Вербального взаимодействия 23 страница
240
Личность и деятельность учителя
Профессиональная Я-концепция педагога
241
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором се поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что и само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки.
Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения, часто представляемым даже количественно. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в картине мира (Б. Ананьев, В. Мясищев, Б. Карвасарский). Однако, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный и б) личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профес-сионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операцио-нально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточно эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), подкрепляющих сделанные нами обобщения.
В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности.
Квантификация межличностных отношений и Я-концепция
Методика
Теоретические и практические основы данной методики были разработаны американским психологом Т. Лири (Т. Leary).В создании теста участвовали также Г. Лефоржи Р. Сазек.Данная методика получила положительную оценку в отечественной литературе по психодиагностике (К. М. Гуревич и др.), используется она и в социально-психологических исследованиях (А. В. Петровский, А. А. Реан и др.), и в практике психологического консультирования, в том числе семейного.
Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, своем идеальном «Я» и своих взаимоотношений с ближайшим окружением. В связи с этим выделяются различные аспекты при заполнении опросника: самооценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами диагностики. Однако важно, что по всем избранным аспектам оценка производится с помощью одного и того же текста опросника. Всего этот опросник включает в себя 128 оценочных суждений, из которых испытуемый выбирает подходящие, отмечая их в опросном листе знаком «+». Таким образом, опросный лист в разных исследованиях может иметь различный вид — в зависимости от избранных аспектов оценки.
Так же как и заполнение, обработка опросника проводится отдельно по каждому из аспектов. Всего в опроснике имеется 8 субшкал (октантов).
Первый октант (субшкала авторитарность): лидерство — властность — деспотичность.
Второй октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.
Третий октант (субшкала агрессивность): требовательность — непримиримость — жестокость.
Четвертый октант (субшкала подозрительность): скептицизм — упрямство — негативизм.
Пятый октант (субшкала подчиненность): уступчивость — кротость — пассивная подчиненность.
Шестой октант (субшкала зависимость): доверчивость — послушность — зависимость.
Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм.
Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.
В зависимости от количества набранных баллов по каждому из октантов говорят о степени, выраженности качества. Первая степень качества в каждом октанте (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчи-
Личность и деятельность учителя
Профессиональная Я-концепция педагога
243
вость и т. п.) характеризует адаптивный вариант развития. Усугубление соответствующих тенденций и проявление третьей степени качества (деспотичность, самовлюбленность, жестокость, негативизм и т. д.) свидетельствуют о дезадаптаци-онном варианте развития.
Относительно количественных критериев оценки выраженности качества в литературе имеются незначительные расхождения.
Так, о первой степени выраженности качества иногда говорят, если число набранных баллов колеблется в пределах 0—4. Другие авторы говорят о первой степени качества при 0—8 баллах, правда, разделяя все-таки два подуровня: 0— 4 балла — низкая выраженность, 5—8 баллов — умеренная выраженность. По нашему мнению, не будет ошибкой рассматривать показатели от 0 до 8 баллов как свидетельствующие об адаптивном варианте развития, учитывая при этом, что крайне правые значения (7—8 баллов) отражают определенную тенденцию к дезадаптивности и экстремальному поведению.
Вторая степень качества (с учетом сказанного выше) связывается с показателями 9—12 баллов.
Экстремально дезадаптивный вариант развития* связывается с показателями 13—16 баллов.
В дополнение ко всему вышесказанному при подготовке психологических заключений могут оказаться полезными следующие описания по субшкалам.
Первый октант (субшкала авторитарность). Высокие показатели соответствуют властной, деспотической личности. Лидирует в групповой деятельности. Во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный. Низкие показатели характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, но без диктаторских проявлений.
Второй октант (субшкала эгоистичность). Высокие показатели связаны с самовлюбленностью, независимостью, себялюбием. Такой человек самодоволен, часто хвастлив и заносчив. Эгоцентричен. Низкие показатели отражают тип уверенного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма. При переходных (крайне правых) значениях, возможно, самоуверен, но не самовлюблен.
Третий октант (субшкала агрессивность). Высокие показатели — жесткий и враждебный по отношению к окружающим. Агрессивность может доходить до асоциального поведения. Низкая терпимость, резкость в оценках, раздражительность. Низкие показатели связаны с такими качествами, как требовательность, настойчивость, энергичность.
