Оценка функций интеллекта по предпочтительным цветам 13 страница

[mclxii] В семейной психотерапии акцент делается на межличностных отношениях партнеров в противовес внутриличностным. См., например, Леви Д. А. Семейная психотерапия. История, теория и практика. СПб.: АНИМА, 1993. С. 17.

[mclxiii] Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. § 588–591, 595.

[mclxiv] См.: Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 247.

[mclxv].Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.

[mclxvi] Гендерные аспекты цветовой семантики представлены далее.

[mclxvii] Гете. Хроматика. § 803–810.

[mclxviii] В предыдущих публикациях я пытался сформулировать этот закон в общем виде одновременно для обоих (N и Е) состояний интеллекта, что приводило к его неоднозначности (Серов Н. В. Светоцветовая терапия. С. 37). Здесь представлено лишь одно (нормальное) состояние.

[mclxix] Универсальный характер этого тезиса очевиден, поскольку практически все устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное настроение, оказываются близкими по цвету в совершенно различных культурах западного мира.

[mclxx] Аристархов В. Электромагнитная диагностика биообъектов // Холдинг РБК. 2002. Вып. 17 // [email protected]

[mclxxi] Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188.

[mclxxii] Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. Гл. 2–5.

[mclxxiii] Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. § 3.5.

[mclxxiv] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 551–553.

[mclxxv] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 31

[mclxxvi] Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Приложение II. С. 365–436.

[mclxxvii] Цит. по: (Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 101).

[mclxxviii] См., к примеру, Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35; Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — сила. 1988. № 10. С. 47.

[mclxxix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 185.

[mclxxx] Сукарно. «Сарина». Задачи женщин в борьбе республики Индонезии. М.: ИЛ, 1961. С. 110.

[mclxxxi] Шерцль В. О названиях цветов // Филолог. Записки. Воронеж. 1884. Вып. II–III. С. 67.

[mclxxxii] Разумеется, в трауре мужчина одевает темный, но не обязательно черный костюм и галстук. Рубашка также не обязательно должна быть темной, и тем более черной. В похоронных церемониях часто на мужчинах встречается и белая рубашка.

[mclxxxiii] Как не без юмора констатировал Гете, «женщины ходят теперь исключительно в белом». В наше время этот же факт констатируется и художниками: «девушки все в белых платьях» (Герман Гессе, «Под колесами») и учеными «невесты одевают белое» (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. S. 128.

[mclxxxiv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 102.

[mclxxxv] Гете «Хроматика». § 841.

[mclxxxvi] Серов Н. В. Лечение цветом, 2-е изд.. С. 88.

[mclxxxvii] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 91.

[mclxxxviii] Все цит. в этом разделе приведены по работам Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979; Шварц Ф. Алхимия и духовная эволюция // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 5–17; Пуассон А. Теории и символы алхимиков // там же. С. 19–141; Блаватская Е. П. Алхимия в XIX столетии // там же. С. 145–175.

[mclxxxix] Цит по: Порталь Ф. Символика цвета … // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Приложение II. С. 374.

[mcxc] См.: Иттен И. Искусство цвета. М.: изд. Д. Аронов, 2000. С. 11–14.

[mcxci] В связи с этим некогда у меня возникло предположение, что в истории искусств остаются знбчимыми лишь творения, в которых воплощены архетипические черты, и особенно в цвете. Если это так, то одним из критериев «истинности» произведения искусства могло бы являться определение количества архетипических образов и, в частности, цветов, семантизированных канонами в заданных образах. Поверхностное сравнение музейных коллекций подтвердило справедливость этой гипотезы для определенных эпох (Флорентийская школа, Креди, Орланди, Дадди, Лоренцетти, Учелло, Боттичелли, Кастелло, Рафаэль, Леонардо) и резкие отклонения от этого правила в другие эпохи, к примеру в XVII веке у отдельных художников (Пуссен, Рени, Албани и другие). Проводить или не проводить хроматический анализ произведений искусства — с целью выявления и дальнейшей детализации архетипических цветов — решать искусствоведам. Мою задачу — чисто культурологическую — обоснованно сформулировать на перспективу проблемную тему культуры и, в частности, искусства, я считаю выполненной.

