Стресс, связанный с неправильной коммуникацией
Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них показаны на рис. 26.
Рис. 26.Обшение как источник стрессов
Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов являются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. В частности, К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические или социальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нарушений [8].
112 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса
Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов: + перенос ответственности за конфликт на другого человека и сведение к минимуму собственной ответственности за происходящее; + появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по отношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации; + упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.
В последнее время многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся: + эмоциональное напряжение; + межличностные конфликты в семье; + напряженные производственные отношения и др.
Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т. п. Участники конфликта могут уменьшить интенсивность стресса, применяя определенные стратегии поведения: уход, компромисс, соперничество, уступку или сотрудничество [9]. Основные особенности этих стратегий разрешения конфликтных ситуаций приведены в' табл. 6.
Таблица 6. Применение различных стратегий при разрешении конфликтных ситуаций
Способ действия | Сущность стратегии | Когда имеет смысл применять |
Соперни- | Жесткое настаи- | 4 Ваша позииия сильнее, чем у оппонента. |
чество (вы вводите в стресс | вание на своем решении | ф Вас не интересуют возможные отдаленные последствия конфликта. |
себя и дру- | ф Вы находитесь в критической ситуаиии, | |
гого) | и предмет спора чрезвычайно важен для вас | |
Уступка | Жертва своими | ф Если сохранение хороших отношений |
(вы меня- | интересами ра- | с оппонентом для вас важнее, чем победа |
ете вид | ди сохранения | в конфликте. |
стресса на более | мира | ф Если вы не правы и не ошушаете моральной |
силы для настаивания на своем решении. |
4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса 113