Методы исследования в психологии
Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Основные отрасли психологии.
Житейские психологические знания: знания конкретны, интуитивный характер, передача знаний затруднена, источник знаний – наблюдения, ограничены.
Научные психологические знания: знания обобщены, рациональный и осознанный характер, знания накапливаются и передаются, источник знаний – эксперимент, постоянно расширяются.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. (в 1879г. Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге). Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Психические явления:
1. Психические процессы:
· Познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание)
· Эмоциональные (радость, негодование, злость)
· Волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением)
2. Психические свойства:
· Направленность
· Темперамент
· Характер
3. Психические состояния: (динамичны; могут быть обусловлены чертами характера, тогда они не динамичны)
· Подъём (настроения)
· Угнетённость
· Страх
· Бодрость
· Уныние
4. Деятельность*
5. Общение*
Задача психологии – исследование психологических явлений.
Основные отрасли психологии:
1) Общая психология (исследует индивида, выделяя в нём познавательные процессы и личность)
· Психология познавательных процессов
· Психология личности (эмоции, способности, мотивация, темперамент, характер, воля)
· Специальные отрасли психологии (генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа; дифференциальная психология – выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования; возрастная психология – эти различия представлены по возрастам, изучаются изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой) – эти три отрасли являются научной основой для понимания законов психологического развития ребёнка.
2) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения, возникающие во время общения и взаимодействия людей в различных группах)
3) Педагогическая психология (особое внимание уделяет обоснованию и разработке методов обучения и воспитания людей разного возраста)
4) Медицинская психология
5) Патопсихология изучают отклонения от нормы в психике человека
6) Юридическая психология (рассматривают усвоение человеком правовых норм и правил поведения)
7) Психодиагностика (ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и дифференциации).
Методы исследования в психологии
Основные методы психологических явлений:
1. Наблюдение:
· Внешнее, со стороны
· Внутреннее, самонаблюдение (применяется тогда, когда учёный ставит задачу изучить определённое явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании)
· Свободное, не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения, может менять объект или предмет наблюдения, его характер в зависимости от желаний наблюдателя
· Стандартизированное, заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается
· Включённое, исследователь выступает в качестве участника того процесса, за которым он наблюдает
· Стороннее, не предполагает личного участия
2. Опрос (метод, при исследовании которого человек отвечает на ряд вопросов)
· Устный, применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакцией человека
· Письменный, позволяет охватить большое количество людей (анкета)
· Свободный, перечень вопросов и возможных ответов заранее не ограничен определёнными рамками
· Стандартизированный, вопросы и возможные ответы определены заранее, обычно ограничены определёнными рамками
3. Тесты (специализированные методы психодиагностического обследования) с их помощью можно получить точные количественные и качественные характеристики изучаемого
· Тест-опросник, основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов
· Тест-задание, предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает
· Проективные тесты, в их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки) человек склонен приписывать другим людям
4. Эксперимент (в нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое качество выделяется, проявляется и оценивается лучше всего)
· Естественный, организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий
· Лабораторный, предполагает создание исключительной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего исследовать
5. Моделирование (применяется в том случае, когда сложно или невозможно применить другие методы исследования)
· Технические модели
· Логические модели
· Математические модели
· Кибернетические модели