.
11. Предпосылки возникновения сознания. Основные психологические характеристики сознания.
12. Физиологические основы работы психики. Свойства нервной системы человека.
13. Виды и качества внимания. Связь внимания с познавательными процессами и деятельностью человека.
14. Ощущения. Классификация и свойства ощущений. Механизм возникновения ощущений.
15. Виды и свойства восприятия. Иллюзии.
16. Основные виды и процессы памяти. Закономерности памяти.
17. Виды и формы мышления, мыслительные операции. Качества ума.
18. Воображение как психический процесс и его виды. Формы синтеза в воображении.
19. Интеллект человека и способы его измерения. Уровни интеллектуального развития.
20. Структура и основные виды деятельности.
21. Понятие и структура личности. Факторы, определяющие развитие личности.
22. Теории личности. Роль биологического и социального в личностном развитии.
23. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.
24. Темперамент и характеристика его типов. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
25. Характер и его структура. Формирование характера. Черты и акцентуации характера.
26. Способности и их классификация. Условия и уровни развития способностей.
27. Функции и виды эмоций и эмоциональных состояний. Чувства человека.
28. Воля и её функции. Формирование и проявление волевых качеств личности.
29. Функции и стороны общения. Механизмы перцепции.
30. Характеристика основных видов и стилей общения.
31. Средства общения. Свойства и функции речи. Коммуникативная компетентность личности.
32. Конфликтология как наука (предпосылки возникновения, предмет и объект). Основные цели и задачи конфликтологии. Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт.
33. Конфликт как основная категория конфликтологии, его сущность. Противоречие как основа зарождения конфликта.
34. Разнообразие подходов к описанию феноменологии конфликта: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.).
35. Основные психологические аспекты природы конфликта (З. Фрейд, К.Юнг, Э. Бёрн и др.).
36. Структура конфликта. Функции и дисфункции конфликта.
37. Классификация конфликтов.
38. Особенности производственных и семейных конфликтов. Ошибочные действия руководителя как источник конфликта.
39. Внутриличностные конфликты: роль, причины и пути разрешения. Механизмы психологической защиты.
40. Этапы развития и формулы конфликта.
41. Причины и предпосылки возникновения конфликтов. Типы конфликтогенов, их эскалация.
42. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций и поведения в конфликтных ситуациях (сетка Томаса-Килменна). Ошибки, возникающие в ходе обсуждения конфликта.
43. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Конфликт, как средство разрешения противоречия.
44. Средства профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций. Принципы, которыми необходимо руководствоваться при разрешении конфликтов.
45. Методы преодоления конфликтов. Правила позволяющие противодействовать возникновению конфликта и правила поведения в условиях конфликта.
46. Типовая основа и этапы разрешения конфликтов. Этические особенности разрешения спорных вопросов.
47. Типы поведения людей в конфликте. Типы конфликтных личностей. Типичные ошибки конфликтующего человека.
48. Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины и признаки деструктивного конфликта. Психологическая сущность конструктивного конфликта.
49. Эмоционально-волевая регуляция психических состояний (саморегуляция и релаксация). Методы снятия психического напряжения в условиях конфликта.
50. Организация процесса самопознания и его роль в личностном развитии человека.
Литература
Основная
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
2. Бордовская Н.В,. Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
4. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
5. Конфликтология / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Мириманова М.С. Конфликтология. – М.: ИЦ «Академия», 2003.
7. Немов Р.С. Психология: учебник для взов. – М.: Юрайт, 2011. – 639 с.
8. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
9. Общая психология: учебное пособие для вузов /ред. Е.И. Рогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 345 с.
10. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник – ВЗФЭИ. 2010. – 384 с.
11. Психология и педагогика /ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт: Высшее образование. 2010. – 714 с.
12. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология и педагогика. Раздел «Психология». – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 198 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2008. – 592 с.
Дополнительная
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2001.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., – 1982.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
9. Деловое общение / Сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К., 2007.
10. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1997.
11. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2000.
15. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М: ИНФРА-М, 2011.
12. Кукушин В.С. Психология делового общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 364 с.
13. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2002.
17. Мотивация и личность. / А. Маслоу. – СПб., 2003.
18. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2000.
19. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. М., 1999.
20. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.
21. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 2007.
22. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.
23. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002.
24. Психология памяти: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000.
25. Рассыпнова Ю.Ю., Немцова Л.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Рассыпнова,; Пензенская ГСХА, 2008. – 259 с.
26. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. – М.: Кронус, 2012. – 440 с.
27. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология менеджмента: учебно-методическое пособие. – Барнаул: АГАУ, 2013.
28. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989 – 173 с.
29. Хрестоматия но социальной психологии. – М., 1994.
30. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
Приложение 1
Варианты контрольных работ
В колонке № 1 указаны номера вариантов соответствующие двум последним цифрам номера зачетной книжки, в колонке № 2 указаны номера вопросов, которые необходимо раскрыть в контрольной работе (номера вопросов соответствуют номерам вопросов в разделе «Темы контрольных работ».
