Влияние групповых погружений в РСС на психологическую атмосферу группы и личностные взаимоотношения
Далее мы хотим остановиться на некоторых проблемах, которые проявляют особенности взаимоотношений между групп-лидером и клиентом, групп-лидером и группой, внутригрупповых взаимоотношений, личности групп лидера в ИИПТ.
К сожалению, этот феноменологический пласт совершенно не затрагивается в публикациях, обходился вниманием на самых серьезных конференциях, посвященных групповой динамике.
По нашему глубокому убеждению, значимость этих феноменов весьма высока. Они имеют большое влияние на содержание и эффективность процессов связного дыхания. Знание этих феноменов помогает осмысливать многое в процессе связного дыхания специалисту, использующему интенсивные интегративные психотехнологии в своей работе.
Взаимоотношения между групп-лидером и клиентом
Для раскрытия содержания этих взаимоотношений, на наш взгляд, весьма полезно будет ознакомление с понятием «трансфер» в фрейдовской интерпретации.
Как известно, З. Фрейд, изучая бессознательное, в структуре которого представлены влечения, сосредоточил свое внимание на анализе межличностных взаимоотношений и выработал понятие трансфера (от лат. transfere - переносить, переводить). Под трансфером Фрейд понимал перенесение пациентом на личность психотерапевта своего отношения к значимым лицам прошлого (родителям, братьям, сестрам, близким родственникам и др.). По отношению к психотерапевту пациент устанавливает связь, представляющую собой подобие влюбленной самоотдачи. Для этой связи характерна уступчивость, снятие критики по отношению к психотерапевту, отсутствие самостоятельности и инициативы, концентрация на его личности, занимающего место идеала «Я».
З. Фрейд выделил два полярных трансфера:
- положительный (чувство любви, восхищения, уважения);
- отрицательный (чувство ненависти, страха, отвращения).
Они спонтанно возникают у пациента в психоаналитическом сеансе при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин, которыми они могли быть объяснены.
Известно, что Фрейд рассматривал феномен трансфера как перенос, присущий любым человеческим отношениям и проявляющийся не только в терапевтическом сеансе, но и в обыденной жизни.
Мы можем утверждать, что во время процессов связного дыхания по отношению к специалисту устанавливается трансфер и в основном присутствуют элементы позитивного трансфера. Весьма часты случаи замещающего переноса отношения к отцу со стороны девушек и юношей из неполных семей на профессионала - мужчину, к матери - к специалисту - женщине. Целенаправленный опрос показал, что происходит перенос на личность специалиста отношения клиентов к значимым лицам социального окружения - к матери, к отцу, к братьям, к сестрам, к дедушке, к бабушке, к «любимому», «первому мужчине», «близкому человеку», «учителю» и т.д.
Исследования, проведенные нами во время профессиональных тренингов (1992- 2000), показали, что за счет этого трансфера ведущий тренинга по ИИПТ обладает лидерским трансфером (с большим разрывом по стратометрическому статусу от остальных участников тренинга).
Мы можем предложить несколько механизмов объяснения этого феномена:
- в процессе происходит интенсивное открытие своего «Эго», которое по насыщенности может сравниться разве что с детством;
- клиенты часто прорабатывают детский слой индивидуальной биографии.
В обоих случаях специалист выступает, в крайнем случае, как «значимый взрослый». Феноменологическое поле процесса таково, что иногда клиент оказывается лицом к лицу с ситуациями, которые чрезвычайно новы для него по силе, интенсивности, содержанию. При этом специалист выступает в роли понимающего и сопереживающего партнера.
Так или иначе, по нашему твердому убеждению, один из вышеописанных механизмов или их сочетание «срабатывает».
Тысячи раз мы были свидетелем того, насколько тесный эмоциональный контакт возникает между лидером и клиентом, ломаются психологические барьеры между ними.