Четвертый октант (субшкала подозрительность). Высокие оценки связаны с такими чертами, как подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнению во всем, злопамятность, скрытность, разочарованность. На этом фоне могут возникать существенные трудности во взаимоотношениях. Низ-
* Некоторые авторы в связи с этим вариантом даже говорят о патологии. Однако такие оценки в плане данной методики представляются мало обоснованными.
кие показатели отражают критичность как свойство личности и ума; критичен как к социальным явлениям, так и к окружающим людям.
Пятый октант (субшкала подчиненность). Высокие показатели связаны с проявлением пассивной подчиненности, слабоволием, излишней уступчивостью, склонностью к самоуничижению, застенчивостью. Низкие показатели описываются типом уступчивости скромным, возможно робким. Выражена склонность послушно и честно выполнять свои обязанности.
Шестой октант (субшкала зависимость). Высокие показатели отражают высокий уровень зависимости в личностных отношениях, неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости и послушания. Низкие значения связаны с доверчивостью, вежливостью, мягкостью, склонностью к конформности.
Седьмой октант, (субшкала дружелюбие). Высокие показатели отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение, стремление «быть хорошим» для всех без учета ситуации, чрезмерный конформизм. Низкие показатели связаны со склонностью к сотрудничеству и кооперации. Проявляет дружелюбие и эыпатию, стремится быть в согласии с мнением окружающих, способен к компромиссу.
Восьмой октант (субшкала альтруистичность). Высокие показатели отражают тип, который в целом может быть определен понятием «жертвенность». Стремится помочь и сострадать всем, всегда готов принести в жертву свои интересы, гиперответственный, навязчивый в своей помощи. Низкие показатели связаны с такими качествами, как отзывчивость, деликатность, мягкость, бескорыстие. Выражены способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим.
Текст опросника
1. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
Другие думают о нем благосклонно.
Производит хорошее впечатление на окружающих.
Умеет распоряжаться, приказывать.
Умеет настоять на своем.
Обладает чувством собственного достоинства.
Независимый.
Способен сам позаботиться о себе.
Может проявить безразличие.
Способен быть суровым.
Строгий, но справедливый.
Может быть искренним.
Критичен к другим.
Любит поплакаться.
Часто опечален.
Способен проявлять недоверие.
Часто разочарован.
244
Личность и деятельность учителя
Профессиональная Я-концепция педагога
245
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60.
Способен быть критичным к себе.
Способен признать свою неправоту.
Охотно подчиняется.
Уступчивый.
Благодарный.
Восхищающийся, склонный к подражанию.
Уважительный.
Ищущий одобрения.
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
Стремится ужиться с другими.
Дружелюбный, доброжелательный.
Внимательный, ласковый.
Деликатный.
Ободряющий.
Отзывчивый к призывам о помощи.
Бескорыстный.
Способный вызывать восхищение.
Пользуется у других уважением.
Обладает талантом руководителя.
Любит ответственность.
Уверен в себе.
Самоуверенный, напористый.
Деловитый, практичный.
Любит соревноваться.
Стойкий и непреклонный, где это необходимо.
Неумолимый, но беспристрастный.
Раздражительный.
Открытый, прямолинейный.
Не терпит, чтобы им командовали.
Скептичен.
На него трудно произвести впечатление.
Обидчивый и щепетильный.
Легко смущается.
Неуверенный в себе.
Уступчивый.
Скромный.
Часто прибегает к помощи других.
Глубоко почитает авторитеты.
Охотно принимает советы.
Доверчив и стремится радовать других.
Всегда любезен в обхождении.
Дорожит мнением окружающих.
Общительный, учтивый.
Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный, мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Бескорыстный, щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный, самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый, расчетливый.
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстен.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлобленный.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Самобичующий.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решение.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен, терпим к недостаткам.
96. Стремится покровительствовать.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101. Сноб, судит о людях по рангу и положению, а не по личным качествам.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
246
Личность и деятельность учителя
Профессиональная Я-концепция педагога
247
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый, подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
116. Мягкотелый.
117. Почти никогда никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.
