Случай из консультативной практики
(Описание и разбор)
Данный случай из консультативной практики предоставлен нам психологами-консультантами TJ3. Костиной и JIJ5. Цветковой. Консультирование осуществлялось в профессиональном училище в одном из городов Московской обл. в 2002 г. От мастера производственного обучения поступил запрос: студент Д. (15 лет, 1-ый курс, группа поваров) стал вести себя вызывающе, часто нарушает дисциплину на уроках, с товарищами дерется.
До начала процесса консультирования у психологов возникли следующие консультативные гипотезы:
1. Негативные явления в поведении молодого человека связаны с низкой мотивацией обучения в училище по профессии «повар».
2. Негативные явления связаны с неблагополучной обстановкой в семье.
3. Негативные явления связаны с фрустрированной потребностью в самоуважении.
4. Негативные явления связаны с задачей адаптации в новом коллективе. Молодой человек не знает других способов самоутверждения и пытается самоутверждаться неадекватными способами.
5. Негативные явления связаны с возрастом. Возникла потребность в противопоставлении себя взрослым и группировании со сверстниками.
Далее в процессе беседы после завершения знакомства психолог-консультант пытается проверить эти гипотезы.
Кто говорит | Содержание сообщения | Анализ консультации |
Психолог | Добрый день. Проходи, пожалуйста, усаживайся поудобнее. | Демонстрация доброжелательности и заинтересованности |
Клиент | (Проходит, садится, осматривается.) Здравствуйте. А зачем вы меня позвали? | |
Психолог | В начале учебного года я всех первокурсников приглашаю, чтобы познакомиться поближе в неофициальной обстановке. Меня зовут Татьяна Васильевна. А как мне тебя называть? | Ответ снимает напряжение и располагает к знакомству |
Клиент | Денис | |
Психолог | Денис, расскажи мне о себе поподробнее. Почему пришел учиться в ПУ? Чем увлекаешься? Что больше всего тебя волнует? | Консультант пытается приступить к проверке 1-й из выдвигавшихся заранее гипотез |
Клиент | А что мне о себе рассказывать? Живу как все, да и все, ничем сильно не увлекаюсь. | Пытается продемонстрировать свою эмоциональную независимость от взрослого человека |
Психолог | Денис, а ты по собственному желанию пришел учиться в ПУ или родители настояли? | Психолог пытается сыграть на юношеском негативизме. Теперь нежелание вступать в диалог трактуется как зависимость от родителей, несамостоятельность |
Клиент | Ну, я в школе не очень хорошо учился - было много троек. Меня бы в десятый класс не взяли. А на повара я выбрал сам учиться, потому что в армии поваром легче служить. | Прием оказался удачным. Парень начинает искренне рассказывать о себе, доказывая свою самостоятельность: родители здесь ни при чем |
Психолог | Как родители отнеслись к твоему выбору? | Сейчас, когда клиент разговорился, переключение его внимания на родителей может быть полезным в том плане, что позволит проверить 2-ю ги потезу - о неблагоприятной об становке в семье |
Клиент | Хорошо, одобрили. Мама сказала, что ей теперь будет легче, я буду домашним поваром. | Информации пока недостаточ но, но та, которая есть, говори в пользу благоприятной обета новки в семье |
Психолог | А ты дома готовишь? | Вопрос короткий, понятный, на него легко ответить. И в то же время он позволяет получить информацию для проверки сразу двух гипотез! |
Клиент | Да, мне нравится готовить. Понравилось, когда нас водили на экскурсии в столовые, в ресторан. Там много техники, надо знать, как устроены машины. Будут учить красиво блюда оформлять, вкусно готовить. Хорошая работа. | 1-я гипотеза точно не подтверждается. Похоже, что нет оснований и в пользу 2-й гипотезы |
Психолог | Разве повар - это мужская профессия? Ты не разочаровался в ней? | Тонкий ход. Психолог закрепляет мотивацию студента на овладение профессией, используя феномен юно шеского негативизма. Юноше необходимо спорить с представителями старшего поколения. Психолог поставила его в такую ситуацию, что, споря с ней, он еще более укрепляется в выбранной профессии |
Клиент | Наоборот, чем больше узнаю, тем более интересно. Это самая мужская работа. Там знаете, какая сила мужская нужно! Котлы поднимать, технику ремонтировать, ну и готовить. | |
Психолог | На практике, может быть, и интересно, а в училище на уроках, наверное, скучно? | Психолог переводит внимание клиента на уроки, чтобы получить информацию относительно других заранее выдвинутых гипотез и до конца проверить гипотезу, связанную с мотивацией |
Клиент | Мне интересно. А как же узнать профессию, если не учить? | 1-я гипотеза точно не подтверждается. Учеба парня не фрустрирует. Мотивация к учебной деятельности высокая |
