Работоспособность человека

Одним из основных вопросов гигиены труда, имеющих самое широкое применение на практике, является способность человека к выполнению работы.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – состояние человека, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта (6, с.257).

Выделяют следующие группы факторов, определяющих работоспособность человека: биологические и средовые (гигиенические, организационные и социально-психологические).

К основным биологическим факторам, определяющим работоспособность человека, относятся возраст, пол, типология высшей нервной деятельности и биоритмологической активности организма, функциональное состояние и здоровье человека.

Влияние возраста на работоспособность очевидно: ребенок не в состоянии выполнять работу взрослого человека, способность к выполнению работы у лиц пожилого возраста также снижена – в силу физиологических возрастных изменений и накопленной патологии. Поэтому не только в медицине, но и в юридической практике закреплено понятие трудоспособного возраста: в нашей стране от 16 до 55 лет (для женщин) и от 16 до 60 лет (для мужчин). В этом смысле следует различать понятия работоспособности и трудоспособности. О работоспособности речь идет обычно в контексте психофизиологических возможностей организма в течение ограниченного периода времени (рабочий день, рабочая неделя, год). Под трудоспособностью понимается совокупность свойств и качеств человека, позволяющих ему активно участвовать в общественно полезном труде.

Определенное влияние на способность человека к выполнению работы оказывает пол. Работоспособность мужчин и женщин зависит, в том числе от вида выполняемой деятельности, которая предъявляет особые требования к развитию тех или иных систем организма. Например, перемещение груза вручную предполагает развитие мускулатуры, и, соответственно, мужчинам легче справиться с этой деятельностью. Однако деятельность, требующая длительной концентрации внимания и вовлечения мелких мышц кисти, длительная монотонная работа скорее «по плечу» женщине. Следует отметить, что в данном вопросе зачастую выходят на первый план социальные аспекты труда, а именно социальные ожидания к выполнению работы, свойственной лицам мужского или женского пола, выполнение гендерных[1] ролей.

В основу гигиенических регламентов режима труда и отдыха человека положены, в том числе, знания о биоритмологической активности человека.

Существует несколько типов биоритмов:

1) двувершинный, когда в течение суток отмечается два подъема работоспособности – в утренние часы (9–12 часов) и в вечерние (16–18 часов), причем второй подъем менее выражен;

2) одновершинный, с однократным длительным подъемом активности в середине дня;

3) неустойчивый, с разным изменением активности в разные дни и часы;

4) инвертированный, с подъемом активности организма в ночные часы и

5) инертный, когда подъем работоспособности сдвинут к концу дня.

Большая часть людей (в сумме около 80% людей) имеет двувершинный и одновершинный типы биоритмов, поэтому большинство регламентов, режимов дня и распорядков деятельности основано на них – с преимущественной активностью в дневное время и отдыхом ночью, с ранним началом рабочего дня и выделением обеденного перерыва в середине дня.

Работоспособность человека не является постоянной величиной, это изменяющаяся характеристика. В упрощенном виде динамика работоспособности имеет три фазы:

1) фазу начального подъема или врабатывания,

2) фазу устойчивой работоспособности (плато) и

3) фазу снижения работоспособности или утомления

К средовым факторам,определяющимработоспособность человека в условиях производства, относятся гигиенические факторы рабочей среды, влияющие в большей мере на физическое здоровье человека (архитектурно-планировочное решение производственных помещений, микроклимат помещения, освещение, мебель, и др.), организационные или факторы организации трудового процесса (регламентация рабочего дня, недели, отпусков, обеденных и технических перерывов; организация рабочего места и производственного процесса с обеспечением доступа к техническим устройствам информации и связи; организация питания, отдыха и соблюдения личной гигиены работников и проч.) и социально-психологические факторы (система управления и психологический климат на предприятии, в коллективе и др.).

