Методика 17. Тест на силу воли
Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши
поступки оказывают на окружающих людей:
а) очень редко; б)редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что
вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:
а) да, б) нет.
3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего це
ните в людях:
а) настойчивость,
б) широту мышления,
в) умение показать себя.
Часть I. Психологическая диагностика
4. Имеете ли вы склонность к педантизму:
а) да, б) нет.
5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случа
ются с вами:
а) да, б) нет.
6. Любите ли вы анализировать свои поступки:
а) да, б) нет.
7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:
а) стараетесь придерживаться правил поведения, приня
тых в этом кругу;
б) стремитесь оставаться самим собой.
8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли
вы не думать об ожидающих вас проблемах:
а) да, б) нет.
9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более
всего подходит:
а) мечтатель,
б) «рубаха-парень»,
в) усерден в работе,
г) пунктуален и аккуратен,
д) любит философствовать,
е) суетлив.
10. При обсуждении того или иного вопроса вы:
а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она
отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промол
чать и не высказывать свою точку зрения;
в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оста
ваясь при своем мнении;
г) принимаете точку зрения других, отказываясь от пра
ва иметь собственное мнение.
11. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вы
зов к руководителю:
а) раздражение, *
б) тревогу,
в) озабоченность,
г) никакого чувства не вызывает.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допу
скает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете ему тем же,
б) не обращаете на это внимание,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
13. Если вашу работу забраковали, то вы:
а) испытываете досаду,
б) испытываете чувство стыда,
в) гневаетесь.
14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в
первую очередь:
а) себя самого;
б) судьбу, невезение,
в) объективные обстоятельства.
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооце
нивают ваши способности и знания:
а) да, б) нет.
16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтруни
вать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;
в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им,
подшучивая над собой;
г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привыч
ном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:
а) будете молча продолжать ее поиск;
б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;
в) уйдете, оставив нужную вещь дома.
18. Что скорее всего выведет вас из равновесия:
а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чинов
ника, к которому вам необходимо срочно попасть;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в одно и то же место несколь
ко раз подряд по одному и тому же вопросу.
Часть I. Психологическая диагностика
19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мыс
ленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:
а) да, б) нет.
20. Если для выполнения срочной работы вам представится
возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих воз
можных кандидатов в помощники вы предпочтете:
а) исполнительного, но безынициативного человека;
б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчи
вого;
в) человека одаренного, но с ленцой.
Оценка результатов
В таблице 29 указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.
Таблица 29
Вариант ответа | Порядковый номер суждения | |||||||||
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | - | - | - | - | - | - | - | |||
г | - | - | -- | - | - | - | - | |||
д | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
е | - | - | - | — | - | - | - | - | - | |
Вариант ответа | Порядковый номер суждения | |||||||||
а | ||||||||||
в | - | - | ||||||||
г д | ' 3 | - | - | - | - | - | - | - | ||
— | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
е | - | - | - | — | - | - | - | - | - | - |
Если сумма набранных баллов 14 и меньше,то данный человек считается человеком со слабой волей.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
При сумме баллов от15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.
При общей сумме баллов от26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев — достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.
При сумме баллов выше 38воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.