[mcxcii] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 102.

[mcxciii] Цит. по: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 103.

[mcxciv] Детализацию масонской символики (см.: Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: МО, 1995. С. 384–390).

[mcxcv] Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 304.

[mcxcvi] Петров В. М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. С. 18–36. Возможно, со временем в этой теории и появятся достоверные критерии учета свето-цветовых эталонов, национальной идентификации, равновесия и т. п. Отсутствие же этих критериев в данной работе не позволяет мне останавливаться на ее анализе, поскольку понятие «национальный характер», по определению Ю. П. Платонова, является не аналитическим, а описательным, и может использоваться лишь в относительном смысле. См.: Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. Гл. 11–12.

[mcxcvii] См. например, Штенгелов Е. Цвет в художественной литературе // Наука и жизнь. 1970. № 8. С. 24–26.

[mcxcviii] Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: ЛГУ, 1989. С. 112 (приведено число использований).

[mcxcix] Мандельштам Н. Вторая книга. Paris: YMCA-PRESS, 1972. С. 614–623.

[mcc] Гумилев Н. //Аполлон. 1914. № 5. С. 37.

[mcci] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccii] Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 117 (в скобках указана частотность, в %).

[mcciii] Миллер-Будницкая // Изв. Крамского пед. Института. 1930. Т. 3 (в скобках приведены годы).

[mcciv] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccv] Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 121 (в скобках указана частотность, в %).

[mccvi] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccvii] Эрнст Неизвестный // Искусство кино. 1989. № 6. С. 69.

[mccviii] Гаспаров Б. М. // Даугава. 1988. № 10. С. 101.

[mccix] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccx] Абрамов Л. К (Ред.). Руководство по цвету для архитекторов, строителей и студентов Л.: ЛИСИ, 1967.

[mccxi] Ред. статья «Какой цвет к лицу Петербургу?» // Современное строительство. 1996. № 2 (23). С. 1.

[mccxii] Дьяков Л. А. Цвет в ансамблях классицизма // Искусство в ансамблях классицизма. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 205–227.

[mccxiii] Эту оппонентность лучше всего демонстрирует выбор цветов женщинами в цветовом круге: К — Г — О — С — Ж — Ф — З — П. Мужчины выбирают цвета последовательно по периметру цветового круга: К — О — Ж — З — Г — С — Ф — П. См. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 233–239. Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. С. 57–67.

[mccxiv] Петров Л. В. Мода как общественное явление (Анализ а социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. С. 31.

[mccxv] Данные приведены по работам: Козлова Т. В. Цвет в костюме. М., 1989; Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М., 1976; Nanu A. Artă stil costum. Bucuresti, 1976.

[mccxvi] Как пишет Плутарх, Ликург запретил ношение крашеных тканей, чтобы они не льстили нашим чувствам. Не говорит ли это весьма показательное свидетельство, что цвета нашей одежды льстят, ласкают, лелеют, взращивают, материализуют наши «идеальные» чувства. Все таки льстить можно лишь самолюбию, которое в нашем интеллекте представлено чаще всего подсознанием.

[mccxvii] По утверждению Плутарха, спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой. Патриотизм спартанцев общеизвестен, а пурпур производился в Финикии.

[mccxviii] Во второй половине XVI века окончательно складывается тип траурной одежды: траурным цветом становится только Ч (раньше траурная одежда могла быть Ф, Сер, или Кор.). Траур в женской одежде сложился примерно в это же время. Он представлял собой сочетание Ч платья с Б вуалью (См.: Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М., 1976. С. 84–86).

[mccxix] Кафтан из сукна «горохововго цвета» считался модным при франц. дворе в конце XVII века XVIII века (Костюм в России первой четверти XVIII века. Л.: ГЭ, 1984. С. 13).