Ключ к опроснику
Первый октант: 1-4. 33-36, 65-68, 97-100. Второй октант: 5-8, 37-40, 69-72, 101-104. Третий октант: 9-12. 41-44, 73-76, 105-108.
Четвертый октант: 13-16, 45-48, 77-80, 109-112.
Пятый октант: 17-20,49-52,81-84, 113-116.
Шестой октант: 21-24, 53-56, 85-88, 117-120.
Седьмой октант: 25-28, 57-60, 89-92. 121-124.
Восьмой октант: 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.
В соответствии с ключом подсчитывается количество плюсов в каждом из восьми октантов по каждому из аспектов в отдельности (например — Я, идеал Я. мой руководитель. Я в его представлении). Результаты по каждому испытуемому заносятся в таблицу (табл. 28) или представляются в виде специальной диаграммы.
Таблица | 28. | Форма | фиксси | {U U | данных | ||||||
Аспек | т | ||||||||||
О к | таит | I Я | И Идеал « | Я» | зук | III Мой оводитель | Я преде | IV в е та в | го тении | ||
о | |||||||||||
-------- | |||||||||||
- | |||||||||||
П р и м е ч а н и в . Названия аспектов приведены в качестве примера. Названия октантов — в тексте.
В современной школе уже не редкостью являются и урока психологии для самых маленьких.
Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития педагога
Рассмотренная методика може отношений между личностью ных модификаций (А. А. Реан) лиза и интерпретации данных торый с успехом может быть личностного развития. Новый щее время нашел применение |
>т применяться не только для диагностики взаимо-и ближайшим окружением. Внесение определен-
, в основном касающихся процедур обработки, ана-приводит к новому варианту этой методики, ко-использован для изучени-я Я-образа и тенденций вариант методики в нашей модификации в настоя-
\;же не только в социальной педагогической психо-
248
Личность и деятельность учителя
Профессиональная Я-концепция педагога
249
логии. но и в других областях социальной психологии личности, например в сфере изучения эффективности воздействия рекламных обращений на личность (М. Г. Ионин, 1996).
В рассматриваемом контексте методика может быть применена для диагностики тенденций обобщенно-личностного и профессионального развития личности. Последнее действительно обоснованно, хотя по содержанию оценочных суждений данная методика, несомненно, личностная. В структуре субъекта деятельности не все сводится к одним лишь профессиональным знаниям, компетентности, навыкам и умениям. Существенное место принадлежит и личностному компоненту, который иногда забывается, иногда вытесняется, а иногда прямо отвергается в силу прямолинейного истолкования представлений Б. Г. Ананьева о четырех ипостасях человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Однако здесь как нигде уместно будет вспомнить и другую мысль Б. Г. Ананьева о том, что личность всегда есть субъект, а субъект — всегда личность.
В модифицированном варианте методики используются два аспекта: «Я» и «Каким Я хотел бы быть». Для диагностики тенденций личностного* развития необходимо произвести оценку отклонения Я-образа от идеала по всем восьми октантам. Мы предлагаем производить эту оценку в двух вариантах — по модулю
тос1д, = mod (xj — у;) (1) и с учетом знака отклонения:
Д/= xi — Yi (2).
где — величина отклонения Я-образа от образа идеала по конкретному октанту; х — набранные баллы по первому аспекту (Я-образ) в конкретном г-м октанте; у. — набранные баллы по второму аспекту (Я -идеальное) в конкретном г-м октанте.
Введение обоих типов оценок целесообразно потому, что оценка по модулю (формула 1) позволяет говорить о приближенности или отдаленности Я-образа от Я идеального, а оценка с учетом знака (формула 2) позволяет, кроме того, говорить и о тенденциях личностного развития (стремление к повышению или понижению уровня развития у себя тех или иных конкретных качеств либо их комплекса). В принципе, для индивидуальной диагностики достаточно пользоваться лишь одной оценкой по формуле 2. Однако в выборочных исследованиях, при которых применяются статистические показатели (например, средние арифметические), уже необходимо использование обеих оценок. В этом случае средневыборочное отклонение Я-образа от идеала позволяет оценить лишь тоёд; (формула 1), а расчеты по формуле 2 этой возможности не предоставляют. Зато они с успехом могут использоваться, например, при проведении корреляционного анализа данных по выборке.
