Работа над зрительным контактом
Кто-то однажды сказал, что глаза — зеркало души. И это действительно так, когда речь заходит об общении людей. Мы используем глаза, чтобы «читать» других людей, а также чтобы сигнализировать б собственных эмоциях и намерениях (или скрывать их).
Наибольшее значение имеют направленность и продолжительность зрительного контакта между людьми. Крайними противоположностями, несомненно, являются непрерывный зрительный контакт и полное его отсутствие. Интерес представляет также «прерывистый» контакт, когда люди быстро бросают мимолетный взгляд и снова отводят глаза.
В мире животных прямой взгляд охотника на свою жертву свидетельствует о высоком статусе. «Ты выглядишь аппетитно», — мог бы думать хищник. Однако признаком высокого статуса может служить и отсутствие зрительного контакта, которое можно интерпретировать как: «Ты не заслуживаешь моего внимания». Взгляд жертвы на охотника может свидетельствовать о готовности зверька к бегству: «Он еще здесь?». Если «дичь» не смотрит в глаза хищнику, это может указывать также на подчинение: «Я знаю, кто здесь хозяин». Мимолетный зрительный контакт, когда одно из животных всегда отводит глаза первым, может указывать на принятие более низкого статуса: «Привет и все такое, но я действительно не представляю для тебя угрозы». (Люди, умеющие усмирять лошадей, пользуются таким методом.)
Стр. 98
Для людей в основном подходят те же самые законы. Основное различие снова состоит в том, что мы, как правило, манипулируем собственным поведением, руководствуясь какими-то скрытыми мотивами. Одним из комических стереотипных примеров может служить старомодный директор (или директриса) школы, который во время общего собрания сверлит пронзительным взглядом школьный зал в попытке выявить потенциальных нарушителей дисциплины. Под этим пронзительным взглядом школьники замирают на месте и решительно отказываются поднимать глаза.
Важно держать в уме простую схему взаимоотношений охотник/дичь в царстве животных, поскольку эти отношения очень часто имеют параллели в человеческих взаимоотношениях. Мы тоже часто охотимся или попадаем в положение преследуемых; разве что в прямом смысле не едим друг друга. Зато мы теперь охотимся за высоким социальным статусом, за положением во взаимоотношениях, которое бы давало нам ощущение наибольшего комфорта. Делаем мы это, используя целый набор тонких, хитроумных, а иногда, на первый взгляд противоречивых способов.
С самых древних времен люди понимают важность зрительного контакта. Но опыт мы приобретаем по мере взросления. Группа четырехлетних малышей будет активно проявлять отсутствие интереса к скучному воспитателю — дети при этом отворачиваются, зевают, глядят в окно. Утомившийся ученик средней школы может время от времени имитировать интерес, глядя преподавателю прямо в глаза; студент университета на скучной лекции может с успехом делать вид, что всецело поглощен записью того, что говорит преподаватель.
Стр. 99
Зрительный контакт между людьми отражает их интерес или уважение друг к другу (или отсутствие таковых). Полный зрительный контакт может свидетельствовать либо об ощущении человеком своего высокого статуса в контроле над ситуацией, либо об унизительном ощущении того, что вы сами находитесь под контролем; мигание снижает самоощущение силы и контроля.
Если человек отводит глаза первым, это может свидетельствовать о том, что он готов принять свое более низкое положение по отношению к человеку, который смотрел на него. Но это может говорить и об утрате интереса к собеседнику.
Если вы хотите удостовериться, правильно ли вы «прочли» смысл сообщения, переданного посредством зрительного контакта — особенно если ситуацию можно истолковать по-разному, — обращайте внимание на напряженность лица и тела. Человек, ощущающий себя вполне свободным и использующий зрительный контакт по собственному желанию, обязательно подтверждает это своими ненапряженными лицом и позой.
Некоторые из последних интересных исследований изучают, каким образом зрительный контакт соотносится с умственными процессами, такими как запоминание событий. В целом, если вы мысленно «видите» образы, ваши глаза направлены вверх, словно вы смотрите на изображение на экране, который висит высоко перед вами. Если вы вспоминаете или слышите звуки, ваши глаза перемещаются в сторону. А если вы вспоминаете или переживаете сильные эмоции, то опускаете глаза.
Я думаю, что анализ этих наблюдений представляет интерес для актеров. Постарайтесь понаблюдать за собой,
Стр. 100
когда вы что-то вспоминаете. Проанализируйте, насколько применима эта теория к спонтанному опыту: я заметил, что когда я слушаю кого-то в разговоре по телефону, мои глаза слегка, но быстро перемещаются из стороны в сторону. По моему мнению, такой тип понимания тонкостей в поведении очень полезно исследовать. Я знаю, что некоторые преподаватели полагают, что подобный анализ способен навредить спонтанности исполнения, но я убедился на собственном опыте, что освоение этого навыка делает актера более изобретательным, неповторяющимся и жизненным.
Полезные советы
Насколько долго ваш персонаж может сохранять зрительный контакт с другим персонажем? Пускай детали вас не тревожат; технически «корректный» ответ в любых конкретных обстоятельствах состоит из очень большого числа переменных. Просто освойте теорию, проанализируйте ее во время репетиций, а затем на сцене доверяйтесь собственным инстинктам. Попытки вашего героя достичь своей цели — его «потребности» в любой конкретный момент (смотрите раздел 6 «Внутренняя жизнь») придадут верное направление вашему физическому поведению. Помните об этом.
В целом, чем лучше вы знаете какого-то человека, тем меньшую необходимость вы испытываете в регулярном зрительном контакте с ним. Вам уже не столь необходимо направлять этому человеку зрительные сигналы, например, улыбаться и кивать в знак понимания, поскольку вы хорошо друг друга понимаете и вряд ли можете
Стр. 101
обидеть друг друга. Иногда необходимо также отвести глаза в сторону, чтобы решиться открыть более личные мысли и чувства, чем те, что принято обсуждать между друзьями. Трудно сформулировать сложные мысли или действительно мысленно восстановить события, если при этом неотрывно смотреть в глаза собеседнику.