[mccxx] «Рококо» (от франц. rococo — украшение в форме раковины) — элемент декора, характерный для этого стиля.

[mccxxi] Забозлаева Т. Б. Символика цвета. СПб., 1996. С. 16.

[mccxxii] «На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук…» (М. Ю. Лермонтов).

[mccxxiii] Именно как все более усиливающееся противостояние «Севера» и «Востока», а не как название четвертного румба Nord-Ost.

[mccxxiv] Желтые тона женственности предполагают появление фиолетовых тонов мужественно-творческого выхода из этой сегодняшней нелепости бытия…

[mccxxv] Под влиянием цветного фона больше всего изменяются красный и зеленый цвета. Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного.

[mccxxvi] Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 91.

[mccxxvii] Цветообозначения льва практически во всех языках связаны со светло-желтым цветом. См. например: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 325.

Примечания к 5 части

[mccxxviii] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. С. 208.

[mccxxix] Лестер Ирина. Зачем нам феминизм? // «Женщина Плюс…». 2002. № 3 (27). С. 13–15; Абарбанел Гейл, Ричман Глория. Жертва изнасилования // «Все люди — сестры». Бюллетень № 1–2. Петербургского Центра Гендерных Проблем. СПб., 1993. С. 106–124.

[mccxxx] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет… С. 197–199.

[mccxxxi] Дорофеева Э. Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. Л.: Медицина. С. 319–327.

[mccxxxii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 55.

[mccxxxiii] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 84.

[mccxxxiv] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 10.

[mccxxxv] Там же. С. 24.

[mccxxxvi] Лингвисты нередко смешивают понятия о светлоте и яркости. Последняя, по определению фотометрии, является характеристикой цветного света, а не цветовых образцов, цвет которых принято характеризовать понятием светлоты.

[mccxxxvii] Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290.

[mccxxxviii] Kay P., McDaniel C. The linguistic sighificance of the meaning of basic colour terms // Language. 1978. V. 54. P. 629 (Цит. по: А. Вежбицкой, 1997. С. 238).

[mccxxxix] Категориальной универсалией цвета, согласно концепции Анны Вежбицкой, является цветовой фон природы. Так, по мнению этого исследователя, коричневые и рыжие цвета представляют культурный интерес, который безусловно связан с важностью почвы и скота в жизни человека и поэтому должны рассматриваться в контексте зрительной релевантности таких пространств (конструктов), как небо (чаще всего голубое), море (чаще всего синее), земля, покрытая травой (обычно зеленой), земля, покрытая снегом (белым) и голая земля (обычно коричневая). Однако этой концепции противоречат по меньшей мере три положения. Во-первых, голая земля не всегда является черноземом, так нередко встречаются и красноземы, и желтоземы, и песчаники. Во-вторых, человек чаще обращает внимание на фигуру на каком-то фоне, чем на фон за кокой-то фигурой. Внутренние универсалии для фигуры (компоненты интеллекта и времени) достаточно детально представлены в работах по хроматизму. И в-третьих, материалы, к примеру, чукотского языка показывают, что с подобного рода предметными цветовыми универсалиями связаны названия лишь для желтых, зеленых и синих тонов, тогда как обозначения для белого, черного и красного цветов не выводятся из названий и поэтому не связываются с какими-либо из перечисленных универсалий (Шемякин Ф. Н. К проблеме словесных и чувственных обобщений (на материалах названий цвета в чукотском языке) // Изв. Ак. Педагог. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 75).

[mccxl] Здесь, правда, следует учесть, что в лингвистике под означаемым нередко имеют в виду не реальный предмет, а соответствующий концепт или понятие, что, вообще говоря, снимало бы сам предмет дискуссии, если бы обсуждение велось исключительно в пределах лингвистического анализа и не переставляло акценты в основах хроматизма.

[mccxli] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 56.

[mccxlii] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 125.

[mccxliii] См., к примеру, коллективную монографию (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990).

