Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера
Основной предмет
исследования Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и из-
мерению поведение человека
Методы исследования Наблюдение, экспериментальное научение в проблемном
ящике, экспериментальный анализ поведения
Основные понятия Поведение, респондентное и оперантное научение,
принципы обусловливания, подкрепление, поощрение
и наказание, режим подкрепления, модификация
поведения
Основные идеи Основное внимание — влиянию внешнего окружения.
Велико значение в жизни людей оперантного
научения, при котором поведенческие модели опре-
деляются их последствиями (характером подкрепления),
т.е. поведение объясняется в терминах стимулов
и подкрепляющих последствий. Поведенческие
реакции складываются постепенно и постоянно
Факторы развития Социальный фактор, научение
Ценное — Раздвигание рамок теории научения до более
сложных моделей оперантного поведения
— Привлечение внимания к условиям социальной
среды, к характеристикам подкрепления поведения
индивида
— Широкое практическое применение (модификация
поведения, оперантные техники для коррекции пове-
денческих проблем, программированное обучение)
Направления критики — Приписывание решающей роли в развитии чело-
века воздействиям окружающей среды
— Принципиальный отказ от анализа внутренних
(психологических) факторов поведения, когнитивных
составляющих
Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Каковы закономерности формирования новых форм поведения (с позиции классического бихевиоризма)?
2. Каково соотношение биогенетических и бихевиористских идей в психологии?
3. Сравните обучение по законам классического обусловливания и оперантного научения.
4. Приведите примеры разных видов подкрепления нормативного поведения ребенка и взрослого.
5. Как решается проблема возрастной периодизации развития в поведенческой психологии?
6. Что такое модификация поведения?
7. В чем специфика бихевиорального подхода к проблеме социализации детей?
ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте отрывок из статьи Дж. Уотсона «Бихевиоризм», выделите в тексте специфические для бихевиоризма понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
«Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоятельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее. Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например, ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути» (Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.).
Дополнительная литература:
1. Выготский А.С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 177-195.
2. Линде Н.А. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.