Среди социально-психологических факторов особое место занимает мотивация работников, имеющая отношение, в частности, и к здоровью персонала: при прочих равных условиях высоко мотивированный работник выполнит работу быстрее и качественнее, чем не мотивированный, и устанет при этом меньше.

Создание мотивации – вопрос весьма сложный, так как требует учета всех многообразных мотивов деятельности – от материального вознаграждения до общественного признания. Хороший организатор умело выявляет мотивы деятельности своих работников и использует их во благо как организации, так и самого работника. Другие специфические черты хорошего организатора – создание комфортной психологической среды в коллективе и в целом благоприятных условий деятельности, что предупреждает «текучесть» кадров и позволяет сохранить тем самым квалифицированных работников.

IV. Методы исследования умственной работоспособности

Из этих методов наиболее часто используют:

• тест на устойчивость ясного видения;

• корректурные пробы;

• исследование работоспособности путем дозированных заданий;

• исследование поведения детей с использованием индивидуального и массового хронометража.

Устойчивость ясного видения.

Устойчивость ясного видения при стабильных условиях освещения зависит от состояния зрительного анализатора и общего состояния организма.

При длительном рассматривании предмета теряется способность четко различать его, и две близко расположенные точки воспринимаются как одна. Через некоторое время способность различать очертания предметов и букв, между которыми имеется небольшое расстояние, вновь восстанавливается, затем снова исчезает и т.д. при утомлении время ясного видения предмета уменьшается.

Показатель устойчивости ясного видения является процентное отношение времени ясного видения к общему времени наблюдения.

Методика проведения работы. Для проведения данного теста на устойчивость ясного видения используют вычерченное на белом листке и заштрихованное кольцо с разрывом одной стороны - кольцо Ландольта. Кольцо имеет следующие размеры: наружный диаметр - 7 мм; разрыв и толщина заштрихованной части -1,5 мм.

Кольцо Ландольта обследуемый рассматривает в положении сидя с расстояния 5 метров, причем линия взора должна быть параллельна полу (при остроте зрения = 1, если острота зрения меньше единицы, т.е. с расстояния в 5 метров исследуемый не видит разрыва, то найдите положение, когда контур разреза становится хорошо различим, постепенно подходя ближе к испытуемому).

Исследование продолжают 3 минуты, в течении которых обследуемый, не отрываясь, смотрит на разрыв в кольце Ландольта и сообщает исследователю момента, кольца он видит и не видит разрыв.

Произвести в тетради записи данного исследования в виде протокола.

Для каждого этапа исследования необходимо определить (начало, середина и конец занятия) необходимо определить:

1. Время ясного видения.

2. Вычислить устойчивость ясного видения (для каждою этапа paботы). Устойчивость ясного видения есть отношение времени ясного видения к общему времени эксперимента, выраженное в процентах.

Математический диктант.

Выбираются самостоятельно задания так, чтобы:

1) арифметическая задача состояла из 10 - 15 примеров на все 4 арифметических действия.

Корректурные пробы.

Данные пробы выполняют на специальных таблицах, представляющих собой набор различных букв или их сочетании, лишенных смыслового значения. Наибольшее распространение получили таблицы В.Я. Анфилова и А. Г. Иванова - Смоленского.

Порядок выполнения задания.

1. Завести секундомер и поставить на 0.

2. Раздать таблицы и попросить учащихся написать класс, фамилию, имя, возраст.

3. Дать указания и инструкцию по выполнению задания:

а) взять ручку или карандаш и поставить правую руку на локоть;

б) внимательно просмотреть каждую строчку (слева направо, как читают книгу) и вычеркивать буквы Х и И одной чертой (написать буквы на доске).

4. Спросить детей, понятно ли задание.

После непродолжительного отдыха попросить 2 -3 учеников повторить задание. Затем подать команду «Начали работу» и включить секундомер. Стереть все с доски, наблюдать, чтобы все работали.

5. Через 2 минуты командой «Cтоп» остановить работу детей и сбреешь стрелки секундомера на 0.

