Организация изучения агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля
Целью эмпирического этапанашего исследованиявыступило выявление на опытной основе особенностей агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля.
Эмпирические задачи:
1. Изучить особенности агрессивности личности.
2. Изучить особенности волевого самоконтроля.
3.Установить связь меду агрессией и самоконтролем у подростков.
Исследование проводилось на базе школы №4 в городе Минеральные Воды. В нем приняло участие 20 школьников подросткового возраста.
В своём исследовании подростков мы использовали тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что предложенные тестовые задания составлены на доступном для подростков уровне.
Следует помнить, что при наличии сильной мотивации и заинтересованном активном настрое на тестирование его результаты будут лучше.
Исходя из полученных нами знаний, во время написания курсовой работы, проявление агрессии можно разделить на два основных типа: мотивационная и инструментальная агрессия.
Подразумевается, что оба типа могут проявляться под контролем сознания подростка, так и вне его сознания, и связаны с эмоциональными переживаниями (гневом, враждебностью). Установив степень деструктивных направленностей, допускается с большой степенью вероятности прогнозировать вероятность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных методик по психологии является опросник Басса-Дарки.
Этот личностный опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.
По мнению авторов, под агрессивностью под враждебностью можно воспринимать свойство личности, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Второй методикой для обследования подростков мы выбрали опросник волевого самоконтроля, разработанный А.З. Зверковым и Е.В. Эйдманом. Он направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается – мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.
Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Нужная нам вторая шкала отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний (называется «самообладанием»).
Процедура проведения и обработка данных. Опросник ВСК существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает ответ на каждый пункт в семибальной шкале (от-3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется версия с вынужденным выбором: «да», «нет». В инструкции оговаривается, что в случае сомнений в ответе выбирают любую альтернативу.
При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный бал на единицу). Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (приносят отрицательные очки). В результате такой процедуры балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 13 по шкале «самообладание». Сырые баллы переводятся в стандартные с использованием таблиц норм, соответствующих обследуемому контингенту.
Высокий балл по шкале «самообладание» набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное ограничение собственной спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, к преобладанию постоянной озабоченности утомленности.
На отрицательном полюсе данной шкалы – спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью, консерватизмом и предпочтением традиционных взглядов, ограждает человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощенности и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.
По итогам обработки методики выявлялся общий индекс ВСК и уровень развития самообладания.
Итак, при статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, а также коэффициент корреляции Спирмена, позволяющий определить степень взаимовлияния между показателями агрессивности и волевого самоконтроля у подростков.