А) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами

Методика выявления: ситуация естественная (во время кор­мления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопрозождая действия словами с со­ответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ре­бенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к гу­бам и уголкам рта ребенка.

Лицу, сопровождающему ребенка, задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами или ждет, когда вложат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.

Поведение ребенка: раскрывает, рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.

Взрослый утвердительно отвечает на первые два вопроса;

б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жид­кой пищи.

Материал — глубокое блюдце или неглубокая широкая чаш­ка (пиала).

Методика выявления: ситуация естественная (во время кор­мления). Ребенок на руках у взрослого в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с неболь­шим количеством жидкой пищи (40 — 50 г), сопровождая свои действия предложением пить.

Поведение ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

Месяцев

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.

Материал — погремушка или другая яркая звучащая иг­рушка.

Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.

Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, ка­кие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.

Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый при­влекает внимание к игрушке — гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает.

Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бро­сает вниз (1 мин).

Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.

2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал — яркая звучащая игрушка (устойчивая).

Методика выявления: внимание лежащего на животе ре­бенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягае­мости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ре­бенком не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игруш­ку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение, взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно пока­зав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребен­ку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.

Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашива­ют у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребе­нок на животе, как он передвигается, может ли он ползать долго, быстро, менять направление.

Поведение ребенка: сразу или после рассматривания иг­рушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движе­ния руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, харак­теризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос: "Где?" — находит взглядом предмет, находя­щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

Материал — озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.

Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают: "Где ...?" (повторяют 2 — 3 раза).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее, спрашивает: "Где ...?" — и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где ...?" После паузы (25 — 30 с), поместив ре­бенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игруш­ке, опять спрашивает: "Где ...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.

Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрос­лого, сопровождающего ребенка, понимает ли он название какого-либо предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли он глазами то, что он называет.

Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: по­долгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взросло­го, произносят повторно слоги, имеющиеся в лепете ребен­ка.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взросло­му, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли их повторно, долго ли лепечет.

Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смот­рит на губы говорящего и через 1 — 5 мин произносит по­вторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др.

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы и при­водит примеры произносимых ребенком слогов.

5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, кото­рую держит взрослый.

Материал — глубокое блюдце или широкая чашка, пиа­ла. Масса жидкости — до 100 г.

Методика выявления: к губам ребенка, который полуси­дит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить.

Если проверяют развитие не во время кормления, зада­ют вопросы взрослому, дает ли он ребенку пить из чашки, как он пьет из чашки.

Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100 г).

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как пьет ребенок.

Месяцев

1. Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на дей­ствия другого ребенка и смеется или лепечет.

Материал — игрушки, находящиеся на месте бодрство­вания ребенка.

Методика выявления: наблюдаемый ребенок бодрствует среди других детей. Наблюдают за ним не менее 20 мин.

Поведение ребенка: смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на со­седа, подражает его действиям, тянется к игрушке.

2. Действия с предметами:

а) игрушками занимается долго и разнообразно дей­ствует ими в зависимости от их свойств.

Материал — мяч, миска с шарами, кастрюля или бидон­чик с крышкой, погремушка.

Методика выявления: игрушки кладут так, чтобы ребенок их видел. Наблюдают не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками, взрослый показывает ему одно-два действия, побуждая к игре: толкает рукой мяч, снимает крышку с бидончика, пододвигает игрушки к ребенку и наблюдает. Если ребенок не пытается дей­ствовать, взрослый его рукой достает шар из миски и толкает его, наблюдая за дальнейшими действиями ребенка.

Если ребенок не играет, спрашивают взрослого, какие у него игрушки, как он играет, может ли он катать мяч или шар, гре­мит ли погремушкой, может ли вынуть шар из миски, снять крышку и др.

Поведение ребенка: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взросло­го. Выполняет любые два действия.

Взрослый рассказывает, как играет ребенок, и отвечает утвер­дительно на 2 — 3 вопроса;

б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, сту­чит, вынимает и т.п.).

Материал — мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.

Методика выявления: привлекают внимание ребенка к игруш­кам, повторно показывают и называют три действия с ними, име­ющиеся в опыте ребенка ("Покатили мяч, опять покатили..."). На­блюдают не менее 20 мин.

Если ребенок не играет, задают вопросы лицу, сопровождаю­щему ребенка, играет ли он с ребенком, показывает ли действия с игрушками, подражает ли ему ребенок, действует ли он повторно.

Поведение ребенка: смотрит на действия взрослого и подража­ет: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует по­вторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

3. Движения, общие:

Наши рекомендации