6. Дать указание поставить уголок на том месте, где каждого застал сигнал « Стоп», (нарисовать на доске уголок).

7. Снова дать указание детям поставить правую руку на локоть и внимательно слушать дальнейшую инструкцию:

а) Продолжить вычеркивать буквы Х и И во всех случаях, кроме тех, когда перед буквой Х будет стоять буква В, а перед буквой И - буква Е. В этих случаях ВХ и ЕИ надо не подчеркивать (написать все варианты на доске).

8. Спросить, понятно ли детям задание (вторая часть). После утвердительного ответа попросить 2 -3 учеников повторить задание. Затем дать сигнал «Начали работу от поставленного уголка», включить секундомер, стереть все с доски.

9. Через 2 минуты командой «Стоп!» остановить работу. Дать снова задание поставить уголок там, где каждого работающего застал сигнал «Стоп!» и подвести черту под всей выполненной работой.

10. Собрать таблицы.

Данное исследование проводят в начале, середине и в конце урока, чтобы определить в результате дальнейшего анализа динамику работоспособности детей в процессе урока.

Анализ проведенного исследования.

Анализ состоит из двух частей: первичного и вторичного анализа.

Методы оценки тренированности сердечно-сосудистой системы (по Амосову)

Функциональные пробы с физической нагрузкой используются преимущественно для оценки функционального состояния и функциональных способностей сердечно-сосудистой системы.

Они подразделяются на две основные группы:

- пробы на восстановление или качественные;

- пробы на усилие или количественные.

Функциональные пробы на восстановление

Во время проведения данных проб учитывают изменения показателей после прекращения нагрузки.

Эти пробы предложены давно, когда не было аппаратуры, позволяющей регистрировать многообразные физиологичные показатели непосредственно во время выполнения нагрузки.

Однако и сейчас они не потеряли своей практической ценности, поскольку:

1) дают возможность качественно оценить характер реакции (адаптации) на ту или иную нагрузку;

2) отражают скорость и эффективность восстановительных процессов;

3) для их выполнения не требуется какой-либо сложной аппаратуры и сама процедура отличается простотой.

При проведении функциональных проб на восстановление используются стандартные физические нагрузки.

В качестве стандартной нагрузки у нетренированных лиц чаще всего применяют пробу Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с), у тренированных лиц -комбинированную пробу Летунова.

Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с) У обследуемого перед началом пробы определяют исходный уровень АД и ЧСС в положении сидя.

Для этого накладывают манжету тонометра на левое плечо и через 1-1,5 мин (время, необходимые для исчезновения тактильного рефлекса, который возникает при наложении манжеты) измеряют АД и ЧСС.

Частоту пульса подсчитывают за десятисекундные интервалы времени до тех пор, пока не будут получены три одинаковых цифры (например, 12-12-12 или 12-11-12-10-12).

Результаты исходных данных записывают во врачебно-контрольную карту (ф. 061/в). Затем, не снимая манжеты, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30 с (во время приседания руки должны быть вытянуты вперед, а при выпрямлении опускаются вниз).

После нагрузки исследуемый садится.

На 1-ой минуте восстановительного периода у него в течение первых 10 с регистрируют частоту пульса. На протяжении следующих 40 с первой минуты измеряют АД. В последние 10 с первой минуты и на протяжении второй и третьей минуты восстанавливаемого периода по десятисекундными интервалам времени опять подсчитывают частоту пульса до тех пор, пока он не вернется к исходному показателю, причем данная величина должна повториться 3 раза подряд.

Рекомендуется подсчитывать частоту пульса не менее 2,5-3 минут, поскольку существует возможность возникновения «отрицательной фазы пульса» (то есть уменьшение его величины ниже от исходного уровня на 2-4 удара), что может быть результатом избыточного повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы или следствием вегетативной дисфункции.

