Цикличность модных цветов

Цветовой язык одежды говорит о многом. И конечно же, о том, как меняется человек под воздействием цвета. И как под действием моды меняется его цвет. Зная теперь, что один и тот же цвет утомляет не только окружающих, но и нас самих, можно легко понять, почему мода так активно изнутри нас периодически вступает в свои права.

Своеобразным Солнцем проходит она по зодиакальному кругу души. Здесь-то и выявляются космические первопричины моды. Ведь священный календарь любой религии олицетворяет вечный возврат к ограниченному числу божественных актов. Ритмов Макро- и Микрокосма. И в этом смысле зодиакальный круг универсален в отражении и божественных, и наших духовных реалий. Как возвышенно-земных — религий. Так и земных — моды.

Круг Зодиака используют не только астрологи Востока, но и Запада. Поэтому различные соответствия между цветами и знаками у меня всегда вызывало недоумение. Один пример. Лев — власть Солнца, чистый проникающий Свет. Согласно Фулканелли,[mccxxvi] «Лев — это знак золота, столь же алхимический, сколь и природный; он передает также физико-химические свойства этого вещества». По Элиаде, этот знак связан с чувствами и эмоциями. Львица же символизирует материнский инстинкт и всегда сопровождает Великую Мать. Все это (см. желтый цвет[mccxxvii]) дает прямое указание на солнечно желтый как символ Льва, как сублимат женского бессознания.

Показательно, что путаница с цветами этих знаков связана с абсолютной неразработанностью гендерного соотнесения цветовой «символики» с нормальными и экстремальными состояниями человека. Сохранившиеся документы по предметным цветам и их отображению в произведениях искусства древних обществ позволили мне сделать выводы о явном наделении цвета различными значениями.

Так, обычно наделяемые символикой предметные цвета геометрических фигур, стихий, первоэлементов и др. воспроизводятся при переходе от культуры к культуре достаточно редко. Более частое воспроизведение символических значений цвета в разных культурах наблюдается при изображении астрономических, астрологических и географических представлений (планет, знаков Зодиака, времен года, дней недели, стран света и др.), что так же, как и в первом случае, нередко служит предметом спекуляций из-за отсутствия критериев соответствия.

И, наконец, наиболее характерным (документально воспроизводимым и, на наш взгляд, эмпирически обоснованным) является символически-цветовое (хроматическое) описание раскрасок одежд и ритуальных украшений, которые достаточно надежно связаны с функциями интеллекта и чертами характера богов и людей в их диморфизме при учете соответствующих (нормальных или экстремальных) условий жизни.

Данные примеры призваны показать, что обобщения (проводимые обыкновенно на уровне подсознания в виде образных представлений различны по цветовым оттенкам, то есть приобретают различный смысл при детализации цвета. Возможно, именно последний фактор принципа соответствия более всего сказывается на существующей до настоящего времени "путанице" в интерпретации как собственно смысла цвета, так и его "символических" значений. Это в равной степени относится к разночтениям в символике камней, живых цветов, первоначал и т. п. символике, встречающейся в журналах моды, дизайна и стиля.

Все это заполняет нашу земную жизнь. Жизнь, продвигающуюся по зодиакальному кругу — по кругу цветов Белого Света. Приведем эти зодиакальные знаки во избежание разночтений, которые нередко встречаются в литературе. Своими весьма специфическими цветами эти знаки выявляют и собственный контраст, и относительный период их смены в нашей душе.

Овен — пурпурный Телец — красный Близнецы — оранжево-красный Рак — оранжевый Лев — желтый Дева — желто-зеленый Весы — зеленый Скорпион — зелено-голубой Стрелец — голубой Козерог — синий Водолей — сине-фиолетовый Рыбы — фиолетовый

В моде для каждого цвета период этот различен и не так уж последователен, как в зодиакальном круге. Поэтому мы не приводим цвета модных одежд в каком-нибудь столетии, поскольку за столетие мода может пройти не один цветовой круг, не один круг Зодиака. Изучение здесь только начинается. В среднем, модным принято считать цвет от одного до трех лет. Проще говоря, этот период предназначен нам природой социального общения для перехода к следующему этапу интеллектуального развития. Цветовая терапия позволяет ускорить этот процесс и за несколько сеансов достичь тех же результатов, что привносят в нашу жизнь многолетние цвета моды. И одновременно остаться в том же возрасте, что и были. И вместе с тем, получить цвета, требуемые от нас развивающимся интеллектом.

Вот так и возникает изменчивость нашей тяги к цветам. И трудно не заметить ее цикличность и нашу приверженность к тому или иному цвету в ритмах массовой моды. Вспомним как в 1995/97 годах молодежь оделась в черно-красное. И всего лишь через год-два проявился устойчивый интерес к черному. Сегодня же все чаще встречаются светлые и разбеленные тона смешанных цветов.

Никакой модельер не рекомендовал еще женщине и тем более мужчине иметь гардероб всех цветов радуги… Но ведь настроение каждого человека связано с цветом. В чем же здесь дело? Может ли человек иметь платья всех цветов и оттенков? Чтобы его личность проявила себя наилучшим образом? В том-то и дело, что не может.

Смысл цветов в моде

И объясняется это тем, что существует не менее миллиона цветовых оттенков. И еще тем, что мода была, есть и будет всегда социальным явлением. Ибо лишь мода может объединить идеальные планы возможных партнеров. С метафизических позиций семантика цвета в моде может играть следующие роли:

Белый цвет. Смысловая функция белого цвета производна от света. От мистического просветления. Когда он выступает как чистейший желтый (т. е. имеет такое же отношение к желтому, как черный к синему морских глубин), он означает интуицию женственности вообще. В утверждающем и духовном же аспекте — материнскую интуицию иррационального познания.

