Дисциплина «Экспериментальная психология»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Психологии
_______Зинатуллина Р.Р.
«__» ____________ 2015 г.
Перечень вопросов для подготовки к государственной итоговой аттестации по направлению 37.03.01 Психология квалификация (степень) выпускника: бакалавр на 2015 – 2016 уч. г.
БИЛЕТЫ БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ОЦЕНКУ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ.
1 вопрос:
Дисциплина «Общая психология»
1. Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.
2. Проблема предмета психологии в ее историческом развитии.
3. Методы психологии, их классификация. Основные направления в психологии.
4. Понятие темперамента. Теории темперамента Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона. Учение И. П. Павлова о свойствах нервной системы. Физиологические основы темперамента. Свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
5. Структура способностей. Проблема соотношения общих и специальных способностей.
6. Понятие об ощущениях и их роли в жизнедеятельности человека. Анализатор как физиологическое сопровождение ощущения. Классификация ощущений. Взаимодействие ощущений.
7. Понятие о восприятии. Восприятие как система перцептивных действий. Роль восприятия в жизнедеятельности человека. Свойства и виды восприятия.
8. Понятие о представлениях. Представления и образы. Отличие процесса восприятия от представления. Виды представлений.
9. Понятие о внимании. Роль внимания в познавательной деятельности человека. Виды и свойства внимания. Внимание и сознание. Теории внимания.
10. Понятие о памяти. Роль памяти в познавательной деятельности человека. Структура памяти. Виды и качества памяти. Индивидуальные особенности памяти человека. Учение Г. Эббингауза о памяти.
11. Понятие о мышлении. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Особенности мышления. Виды мышления и качества ума. Формы и операции мышления. Мышление.
12. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств. Виды эмоциональных состояний человека. Виды высших чувств. Основные принципы классификации эмоций. Характеристика основных (фундаментальных) эмоций.
13. Понятие воли. Структура волевого действия. Основные функции воли. Волевые качества. Воспитание и самовоспитание воли. Сложные и простые волевые действия. Волевые качества.
14. Основные направления изучения личности в отечественной и зарубежной психологии.
15. Понятие о воображении. Роль воображения в познавательной деятельности человека. Психологическая природа воображения. Виды воображения.
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология»
1. Предмет, задачи, методы исследования психологии развития и возрастной психологии.
2. Биогенетические концепции психического развития (Ст. Холл; А. Гезел; А.Термен; К.Бюлер.
3. Социогенетические концепции психического развития (Н. Миллер, Дж. Доллар, Р. Сирс, А. Бандура)
4. Психогенетический подход (Ж. Пиаже, Р. Колберг, Ш. Бюлер)
5. Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс, Бернс Р., А.Ф. Лазурский, др.)
6. Движущие силы и условия психического развития ребенка.
7. Возрастная периодизация жизненного цикла человека (переодизации З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского).
8. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности
9. Особенности психологического развития в раннем возрасте. Кризис 3-х лет.
10. Развитие личности в дошкольном возрасте. Кризис 6-7 лет.
11. Особенности психологического развития младшего школьника.
12. Личностные изменения и особенности психического развития в подростковом возрасте.
13. Основные подходы к юности в зарубежной (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Эриксон) и отечетсвенной (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) психологии.
14. Особенности психического развития личности в периоды взросления и зрелости.
15. Характеристика периода геронтогенеза.
2 вопрос:
Дисциплина «Экспериментальная психология»
1. Возникновение и развитие экспериментальной психологии как науки. Предмет и задачи экспериментальной психологии.
2. Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования. Классификация методов психологического исследования.
3. Измерение как метод выявления количественных характеристик изучаемых психических явлений.
4. Особенности экспериментального исследования в связи со спецификой объекта психологического исследования.
5. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
6. Этические принципы проведения психологического исследования на человеке.
7. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экспериментатора.
8. Основные характеристики экспериментального психологического исследования.
9. Валидность психологического эксперимента: внутренняя, внешняя и операциональная.
10. Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность.
11. Переменные психологического эксперимента: зависимая, независимая и внешние. Методы контроля экспериментальных переменных.
12. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Репрезентативность экспериментальной выборки.
13. Этапы экспериментального психологического исследования.
14. Основные виды экспериментов.
15. Понятие об экспериментальных планах.