Методы исследования в психологии

Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Основные отрасли психологии.

Житейские психологические знания: знания конкретны, интуитивный характер, передача знаний затруднена, источник знаний – наблюдения, ограничены.

Научные психологические знания: знания обобщены, рациональный и осознанный характер, знания накапливаются и передаются, источник знаний – эксперимент, постоянно расширяются.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. (в 1879г. Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге). Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психические явления:

1. Психические процессы:

· Познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание)

· Эмоциональные (радость, негодование, злость)

· Волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением)

2. Психические свойства:

· Направленность

· Темперамент

· Характер

3. Психические состояния: (динамичны; могут быть обусловлены чертами характера, тогда они не динамичны)

· Подъём (настроения)

· Угнетённость

· Страх

· Бодрость

· Уныние

4. Деятельность*

5. Общение*

Задача психологии – исследование психологических явлений.

Основные отрасли психологии:

1) Общая психология (исследует индивида, выделяя в нём познавательные процессы и личность)

· Психология познавательных процессов

· Психология личности (эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля)

· Специальные отрасли психологии (генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа; дифференциальная психология – выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования; возрастная психология – эти различия представлены по возрастам, изучаются изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой) – эти три отрасли являются научной основой для понимания законов психологического развития ребёнка.

2) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения, возникающие во время общения и взаимодействия людей в различных группах)

3) Педагогическая психология (особое внимание уделяет обоснованию и разработке методов обучения и воспитания людей разного возраста)

4) Медицинская психология

5) Патопсихология изучают отклонения от нормы в психике человека

6) Юридическая психология (рассматривают усвоение человеком правовых норм и правил поведения)

7) Психодиагностика (ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и дифференциации).

Методы исследования в психологии

Основные методы психологических явлений:

1. Наблюдение:

· Внешнее, со стороны

· Внутреннее, самонаблюдение (применяется тогда, когда учёный ставит задачу изучить определённое явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании)

· Свободное, не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения, может менять объект или предмет наблюдения, его характер в зависимости от желаний наблюдателя

· Стандартизированное, заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается

· Включённое, исследователь выступает в качестве участника того процесса, за которым он наблюдает

· Стороннее, не предполагает личного участия

2. Опрос (метод, при исследовании которого человек отвечает на ряд вопросов)

· Устный, применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакцией человека

· Письменный, позволяет охватить большое количество людей (анкета)

· Свободный, перечень вопросов и возможных ответов заранее не ограничен определёнными рамками

· Стандартизированный, вопросы и возможные ответы определены заранее, обычно ограничены определёнными рамками

3. Тесты (специализированные методы психодиагностического обследования) с их помощью можно получить точные количественные и качественные характеристики изучаемого

· Тест-опросник, основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов

· Тест-задание, предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает

· Проективные тесты, в их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки) человек склонен приписывать другим людям

4. Эксперимент (в нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое качество выделяется, проявляется и оценивается лучше всего)

· Естественный, организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий

· Лабораторный, предполагает создание исключительной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего исследовать

5. Моделирование (применяется в том случае, когда сложно или невозможно применить другие методы исследования)

· Технические модели

· Логические модели

· Математические модели

· Кибернетические модели

Наши рекомендации