[mccxliv] Иное дело, если это слово сопоставляется с материальным объектом, например, с краской, о чем в данном случае речи не идет.

[mccxlv] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996. §5.4.

[mccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Часть 3.

[mccxlvii] Это подтверждается феноменом образования образ-концепта, в котором смысл образа (концепт) принципиально не отделим от образа (апертурного цвета). Об этом размышлял еще Витгенштейн в § 239 Философских исследований: «Откуда человеку знать, какой выбрать цвет, когда он слышит слово «красный»? — Очень просто: он должен взять тот цвет, образ которого всплывает в его сознании при звуках услышанного слова. — А как ему узнать, каков тот цвет, «образ которого оживает в его сознании»? Нужен ли ему для этого еще какой-то критерий? (Разумеется, существует некая процедура: выбор цвета, возникающего у кого-то в сознании, когда он слышит слово…) Фраза: «Слово “красный” обозначает цвет, возникающий в моем сознании, когда я слышу слово “красный”» — была бы дефиницией, а не объяснением сути обозначения чего-нибудь словом» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 170).

[mccxlviii] Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГПУ, 2001. Гл. 6.

[mccxlix] Любопытно, что не только лингвисты, но и психологи старательно обходят хроматическое соответствие психического идеальному. К примеру, в своей замечательной книге О. А. Орехова пишет, что «хрома» включает три основных значения: обозначение цвета; цвет как ощущение; энергия — эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение (Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. С. 39). Однако никогда еще обозначение цвета не включалось в понятие “цвет”, включая сюда и термин “хрома”. Так, у большинства античных мыслителей наиболее часто используемым значением “хрома” было именно представление о цвете как идеальном (внутреннем, чисто психическом!) образе по меньшей мере относительно материальной краски внешнего мира. Цветообозначение же является материальным относительно этого образа. Еще раз напомню, что в любом разделе науки (в отличие от философии), вероятно, никогда не будет соблюдаться принцип абсолютного детерминизма — в силу относительной идеализации как объектов, так и граничных условий их исследования.

[mccl] Если под «образом» понимать субъективную картину мира всех планов интеллекта, а под «концептом» — смысл образа, то «образ-концепт» включает смысл образа с картиной мира, объективированной Ид-планом. Иначе говоря, образ-концепт представляет собой смысл архетипического образа, сублимированного в процессе фило- и онтогенеза. Поэтому — в отличие от образа и концепта — в образ-концепте смысл и несущий его образ принципиально неразделимы в силу сублимации. Наиболее характерный пример образ-концепта — апертурный цвет, где смысл и образ цвета содержат информацию исключительно в интегрированном сублимацией виде (Под «сублимацией» в хроматизме понимается вид обобщения на уровне «чувственно-образной» логики подсознания).

[mccli] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психология). СПб.: ДНК, 2000. С. 29–31.

[mcclii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28–30.

[mccliii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980, P. 124, 189–191.

[mccliv] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 9, 45, 112.

[mcclv] Серов Н. В. Античный хроматизм. Гл. 7, 14, 17; Серов Н. В. Эстетика цвета. § 1.2–1.5.

[mcclvi] Соколов Е. Н. Векторная психофизиология // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4–5. Леонов Ю. П. К теории цвета в евклидовом пространстве // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 54–67; Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

[mcclvii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. С. 112, 212. Он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 447–474; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. С. 42–45.

[mcclviii] Серов Н. В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. С. 193–201; он же. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; Serov N. Semantics of color in chromatism // The 9th Congress of International Color Association // Proc. SPIE, 2002. Vol. 4421. P. 48–51.

[mcclix] Серов Н. В.. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; он же. О классификации формул физики на основе теории размерностей // Физика твердого тела. Л.: ЛГУ, 1975. С. 236–241.

[mcclx] В самом деле, казалось бы, «нельзя в одну реку войти дважды», — как говаривал Гераклит и упорно повторяют современные философы, забывая, что принципы научной идеализации еще Платоном только начинали осознаваться.