Психолог | Денис, дома ты уроки учишь? | Психолог решила до конца довести проверку гипотезы, связанной с обстановкой в семье |
Клиент | Да, но иногда ленюсь. | Достаточно самокритичный ответ (не социально желательный). Говорит в пользу того, что клиент искренен |
Психолог | Тебе кто-то мешает? | Проверка гипотезы об обстановке в семье |
Клиент | Да нет, ну просто неохота иногда | Ответ в пользу благоприятной семейной обстановки |
Психолог | Если приносишь плохие оценки, как родители реа-аруют? | Психолог продолжает проверку гипотезы об обстановке в семье |
Клиент | |Спокойно, иногда поругают, а чаще на сознательность давят. | Преобладающая воспитательная техника - обмен информацией. Это наиболее эффективная техника |
Психолог | Денис, у тебя есть братья, |сестра? | Психолог хочет выяснить, нет ли со стороны сиблингов фрустрации самоуважения (проверка одновременно 1-й и 3-й гипотез) |
Клиент | Да, Олег, на один год младше меня. | Младшие братья порой лишают старшего своим появлением привилегированного положения, что может драматически сказаться на его личностном разви-тии [см. Хьелл, Зиглер, 1998, с. 178] |
Психолог | В каких ты с ним отношениях? | |
Клиент | В нормальных. Ну, по-братски иногда ссоримся, но чаще дружим. | Похоже, нет остро ранящего ощущения соперничества по отношению к младшему брату |
Психолог | Родители тебя понимают? | |
Клиент | Когда как. С отцом люблю ходить в гараж машину ремонтировать, мы тогда с ним по-мужски разговариваем. А с мамой можно посоветоваться, она хорошо меня понимает | 2-я гипотеза (о неблагоприятной обстановке в семье) не подтверждается |
Психолог | Денис, а в группе ты уже с кем-то сдружился? | Поиск информации для проверки остальных гипотез |
Клиент | Пока не очень. | Похоже, проблемная область скрыва ется где-то здесь |
Психолог | С кем из ребят ты хотел Психолог |бы дружить? | Вопрос позволяет получить информа цию, насколько рефлексивно относит ся молодой человек к ситуации друж бы, отношений со сверстниками |
Клиент | Со всеми | Ответ обличает низкую компетентность в общении и может говорить о некоторой фрустрированности |
Психолог | Со всеми подряд, не выбирая? | Вопрос направлен на исследование компетентности в общении и содержит в себе подсказку более зрелого ответа. |
Клиент | Ну, да, со всеми | Юноша не замечает подсказки. Однако, возможно, она сохранится в его памяти и со временем побудит его к более рефлексивному отношению к выбору контактов |
Психолог | Группа у вас хорошая, дружная? | Психолог продолжает исследовать область социальных контактов с целью получения новой информации для проверки соответствующих гипотез |
Клиент | Ну, как бы, да. | Видимо, это область, травмирующая клиента, и психологические защиты не позволяют ему быть здесь более разговорчивым |
Психолог | Денис, недавно в вашей группе кто-то брызнул из газового баллончика и устроил целый переполох на уроке. Кто это сделал? | Вопрос, который позволяет дать на него правдивый ответ только в том случае, если клиент к нему готов. Тактичный ход |
Клиент | Я | Клиент допускает для себя возможность обсуждать сейчас этот случай |
Психолог | А зачем? | Использует готовность клиента |
Клиент | Не знаю. Ну, просто хотелось что-то необычное сделать | Ответ вполне искренен для не очень высокого уровня развития рефлексии применительно к реалиям межличностных отношений. Юноша сам не понимает себя |
Психолог | Сорвать урок? | Психолог побуждает клиента к рефлексивному анализу ситуации |
Клиент | Да, нет. Я об этом и не думал, ну просто повеселить всех, потом обо мне все говорили | Ответ в пользу 4-й из выдвигавшихся гипотез. Молодой человек ищет способы самоутвердиться |
Психолог | Тебе хотелось побыть героем? | Побуждение клиента к дальнейшему рефлексивному анализу ситуации и в то же время проверка своей гипотезы |
Клиент | Немножко да и чтобы обратили внимание. | Ответ в пользу 4-й гипотезы |
Психолог | Что ты чувствовал после этого поступка? | Вопрос, позволяющий оценить способность юноши приобретать новый опыт благодаря подобным поступкам. Одновременно этот вопрос побуждает к приобретению подобного опыта благодаря рефлексии, анализу |
Клиент | Сначала было приятно быть в центре внимания, а потом надоело, глупо получилось. | Молодой человек в целом осознает неадекватность своих действий |
Психолог | А что, на тебя в группе не обращают внимания? | Психолог продолжает побуждать юношу к рефлексивному анализу и одновременно проверяет свои гипотезы |
