Организационная социальная психология. квалификация
квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контакт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.
7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интегра
цию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни
доминировала только семья или только карьера, или только самораз
витие. Он хочет, чтобы все это было сбалансированно. Такой человек
больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствует
ся, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.
8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентаци
ей стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препят
ствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь
свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не все
гда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию
или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продол
жением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет про
должать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему
придется серьезно рисковать.
В целях проверки методики на валидность был проведен корреляционный анализ между карьерными ориентациями и факторами личности по методике Р. Кеттелла. Результаты его подтверждают высокую содержательную валидность этого опросника. Вот некоторые, наиболее показательные примеры этого: ориентация личности на менеджмент связана с такими личностными факторами, как общительность (А+), социальная смелость (Н+) и недоверчивость по отношению к людям (L~); личность, ориентированная на служение, как правило, консервативна (Q1") и недоминантна (Е~); человек, ориентирующийся на интеграцию стилей жизни, обычно в своем поведении проявляет конформность (Q2~).
В табл. 6 представлены американские данные на выборке в две тысячи человек, собранные Э. Шейном, и данные, собранные нами на различных выборках российских испытуемых: менеджерах, предпринимателях, военнослужащих, студентах, учащихся колледжа и др. -всего 400 человек, из них 220 мужчин и 180 женщин.
Глава IX. Психологические аспектыиндивидуальной карьеры
Таблица 6. Частота выборов различных карьерных | ориентации (в%) | |||||||
Профес- | Пред- | |||||||
сиональ- | Ме- | Ста- | Инте- | при- | ||||
Выборка | ная ком- | недж- | Авто- | биль- | Слу- | Вы- | грация | нима- |
петент- | мент | номия | ность | жение | зов | стилей | тель- | |
ность | жизни | ство | ||||||
Американская | 30,2 | 27,0 | 11,1 | 9,1 | 5,5 | 2,0 | 1,9 | 4,6 |
Российская: | н,з | 10,9 | 13,8 | 12,4 | 12,9 | 10,8 | 13,5 | 10,3 |
мужчины | 10,6 | 11,7 | 13,5 | 11,8 | 12,3 | 11,2 | 13,5 | 11,2 |
женщины | 12,2 | 9,9 | 14,5 | 13,9 | 13,5 | 9,9 | 14,4 | 8,4 |
менеджеры | 12,5 | 9,0 | 11,4 | 12,9 | 13,9 | 9,8 | 13,7 | 7,1 |
предприниматели | 9,5 | 1,3,5 | 13,3 | п,о | 10,4 | 12,2 | 11,6 | 12,7 |
военнослужащие | 10,4 | 12,2 | 11,3 | 10,7 | 13,4 | 10,3 | 11,6 | 8,6 |
школьники | 10,1 | 11,2 | 12,4 | 10,6 | 12,0 | 9,1 | 12,8 | 11,2 |
студенты | 10,3 | 9,9 | 12,4 | 10,9 | 13,6 | 8,8 | 13,2 | 10,0 |
учащиеся колледжа | 10,0 | 11,8 | 14,3 | 13,5 | 11,6 | 11,6 | 15,2 | 12,0 |
безработные | 9,9 | 7,5 | 11,0 | 14,5 | 14,2 | 8,5 | 13,7 | 6,2 |
Из табл. 6 видно, что в целом для российской выборки характерно более равномерное распределение оценок по всем карьерным ориентациям. Наиболее часто выбираются такие карьерные ориентации, как «автономия», «интеграция стилей жизни», «служение» и «стабильность». Анализ табл. 6 позволяет сказать, что частота выборов карьерных ориентации в группах, которые различаются по профессиональному признаку, различна, т. е. для каждой профессиональной группы существует своя специфика карьерных ориентации. Проведенные исследования показали также, что социальные различия оказываются важнее, чем половые. В формировании карьерных ориентации важную роль играют семейное воспитание, его стиль и личностные особенности, прежде всего при формировании таких карьерных ориентации, как «профессиональная компетентность», «предпринимательство», «автономия», «вызов» и «служение». Сравнение российской и американской выборок показало существенные различия в карьерных ориентаци-ях. В американской выборке в наибольшей степени выражена карьерная ориентация на «профессиональную компетентность», которая в российской выборке не является ведущей. Та же самая тенденция видна и в выборе карьерной ориентации на «менеджмент». Значимые различия выявлены при выборе таких карьерных ориен-