1, 18, 26, 56, 81 | |
9, 35, 42, 61, 84 | |
21, 47, 66, 76, 96 | |
8, 36, 62, 90, 91 | |
5, 14, 43, 51, 82 | |
25, 27, 67, 75, 97 | |
7, 48, 57, 79, 92 | |
17, 31, 37, 68, 85 | |
6, 22, 28, 52, 74 | |
3, 13, 38, 58, 78 | |
32, 44, 69, 89, 98 | |
24, 49, 63, 86, 100 | |
12, 39, 59, 73, 93 | |
2, 16, 45, 53, 88 | |
20, 29, 34, 64, 77 | |
40, 70, 94, 80, 99 | |
11, 23, 30, 60, 72 | |
19, 33, 41, 54, 83 | |
15, 46, 65, 87, 95 | |
4, 10, 50, 55, 71 | |
1, 7, 30, 51, 71 | |
11, 35, 41, 56, 79 | |
14, 21, 47, 62, 72 | |
91, 15, 42, 57, 88 | |
5, 8, 36, 67, 84 | |
20, 25, 48, 52, 73 | |
12, 43, 63, 85, 92 | |
31, 37, 58, 89, 96 | |
16, 22, 49, 68, 74 | |
3, 10, 26, 53, 80 | |
32, 44, 64, 86, 97 | |
17, 24, 50, 59, 75 | |
9, 27, 69, 81, 93 | |
2, 6, 38, 54, 75 |
34, 45, 60, 90, 100 | |
28, 65, 94, 82, 98, | |
13, 23, 39, 55, 77 | |
18, 29, 33, 87, 70 | |
95, 46, 61, 83, 99 | |
4, 19, 40, 66, 78 | |
1, 7, 26, 56, 71 | |
35, 36, 51, 76, 96 | |
21, 14, 42, 62, 86 | |
6, 47, 57, 81, 91 | |
5, 11, 27, 63, 72 | |
13, 25, 37, 52, 77 | |
15, 43, 67, 82,92 | |
9, 31, 48, 58, 87 | |
22, 28, 53, 90, 97 | |
3, 8, 38, 68, 73 | |
10, 32, 44, 78, 64 | |
16, 24, 29, 70, 83 | |
3, 19, 49, 54, 88 | |
2, 39, 59, 79, 98 | |
17, 34, 50, 65, 74 | |
45, 60, 94, 84, 99 | |
12, 23, 30, 55, 89 | |
18, 33, 40, 69, 75 | |
20, 46, 66, 80, 95 | |
4, 41, 61, 85, 100 | |
1, 7, 36, 56, 71 | |
26, 35, 62, 77, 96 | |
21, 42, 51, 81, 90 | |
14, 37, 66, 91,45 | |
5, 97, 43, 57, 72 | |
9, 25, 27, 52, 89 | |
15, 47, 68, 86, 92 |
11, 31, 50, 58, 78 | |
10, 22, 38, 63, 73 | |
3, 12, 28, 53, 82 | |
32, 44, 67, 79, 98 | |
16, 24, 48, 59, 74 | |
13, 39, 64, 85, 93 | |
2, 6, 29, 60, 83 | |
34, 45, 69, 87, 99 | |
19, 40, 54, 75, 94 | |
17, 23, 49, 65, 84 | |
20, 33, 46, 61, 80 | |
18, 30, 70, 88, 95 | |
4, 41, 55, 76, 100 | |
1, 14, 42, 56, 75 | |
17, 35, 47, 62, 80 | |
19, 21, 36, 67, 85 | |
43, 51, 71, 91, 96 | |
5, 15, 26, 57, 88 | |
25, 48, 63, 100, 8 | |
44, 68, 81, 92, 97 | |
13, 31, 37, 52, 76 | |
16, 22, 50, 58, 72 | |
3, 45, 64, 86, 98, | |
20, 27, 32, 53, 89 | |
18, 24, 38, 69, 82 | |
49, 59, 73, 93, 99 | |
2, 12, 28, 54, 77 | |
10, 29, 34, 60, 90 | |
11, 40, 65, 83, 94 | |
9, 23, 46, 55, 74 | |
7, 30, 33, 70, 78 | |
6, 39, 66, 87, 95 | |
4, 8, 41, 61, 84 |
Приложение 2
Образец оформления титульного листа контрольной
работы (реферата)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(или РЕФЕРАТ по теме: «…..»)
Дисциплина: «Психология и конфликтология»
Вариант № 10:
Выполнил студент
заочного отделения: (ФИО)
Факультет:
Специальность:
Курс………..группа………
Зачетная книжка №
Проверил:
Барнаул 2013
[1] Теоретический материал, раскрывающий основные моменты первых четырех тем, представлен в работе: Психология и педагогика. Раздел «Психология»: учебное пособие / А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 195 с.).
[2] Задание № 2 в каждой из тем данного раздела предназначено для самооценки и самоанализа личностных качеств с целью нахождения направлений и возможностей собственного саморазвития и самосовершенствования.
[3] Данная схема предназначена для использования на всех семинарских занятиях, а анализ её результатов послужит основой формирования навыков самостоятельного мышления и развития предвидения последствий собственных действий и общения.
[4] Толстой Л. Н. Сочинения. Часть тринадцатая. – М., 1911.
[5] Темы могут использоваться и для самостоятельной исследовательской работы.