С другой стороны, семантика белого цвета имеет и отрицательное свойство (мертвенную бледность), которая может быть символом смерти и символом такой сферы интеллекта как сознание, омертвляющего все и вся. Эта семантическая белизна служит и символом прошлого и в этом случае является источником множества ритуалов и обычаев.

Так, М. Элиаде упоминает танцы лунного света, исполняемые женщинами с набеленными лицами в пережиточных обществах. Этот принцип энергетического дуализма противоположностей заложен во многих символах белого цвета в одежде.

Леонардо же отмечает следующее: если будешь изображать белое тело, окруженное большим количеством воздуха, то обращай внимание на цвета противостоящих ему предметов, потому что белое не имеет в себе никакого цвета, но частично окрашивается и переходит в цвет, ему противостоящий.

Если увидишь в открытой местности женщину, одетую в белое, то та ее сторона, которая будет видна солнцу, будет настолько светлого цвета, что на нее будет даже несколько больно смотреть, как на солнце. А та ее сторона, согласно Леонардо, которая будет видима воздуху, освещенному солнечными лучами, в него вплетенными и его пронизывающими, покажется отливающей в синий цвет— вследствие того, что воздух сам по себе синий.

Серый — цвет семантической пассивности во внешнем мире, нередкого конформизма для сохранения оптимального гомеостаза внутренних цветов и лучшей адаптации к цветам внешней среды; в моде серый — цвет скромности и благородства. В конце ХХ века этот цвет оказался весьма популярным у деловых женщин. Однако в то время как семантика серого цвета позволяла им преуспевать в бизнесе, незаметность серого цвета часто отрицательно сказывалась на интимных отношениях и завязывании новых связей в силу максимальной равновесности (гомеостатики) серого цвета.

Черный цвет — выражение семантического максимализма (все поглощать и ничего не отражать). Поскольку черный этим свойством олицетворяет грехопадение, то он нередко превращается в энергетический символ неправедной критики и судебного произвола. И противостоять ему в этом случае может лишь его же семантика.

Как писал Леонардо, черные одежды делают обнаженные места у людей более рельефными на вид, чем белые одежды, и это происходит согласно третьему положению его девятой книги, которое гласит: «Поверхность всякого непрозрачного тела причастна цвету противолежащего ему предмета».

Кроме того, черные одежды заставляют тело человека казаться белее, чем в действительности, белые — казаться темным, — цветным, а в красных одеждах оно выглядит бледным.,

Красному цвету прежде всего свойственны такие семантические свойства как мужественная способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения.

В традиционном Китае детям к кисти руки привязывали что-нибудь красное, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы они не болели и никто не сглазил. Однако сфера действия красного цвета ограничена тем, что он стимулирует только физическое тело, ускоряя движение крови и т. п.

Розовый цвет выражает мягкость энергетического воздействия и вполне приемлем для раннего возраста развития человека. Как семантический символ в моде, розовый цвет чаще всего передает некоторый инфантилизм и мягкость характера.

Оранжевый цвет также обладает уникальными семантическими качествами: он способен усилить приток жизненной энергии, укрепить волю и интеллект для большей активизации собственных действий во внешнем мире.

Желтый считается проявлением женственного начала нашего интеллекта и жизнеутверждающего оптимизма. Как выяснили психологи, желтый цвет влияет на интеллект стабилизирующе, укрепляюще, разгоняет меланхолию, внушает оптимизм и веру. В одежде солнечно-желтый цвет ориентирует на будущее, дает отдых и способствует положительным эмоциям всех сфер интеллекта.

Зеленый цвет является семантическим мостом между двумя группами цветов — теплыми (красными, оранжевыми и желтыми, резонансно связанными с бессознанием) и холодными (голубым, синим и фиолетовым, связанным с подсознанием). Осознание себя в этом противоречии теплых и холодных цветов и дает энергетика зеленого цвета. Самосознанием же как правило обладает мужественная сфера интеллекта. Поэтому желающие стать более организованными и одновременно более мужественными (в гендерном плане) могут использовать этот цвет в своей одежде и в ближайшем окружении.

Голубой. Как показано выше, его семантика на подсознательном уровне в большей степени способствует развитию функций женского подсознания в нормальных, и мужского — в экстремальных условиях. Так, в белье голубой существенно снижает мускульное напряжение, давление крови, и создает болеутоляющий эффект. Этим цветом в белье имеет смысл создавать ощущение покоя и доброжелательности, умения ладить с людьми тем многим мужчинам-чиновникам, которых обычно называют “бездушными”. Поскольку в русском языке «голубой» наделен эмоциональным характером вовзвышенных чувств, то его семантика может использоваться для создания нравственно высоких качеств личности.

Синий в силу обоеполого характера его энергетики хорошо действует при удовлетворении потребности в мирном и расслабленном покое без какого-либо эмоционального эффекта. Его использование в одежде (в равной мере для мужчин и женщин) является хорошим средством для восстановления сил после глубоких переживаний.

Фиолетовый — цвет семантики творцов, то есть лиц, которым обычно приходится иметь дело с таинственным, иррациональным в создании нового человека. Поэтому фиолетовые тона одежд нередко связаны с семантикой внушения и могут навевать мечты и фантазии, свойственные скорее мужчинам. В тоже время творческая энергетика этого цвета может создать определенные условия для раскрытия женской креативности и духовности.

Пурпурный сочетает семантику крайних цветов спектра и обычно обеспечивает благоприятное действие на старшее поколение. Стимулирующая энергетика красного в том или ином сочетании с тоническим покоем синего создает оптимальную равновесность всех сфер интеллекта. Как уже говорилось, в зависимости от оттенка позволяет воздействовать как на фанатизм мужчин, так и на женский фатализм жизненно важных установок.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Наши рекомендации