[mcclxi] Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003. С. 45.

[mcclxii] Весьма показательным мне показался вопрос участницы одной из конференций в конце 2002 года: «А кто вам сказал, что психология должна быть наукой; это вы сами так решили?». — Чтобы не ссылаться на авторитеты, я ответил утвердительно. В действительности же, эта проблема в течение веков вставала перед учеными и прежде всего — в ее этическом аспекте. Лицам, которых волнует эта проблема, я мог бы рекомендовать внимательно прочитать 10 Главу монографии Карла Роджерса «Становление личности. Взгляд на психотерапию» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2001) и сопоставить все «за» и «против» лично для себя.

[mcclxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 246.

[mcclxiv] Там же. С. 43.

[mcclxv] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб., 2001.; Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М., 2001; Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002; Бреслав Г. Э. Цветопсихология СПб., 2000; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Самара, 1996; он же. Введение в психосемантику цвета. Самара, 2001.

[mcclxvi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., ДНК, 2000. С. 21.

[mcclxvii] Там же. С. 248, 380, 211.

[mcclxviii] Бреслав Г. Э. Цветопсихология… СПб.: Б&K, 2000; Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Петрополь, 1995.

[mcclxix] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 445.

[mcclxx] Так, например, Рудольф Арнхейм полагает, что «объективный перцепт — это объект, который мог бы быть рожден в нервной системе, если бы не существовали активные внутренние силы, вызывающие различия при восприятии. В ряде случаев на объективный характер перцептов косвенно указывает их сходство с физическими эквивалентами <…> Будучи измеренными, яркость цвета или длина соответствующей волны — это не свойства объекта восприятия, а лишь его физические корреляты; между тем, одни лишь перцепты доступны человеческому опыту» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 341). На мой взгяд, эти рассуждения позволяют лучше понять первоочередную важность перцепта в жизни человека, и в то же время еще раз доказывают принципиальную неразделимость образа и цветового концепта в сублиматах, то есть в образ-концептах.

[mcclxxi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 54–58.

[mcclxxii] Цит. по: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 441.

[mcclxxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28, 29.

[mcclxxiv] Там же С. 31, 20, 211..

[mcclxxv] Вспомним, что о связи психологии и философии говорил и Пиаже, но основополагающим принципом его теории было все же подразделение терминологии для этих областей познания (Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 70).

[mcclxxvi] Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 20.

[mcclxxvii] Приведение хроматического тезауруса в качестве примера для Сборника мне кажется достаточно обоснованным. Ибо у любого серьезного исследователя закономерно возникает вопрос: «На какой основе можно создавать подобный Сборник?» И, разумеется, вряд ли это сможет быть реальным мероприятием, если он будет основан на одной из «субъективных» (см. § 1.1.) теорий одного из исследователей. Именно это «рассогласование» известных мне психологических теорий и позволило предложить в качестве основы хроматическую модель интелекта, объективированную мировой культурой. Это предложение связано и с тем, что переход от объективного к субъективному всегда осуществляется более адекватно, чем обратный переход.

[mcclxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 8.4.

[mcclxxix] Напомню, что согласно К. К. Платонову, к первой подструктуре относятся исключительно социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные свойства и отношения; ко второй — индивидуально приобретенный опыт (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры); к третьей — индивидуальные особенности отдельных психических процессов (форм отражения); наконец, к четвертой — биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, органические изменения) (Платонов К. К. Теория и методы изучения личности // Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. С. 21; он же. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–70). В хроматизме же рассматриваются не структуры (ибо они обозначают некие материальные свойства отношений) а системные функции. См. мою «Светоцветовую терапию», где эти функции сопоставлены с подструктурами К. К. Платонова. Структуры же и подструктуры могут рассматриваться в физиологии на уровне материальных субстратов этих относительно идеальных функций.

[mcclxxx] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 177–214.

[mcclxxxi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 123.

[mcclxxxii] Там же. С. 248.

[mcclxxxiii] Там же. С. 245.

