Основные афоризмы Коменского
Лекция 3. Психолого-педагогическая культура в системе гуманитарных наук
Аристотель – метафизическое учение
Лицей – основал Платон.. тра та та
Физическре
Фома аквинский – схоластический метод (=школа), типа главный метод – в средние века зубрежка. Ололо
Его учителем был Проксен, который дарил ему дорогие книги
Аристотель изучал растения и животных
А ещё он изучал физику – науку о движении, которая возможна благодаря онтологическому различию между силой и энергией
Метафизика – «первая философия» аристотеля, имеет огромное значение в педагогике.. бла-бла
Из этого: у человека две культуры
Бытие (онтос)– живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами, условиями бытия:
1. Материя (то, из чего) – многообразие вещей, существующих объективно. Материя вечна, несотворима и неуничтожима, не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своем количестве, она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь, эфир.
2. Форма (то, что) – сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Формы создает из материи Бог или ум-перводвигатель. Идея единичного бытия вещи, явления: оно представляет собой слияние материи и формы.
3. Действующая причина (начало) (то, откуда) – началом всех начал является Бог (боги). Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина – энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающий энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
4. Цель (то, ради чего). Высшей целью по Аристотелю является благо.
Идея души
Душа обладает целостностью, душа – это неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения (бихевиористика).
Душа – энтелехия тела (=интеллект). Душа нематериальна, нетелесна. Душа – отражение актуальной действительности, всемирного и вечного Ума.
Части души: память, эмоции, переход от ощущений к общему восприятию, а от него к обобщённому представлению; от мнения – через понятия к знаниям, от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле.
Душа много времени проводит в ошибках. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни.
Методы дедукции и индукции.Соединение индукции и дедукции. Интродукция.
Убеждение: это свойство приобретено из опыта (эмпирия=опыт). Это свойство существенное и бла-бла
Аналитика – учение о доказательстве
Понятие категории ввёл именно Аристотель, и ещё он разрабатывал программы диалога.
М.М. Бахтин продолжил разработку проблемы диалога; в ХХ веке В.С. Библер создал в Перово школу диалогокультур.
Логические законы (Аристотель):
1. Закон тождества – понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений
2. Закон противоречия – не противоречь сам себе
3. Закон исключения третьего – третьего не дано
Этические взгляды.Этика, нравственность, мораль. «Этические добродетели» (Аристотель), он выделял их 11 штук:
1. Мужество
2. Умеренность
3. Щедрость
4. Величавость
5. Великодушие
6. Честолюбие
7. Ровность
8. Правдивость
9. Любезность
10. Дружелюбие
11. Справедливость
Человек в системе Аристотеля.Человек – общественное, или политическое существо, «политическое животное». Одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и нет, т.е. обладающее нравственными качествами.
Метод диалога (Сократ, Платон, Аристотель, Бахтин, Библер).
Принцип калокагатии (этически хорошее одновременно является эстетически прекрасным).
Ян Амос Коменский. (1592-1670)
Источники его системы: античная философия, Фрэнсис Бэкон, Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Основные педагогические идеи:всеобщее обучение, дисциплина, школьный год, дидактические принципы и классно-урочная система, учеба с шести лет и ещё некоторые принципы дидактики:
1. Природосообразность
2. Наглядность
3. Последовательность
4. Сознательность
5. Посильность (доступность)
6. Прочность
7. Систематичность
С детства необходимо вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество – настойчивость в труде), пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности.
Периоды:
1. Материнская школа – до 6 лет
2. Школа родного языка – с 6 до 12: родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами
3. С 12 до 18 лет – в крупных городах создавалась латинская школа, или гимназия. Добавляются предметы: история, естествознание, география («семь свободных искусств»).
4. Академия – с 18 до 24 лет. «Чешская дидактика», «Великая дидактика» - «Пампедия» («Всеобщее обучение») + Школы «зрелого возраста» и «старости», в которых преподает сама жизнь
Воспитание – духовное вскармливание.
Виды мужества:
- благородное прямодушие и выносливость в труде.
Основные афоризмы Коменского.
«Спорить с природой – напрасное дело»
«Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни»
«Без примера ничему не выучишься»
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются; не следует этому мешать, принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать»
«Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными»
«Книги – инструмент насаждения мудрости»
«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным»
«Нет ничего труднее, чем перевоспитать человека, плохо воспитанного»
«Не гонись за похвалой»
«Мудрое распределение времени есть основа для деятельности»
«Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями»
«Тот, кто мало знает, малому может и учить»
«Ничто притворное не может быть продолжительным»
«Читать и понимать»
«Школа учит ревностно изучать и делать хорошее, лучшее, наилучшее»
«Формировать мастерских людей»