Основные афоризмы Коменского

Лекция 3. Психолого-педагогическая культура в системе гуманитарных наук

Аристотель – метафизическое учение

Лицей – основал Платон.. тра та та

Физическре

Фома аквинский – схоластический метод (=школа), типа главный метод – в средние века зубрежка. Ололо

Его учителем был Проксен, который дарил ему дорогие книги

Аристотель изучал растения и животных

А ещё он изучал физику – науку о движении, которая возможна благодаря онтологическому различию между силой и энергией

Метафизика – «первая философия» аристотеля, имеет огромное значение в педагогике.. бла-бла

Из этого: у человека две культуры

Бытие (онтос)– живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами, условиями бытия:

1. Материя (то, из чего) – многообразие вещей, существующих объективно. Материя вечна, несотворима и неуничтожима, не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своем количестве, она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь, эфир.

2. Форма (то, что) – сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Формы создает из материи Бог или ум-перводвигатель. Идея единичного бытия вещи, явления: оно представляет собой слияние материи и формы.

3. Действующая причина (начало) (то, откуда) – началом всех начал является Бог (боги). Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина – энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающий энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

4. Цель (то, ради чего). Высшей целью по Аристотелю является благо.

Идея души

Душа обладает целостностью, душа – это неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения (бихевиористика).

Душа – энтелехия тела (=интеллект). Душа нематериальна, нетелесна. Душа – отражение актуальной действительности, всемирного и вечного Ума.

Части души: память, эмоции, переход от ощущений к общему восприятию, а от него к обобщённому представлению; от мнения – через понятия к знаниям, от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле.

Душа много времени проводит в ошибках. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни.

Методы дедукции и индукции.Соединение индукции и дедукции. Интродукция.

Убеждение: это свойство приобретено из опыта (эмпирия=опыт). Это свойство существенное и бла-бла

Аналитика – учение о доказательстве

Понятие категории ввёл именно Аристотель, и ещё он разрабатывал программы диалога.

М.М. Бахтин продолжил разработку проблемы диалога; в ХХ веке В.С. Библер создал в Перово школу диалогокультур.

Логические законы (Аристотель):

1. Закон тождества – понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений

2. Закон противоречия – не противоречь сам себе

3. Закон исключения третьего – третьего не дано

Этические взгляды.Этика, нравственность, мораль. «Этические добродетели» (Аристотель), он выделял их 11 штук:

1. Мужество

2. Умеренность

3. Щедрость

4. Величавость

5. Великодушие

6. Честолюбие

7. Ровность

8. Правдивость

9. Любезность

10. Дружелюбие

11. Справедливость

Человек в системе Аристотеля.Человек – общественное, или политическое существо, «политическое животное». Одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и нет, т.е. обладающее нравственными качествами.

Метод диалога (Сократ, Платон, Аристотель, Бахтин, Библер).

Принцип калокагатии (этически хорошее одновременно является эстетически прекрасным).

Ян Амос Коменский. (1592-1670)

Источники его системы: античная философия, Фрэнсис Бэкон, Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Основные педагогические идеи:всеобщее обучение, дисциплина, школьный год, дидактические принципы и классно-урочная система, учеба с шести лет и ещё некоторые принципы дидактики:

1. Природосообразность

2. Наглядность

3. Последовательность

4. Сознательность

5. Посильность (доступность)

6. Прочность

7. Систематичность

С детства необходимо вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество – настойчивость в труде), пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности.

Периоды:

1. Материнская школа – до 6 лет

2. Школа родного языка – с 6 до 12: родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами

3. С 12 до 18 лет – в крупных городах создавалась латинская школа, или гимназия. Добавляются предметы: история, естествознание, география («семь свободных искусств»).

4. Академия – с 18 до 24 лет. «Чешская дидактика», «Великая дидактика» - «Пампедия» («Всеобщее обучение») + Школы «зрелого возраста» и «старости», в которых преподает сама жизнь

Воспитание – духовное вскармливание.

Виды мужества:

- благородное прямодушие и выносливость в труде.

Основные афоризмы Коменского.

«Спорить с природой – напрасное дело»

«Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни»

«Без примера ничему не выучишься»

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле»

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются; не следует этому мешать, принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать»

«Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными»

«Книги – инструмент насаждения мудрости»

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным»

«Нет ничего труднее, чем перевоспитать человека, плохо воспитанного»

«Не гонись за похвалой»

«Мудрое распределение времени есть основа для деятельности»

«Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями»

«Тот, кто мало знает, малому может и учить»

«Ничто притворное не может быть продолжительным»

«Читать и понимать»

«Школа учит ревностно изучать и делать хорошее, лучшее, наилучшее»

«Формировать мастерских людей»

Наши рекомендации