Клиент | Да, не очень. | 3-я и 4-я гипотезы находят свое подтверждение. Нарушение поведения связано с неудовлетворенной потребностью в самоуважении, самоутверждении в группе однокурсников. Денис просто выбрал неадекватные способы для этого |
Психолог | А кого из группы ты выбрал бы в друзья? | Психолог пытается найти в группе авторитетную для Дениса модель, чтобы на примере этой модели научить его более адекватным способам утверждения себя |
Клиент | Гина | |
Психолог | Почему? | Пытается определить критерии рефе-рентности для данного молодого человека |
Клиент | Он скин | |
Психолог | Почему твое внимание привлек именно он? | Психолог продолжает определять критерии референтности |
Клиент | Ну, он держится так независимо, никого не боится, да вообще отличается от всех | Налицо свойственная юношескому возрасту обостренная потребность в независимости, непохожести, оригинальности. Отстаивается эмоциональная независимость от родительских фигур |
Психолог | А он-то хоть знает о твоем существовании в группе? | Косвенно психолог обращает внимание Дениса на его собственную зависимость |
Клиент | Сначала он не замечал меня, но однажды я подрался с одним парнем в группе, и он поддержал меня, и потом стал со мной часто разговаривать, мы почти дружили. | |
Психолог | Он приглашал тебя в свою группу? | Психолог косвенно пытается обратить внимание Дениса на возможность манипуляции им |
Клиент | Да, но просто туда я сам не хочу. | |
Психолог | Почему? | |
Клиент | Мне там не понравилось. Они такие (долго подбирает слово) злые люди, некоторые есть, конечно, нор-мальные парни. | Побуждение психологом клиента к рефлексивному анализу ситуации помогает юноше перевести на язык сознания неосознанные впечатления от группировки |
Психолог | Поясни, пожалуйста. | Психолог продолжает побуждать клиента к рефлексивному анализу своего субъективного опыта |
Клиент | Я согласен с Гином и его некоторыми товарищами. Мне близки их чувства, взгляды. | В процессе данного диалога, уточнения и конкретизации понятий психолог помогает клиенту разобраться как в том позитивном, что привлекает его в группу скинов (борьба с людьми, разрушающими народ страны с помощью продажи наркотиков), так и в негативных аспектах существования этой молодежной группировки. Незаконный и аморальный поступок (торговля наркотиками) привязывается здесь к некоторой национальной группе, точнее, нескольким национальным группам. Здесь имеет место подмена. Человек иной национальности может быть не причастен к торговле наркотиками. Наоборот, торговать наркотиками может и русский. Борьба с торговлей наркотиками путем погромов на рынках с использованием националистических лозунгов не есть борьба с наркотиками. Со злом следует бороться, но по закону, и национальность здесь ни при чем. Психолог подводит клиента к осознанию этой реальности и к лучшему пониманию своих мотивов, задавая вопросы, побуждая думать, анализировать, т. е. осуществлять рефлексивный анализ ситуации. Следствием такой работы является большая дифференцированность клиента, его личностный рост. Клиент приобретает опыт и навыки рефлексивного анализа, что может помочь решать ему и дальше подобного рода проблемы уже без помощи психолога.Идет коррекция установок клиента на данную группировку |
психолог | Какие это взгляды? | |
Клиент | Ну, они за русскую нацию. | |
Психолог | А точно? К русской нации ты кого относишь? | |
Клиент | Тех, кто любит нашу Родину | |
Психолог | А наша Родина- это…? | |
Клиент | Это Россия | |
Психолог | Русская нация- это кто? | |
Клиент | Это русские | |
Психолог | Только русские: А украинцы, татары, башкиры и другие гнароды, которые живут в России? | |
Клиент | Их тоже можно считать русской нацией. Всех, кто родился в России. Всех, кто русских поддерживает, кто за Россию. | |
Психолог | А если армяни, грузин родился и живет в России, то как быть с ним? | |
Клиент | Ну, они тоже есть хорошие, пусть живут в России. Но из них много таких, которые тогуют наркотиками- «хачики» | |
Психолог | А если наркотиком торгует русский, то как с ним быть? | |
Клиент | Его надо наказывать. Он портит нашу нацию, нашу Родину. | |
Психолог | Наказывать как? | |
Клиент | По закону. | |
Психолог | Денис, по телевидению показывали погромы торговых палаток в Ясеневе, Солнцеве. Их учинили такие же группировки, как скиновские. Там погибли люди, пусть даже и другой национальности. Ты поддерживаешь такие поступки? Так надо отстаивать, защищать Родину? | |
Клиент | Нет, такие действия я не одобряю. Я же говорил, что в такую группу я не вступил из-за их злости. Просто сами идеи о Родине, о патриотизме мне близки. | |