[mcclxxxiv] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxv] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 247.

[mcclxxxvi] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxvii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 243.

[mcclxxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Ч. 3.

[mcclxxxix] Там же. С. 36.

[mccxc] Там же. Ч. 2.

[mccxci] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 19.

[mccxcii] Шопенгауэр А. ПСС. Т. I. М., 1901. С. 193.

[mccxciii] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 28–30, 75–82.

[mccxciv] Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. Л.: Наука, 1967. С. 169.

[mccxcv] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий … С. 28–30, 75–82.

[mccxcvi] Основанием этому служит гипотеза нейрофизиологов, согласно которой межполушарные различия существуют не только на когнитивном уровне, где производится классификация сенсорных сигналов и принимаются решения о зрительных образах, но и на более раннем этапе — еще при описании изображений с помощью врожденных, необучаемых механизмов зрительной ситемы (Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий…. С. 82–84).

[mccxcvii] Напомню, что Л. Витгенштейн намечал проблему Видение общего следующим образом: «Представь, что я показываю кому-нибудь разноцветные картинки и говорю: «Цвет, который ты видишь на всех этих картинках, называется “охра”. — Это — определение, и другой человек поймет его, отыскав и увидев то общее, что есть в этих картинках. Тогда он может взглянуть на это общее, указать на него. Сравни этот пример с таким: Я показываю ему фигуры разной формы, но окрашенные одним цветом и говорю: «То общее, что в них имеется, называется “охра”» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 113).

[mccxcviii] Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53.

[mccxcix] Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 95–142.

[mccc] Серов Н. В. Светоцветовая терапия, 2001. § 11.3.

[mccci] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 352.

[mcccii] Позже, правда, сама Э. Рош отказалась от этой гипотезы, но в информатике ее экспериментальные и аналитические работы, подтверждавшие существование «прототипов» и «фокусных цветов» считаются вполне работосопособными. См.: Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров). М.: Прогресс, 1995. С. 143–184. Аналогичный вывод сделан и в хроматизме в связи с тем, что между «прототипами» фокусных цветов и апертурными цветами архетипов мной было установлено множество связей.

[mccciii] Витгенштейн Л. Философские исследования. § 501.

[mccciv] Цит по: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 426. Для лучшего понимания смысла ОК отметим, что этот афоризм Витгенштейн заключает следующими словами: «Какое странное признание». Действительно для формальной логики это абсолютно непонятно, тогда как для образной — априорная истина. Это Витгенштейн — как гений аналитической философии — выразил весьма четко.

[mcccv] В этом смысле публикации психологов до сих пор пленяют своей философичностью. Что, к примеру может означать фраза: «Психический образ — результат сложно организованной деятельности, опосредованной категориальными структурами различного типа и происхождения». См., например, Яньшин П. В., Фомина Ю. В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста // Психол. Журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 61–70. При этом как всегда испытуемые не ранжированы ни по гендеру, ни даже по полу. Поэтому, разумеется, без философии здесь не обойтись.

[mcccvi] Международный светотехнический словарь / Под ред. Д. Н. Лазарева. М.: Русский язык, 1979. С. 71–72.

[mcccvii] Луизов А. В. Свет и цвет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. С. 27.

[mcccviii] 2 Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 94–103; Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1.

[mcccix] 3 Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1; Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl., 2000. V. 25. P. 318–332.

[mcccx] Рабкин Е. Б. Методы спектральной индикации // Проблемы физиологической оптики. 1969, Т. 15. С. 43–48.

[mcccxi] Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. С. 422.

[mcccxii] Hard A., Sivik L. A theory of colors in combination. A descriptive model related to the NCS color-order system // Color Res.& Appl. 2001. V. 26. P. 4–28.

[mcccxiii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 67.

[mcccxiv] Ярбус А. Л. О работе зрительной системы человека // Биофизика. 1975. Т. 20. Вып. 5. С. 916–919; Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y., John Wiley & Sons 1966. P. 469–472.

Наши рекомендации