:: Здесь и далее мы будем в основном использовать это понятие, имея в виду при этом и диагностику тенденций развития человека как субъекта профессиональной деятельности (личностный компонент).
Приведем здесь некоторые результаты исследований в этой области. Мы изучали тенденции личностного развития субъектов профессиональной деятельности (педагогов). Профессия педагога относится к широкому классу профессий социономического типа, то есть принадлежит к типу «человек—человек». Это первое, что привлекает в такой выборке. Кроме того, это одна из наиболее массовых профессий в обществе, что также повышает значимость выбора объекта. В соответствии с вышеописанной процедурой диагностики испытуемые заполняли опросник по двум аспектам: образ Я и образ Я-идеального (профессионального). Средние значения отклонения Я-образа от идеала приведены в табл. 29.
Таблица 29
Окта 4ты (субшкалы) | ||||||||
Отклонения Я-образа от идеала (по mod) | 3.1 | 2.4 | 2.4 | 2,6 | 4.0 | 3,4 | 1,6 | 2.2 |
Отклонение Я-образа от идеала (с учетомзнака) | -2.8 | — ■) 9 | 0,3 | 2,6 | 3.4 | 3,2 | -0,4 | -1,5 |
Примечание. Названия октантов (субшкал) приведены выше в тексте.
Как видим, образ «Я» у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как «уступчивость», «лидерство» и «доверчивость» (октанты 1, 5, 6). Причем по «лидерству» отклонение отрицательное, а по двум другим качествам — положительное. Это означает, что «лидерство», по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к «идеальному» образу педагога-профессионала. В принципе, такая тенденция представляется нам более негативной, чем позитивной.
Действительно, исследование сформированности «лидерства» у педагогов нашей выборки показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивного варианта развития по первому октанту (субшкала авторитарность) и связано с такими качествами личности, как властность и деспотичность.
Таким образом, данное стремление приблизиться к «идеалу» скорее уводит от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Думается, что в этом искаженном представлении об идеале педагога как властной, доминантной личности отразились укорененные в сознании идеи авторитарной педагогики.
По существу подтверждают эту ситуацию и данные о положительном отклонении образа «Я» от идеала по двум другим отмеченным нами выше качествам: пятый октант (субшкала подчиняемость) и шестой октант (субшкала зависимость). Действительно, положительное отклонение означает, что такие
250
ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Профессиональная Я-концепц/,я педагога
251
качества, как «уступчивость» и «доверчивость», по самооценке педагогов, выражены у них слишком сильно. И. следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу «Я» необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым.
Предваряя описание нижеследующих данных (полученных в результате корреляционного анализа), необходимо сделать следующие пояснения. Большой интерес представляет изучение отклонения Я-образа от идеала для выявления тенденций личностного развития всвязи с особенностями мотивации личности и особенностями общения. Так как методики диагностики мотивации, использованные в этом исследовании, уже рассматривались в предыдущих разделах, здесь мы их только упомянем. Профессиональная мотивация изучалась по методике X. Замфир(внутренняя ивнешняя мотивация). Одновременно изучение мотивации протекало с помощью проективного теста Хекхаузена (мотивация достижения — надежды на успех или избегания — боязни неудачи).
Что касается оценки коммуникативной активности личности, то в данном случае мы использовали методику измерения коммуникативной дистанции. Данная методика (А. И. Андреев, М. О. Мдивани, Ю. А. Рыжонкин) позволяет оценить на персональном уровне (групповой нас не интересовал) два параметра: субъективная коммуникативная зона (СКЗ) и сдвиг субъективной коммуникативной зоны (ССКЗ). Причем если СКЗ > 0, то субъект коммуникативно активен, а если СКЗ < 0 — коммуникативно пассивен.
СКЗ характеризует интенсивность информационной активности испытуемого безотносительно к тому, какую роль он выполняет в процессе общения. В свою очередь, ССКЗ указывает на соотношение процессов приема и передачи информации в информационном воздействии. В том случае, если ССКЗ > 0, можно говорить о преобладании процессов передачи информации, а если ССКЗ < 0. — о преобладании процессов приема информации. Для выяснения структуры связей самооценки педагога со всеми вышеуказанными параметрами, характеризующими; его личность, была применена процедура рангового корреляционного анализа. Что же было получено в результате исследования?