Психолог | Если я правильно поняла, тебя волнует будущая судьба России. | Психолог извлекает из сообщенного клиентом то позитивное, на что можно опереться в дальнейшей работе |
Клиент | Да. | |
Психолог | Не думала, что современных 15-16-летних юношей волнует будущее России. | Опять используется конфронтация с клиентом в опоре на юношеский негативизм по отношению к персоне, олицетворяющей взрослого, родителя, с целью закрепления позитивной мотивации |
Клиент | Я не один так думаю. Мы ведь на разные темы разговариваем. | Отождествление себя с молодежной культурой, только с социально позитивным Оттенком |
Психолог | Приятно слышать и знать, что у нас достойная смена растет. А то я думала, что большинство людей хотят отлынуть от армии. | Снова используется конфронтация с клиентом в опоре на юношеский негативизм по отношению к персоне, олицетворяющей взрослого, родителя, с целью закрепления позитивной мотивации. Этот прием уже неоднократно себя положительно зарекомендовал в работе с данным клиентом, и консультант пытается его интенсивно использовать |
Клиент | Я в армию пойду служить, я и на повара из-за этого пошел учиться. Считаю, чтобы стать настоящим муж чиной, надо отслужить в армии. | Похоже, молодой человек испытывает чувство собственной неполноценности в плане своего физического развития. Поэтому он и выбрал для себя «запасной плацдарм» -специальность повара |
Психолог | Денис, по твоему мнению, для чего предназначена армия? | Психолог хочет побудить клиента к рефлексивному анализу его амбивалентной по зиции к службе в армии. С одной стороны, юноша хочет служить, с другой стороны, выбирает «теневую» специальность повара. Кроме того, мотивы службы скорее личного плана - стать настоящим мужчиной, чем просоциального - служить Родине. Тем не менее мотивы служения Родине для парня тоже значимы. Только они чуть было не толкнули его в антисоциальную группировку. Психолог расширяет представление клиента о себе и собственной ситуации, способствует выработке более интегрированных и просоциальных установок на службу в армии |
Клиент | Для защиты своих границ. Мне если понравится служба, то я останусь в армии, может быть, буду в военное училище поступать. | Похоже, что мотивы служения Родине для парня более значимы, чем мотивы, связанные с профессией повара. Маршал Жуков в свое время выучился на неплохого скорняка |
Психолог | Денис, обычно к армии готовятся заранее. Ты ходишь в какую-нибудь секцию? | Психолог пытается разработать план конкретного позитивного реагирования клиента в связи с его ощущением собственной неполноценности в плане своего физического развития |
Клиент | Нет, они все платные. | |
Психолог | Есть и бесплатные, если хочешь, я могу узнать. | Работа психолога эффективна, когда эффективно работают и все остальные звенья социальной поддержки людей в сообществе. В некоторых регионах Подмосковья этому, несмотря на объективные трудности, до сих пор уделяют внимание |
Клиент | Да. | |
Психолог | Денис, ты слышал о таких организациях для юношей, как «Военно-исторический клуб», « Военно-патриотический клуб». По-моему, там ты найдешь себе единомышленников. | Психолог пытается подобрать для юноши молодежные группы с социально-позитивной направленностью, соответствующие его интересам, где он сможет самоутвердиться, обрести друзей, избавиться от ощущения собственной неполноценности. Стремление к совершенству, превосходству связывается с социальным интересом |
Клиент | Нет, не слышал. | |
Психолог | Денис, для тебя узнать, как они работают? | |
Клиент | Да | |
Психолог | Я позвоню в военкомат и в отдел молодежи. Завтра скажу тебе, где эти организации находятся. Приходи завтра. | Психологу хорошо заранее иметь список подобного рода организаций |
Клиент | Хорошо, приду. | Подобное короткое прощание отвечает потребности человека в юношеском возрасте быть лаконичным и сдержанным в отношении со старшими (отстаивание своего права на самостоятельность и независимость) |
Психолог | До завтра. | |
Клиент | До свидания. |
На следующий день Денис пришел за адресом вместе с таким же маленьким и худеньким товарищем по группе. Ребята стали посещать Военно-патриотический клуб, спортивную секцию.
Нарушении дисциплины больше не было. Денис стал заметно увереннее вести себя в коллективе. Работа, осуществленная согласно 3, 4 и 5-и гипотезам, оказалась правильной. Молодой человек начал демонстрировать уверенность в себе, расширил круг знакомых, появилось самоуважение, ощущение собственной включенности в группу сверстников. Отпала необходимость утверждать себя неадекватными способами.
ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ НА