Если пульс не вернулся к исходному уровню на протяжении 3-х минут (то есть за период, который считается достаточным) восстановительный процесс следует считать неудовлетворительным и подсчитывать пульс в дальше обычно нет смысла.

После истечения 3 мин еще раз измеряют АД.

Однако для сопоставления (изучения) в динамике изменений характера реакции на дозированную нагрузку и в том числе продолжительности периода восстановления необходимо определять фактическое время периода восстановления.


Уровень функционального состояния организма можно определить спомощью функциональных проб и тестов. Функциональная проба - способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса.

Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с, для тренированных на 40-60 с и более.

Проба Серкина. После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза).

Важной составляющей валеологического подхода является объективная оценка психоэмоционального состояния человека, выявление расстройств высшей нервной деятельности.

Для этого валеология использует комплекс методов психологического характера. Здесь мы приведем описание нескольких широко распространенных методик, ставших традиционными, Эти методы входят в арсенал специалиста–валеолога и не требует специальной психологической подготовки.

1). Шкала Спилберга- Ханина для оценки реактивной тревоги и личностной тревожности.

Используется специальные анкеты, имеются компьютерные программы, позволяющие автоматизировать проведение данного теста. Показатели тревожности и тревоги до 30 баллов оцениваются как низкие, 31-44 балла – умеренные, 45 и более – высокие. Считается, что реактивная тревога отражает текущее состояние организма, воздействие социально–психологических стрессовых факторов, а лич- ностная тревожность отражает ранее перенесенные психоэмоциональ- ные стрессы.

2). Проективный восьмицветовой тест Люшера.

Данные тест позволяет выявить неосознанные эмоциональные нарушения. Лютером установлен вариант, который называется «аутогенная норма» - последовательность выбора восьми цветов: красный, желтый, фиолетовый, синий, коричневый, серый и черный. Такая последовательность является отражением оптимального, уравновешенного состояния эмоциональной сферы.

Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым в 1973 г.

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер.

Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии.

Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Стандартизация методики проведена на материале обследования выборки 300 студентов.
САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность —

1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества.. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма;

2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как

1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий;

2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

«Индекс жизненного стиля». Данная методика позволяет выявить один из восьми преобладающих способов психологической защиты индивида:

отрицание – недостаточное осознание определенных событий, переживаний, ощущений, которые причинили бы боль человеку при их признании;

вытеснение – исключение из сознания определенных событий и связанных с ними эмоций и переживаний;

регрессия – возвращение к психологически незрелым типам поведения

компенсация – попытки исправить или восполнить реальную или воображаемую собственную неполноценность;

проекция – неосознанное отвержение собственных мыслей и же- ланий и приписывание их другим людям;

Значение АП, вычисляемое в условных баллах по частоте пульса, артериальному давлению, росту и массе тела с учётом возраста обследуемого, позволяет:

1. выделить группы школьников с разным уровнем здоровья;

2. определить потенциальную способность организма адаптироваться к учебному режиму школы и физическим нагрузкам;

3. выявить величину и направленность изменения уровня здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении;

4. принять решение о дифференцированном допуске к занятиям физическими упражнениями или необходимости углубленного врачебного обследования;

5. определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий (разработать комплекс рекомендаций по программам с учётом группы здоровья школьников).

Р.М. Баевский связывает уровень здоровья человека с адаптационным потенциалом системы кровообращения. Адаптационный потенциал определяется по формуле, в которой учитываются измерения частоты пульса, уровня артериального давления, роста и массы тела. Чем меньше величина, характеризующая адаптационный потенциал, тем он выше и тем выше уровень здоровья (см. таблица ниже).

Наиболее высокий уровень здоровья отмечается у лиц, имеющих АП ниже 2,60 условных баллов (удовлетворительная адаптация) и, наоборот, — наиболее низкий у лиц, чей адаптационный потенциал выше 3,49 условных баллов (срыв адаптации).


Наши рекомендации