Сотни тренингов, участником и руководителем которых был автор данной диссертации, беседы с другими групп-лидерами показали, что в процессах чрезвычайно редко складывается негативный трансфер.
В теории и практике интенсивных психотехнологий важным элементом успешности является активное доверие, которое формируется через контекст внешних и внутренних условий проведения тренинга. Наверное, это в основном и исключает возникновение негативного трансфера. Хотя, и это вполне возможно, позитив заложен в самих механизмах расширенного состояния сознания.
Взаимоотношения между групп-лидером и группой
Интенсивные интегративные психотехнологии в основном практикуются в групповой форме. В нашей практике встречались разные группы по источникам формирования. Некоторые формировались по профессиональному признаку, некоторые в соответствии с тем контингентом, которым занимались организаторы тренинга. Когда группу организовывал преподаватель - это студенты. Когда группу организовывали психиатры - в группе были больные с определенной клиникой. Часто группы формировались достаточно случайно через рекламу. Это были люди из разных социальных групп, в разном возрасте. В одной и той же группе вместе могли заниматься профессор, студент, рабочий и директор крупной производственной ассоциации, учитель и старшеклассник. Разница в возрасте, в социальном положении, в образовании чувствовалась во время первых процессов. Далее все это уже становилось не таким значимым.
На первых этапах своего существования группа случайна и ее объединение добровольное, временное, и определяется сходством интересов, а по уровню сплоченности мы можем эту контактную группу отнести к диффузной группе.
Тренинги ИИПТ продолжаются 5-6 дней (профессиональные тренинги - 8-10 дней). К концу тренинга, как показывает опыт включенного наблюдения в 300 группах, мы имеем группу очень высокого уровня сплочения. Мы могли бы обозначить этот этап групповой динамики, как коллектив, т.к. это социально-психологическое образование вполне соответствует критериям коллектива по содержанию внутренних взаимоотношений. Что же является такой мощной силой интеграции группы?
По нашему предположению, этих механизмов группообразования несколько:
- совпадение статуса руководителя группы (ведущего тренинг) и лидера. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что информированность в теории и практике ИИПТ у ведущего по сравнению с клиентами, как правило, намного выше. Немалое значение имеет общая установка ведущего на понимание и рефлексию членов группы, на взаимное сотрудничество в процессе связного дыхания;
- удовлетворение потребностей в психологическом контакте;
- возникновение ценностно-ориентационного единства в понимании процессов связного дыхания;
- существование целого спектра общих переживаний;
- относительная изолированность группы.
Отношение группы как целостного образования к ведущему во многом определяется эффективностью работы на индивидуальном уровне. Общая положительная установка, уважение к ведущему являются просто закономерным явлением при проведении процессов. Но степень эмоциональной насыщенности отношения группы к лидеру все-таки обусловлено содержанием трансфера на индивидуальном уровне.
Хочется отметить, что отношение также немало зависит от личностных особенностей ведущего, от его гибкости, умения излагать материал с учетом аудитории, доброты, эмпатичности, половозрастных характеристик, даже внешнего вида. Кроме того, часто авторитет ведущего зависит от энергизированности, общей витальности, надежности, стрессоустойчивости.
Лидеры групп ИИПТ должны четко и однозначно понимать, что эмоциональная насыщенность их взаимоотношений, степень их понимания друг друга являются чрезвычайно значимыми факторами в группообразовании и отношении к ним со стороны группы. То есть это дополнительная переменная, не учитывать которую в работе просто нельзя.
Личность групп-лидера
Как мы указывали выше, личность лидера является чрезвычайно важной фигурой при проведении процессов связного дыхания. Он привносит в процесс свои индивидуальные черты, обусловленные возрастом, полом, характерологическими чертами, системой ценностей, своеобразием понимания процесса и мировоззренческими установками.
По нашему глубокому убеждению, главное в личности групп-лидера - умение преданно служить своим клиентом. Это очень древняя идея, которая в древнеарийской традиции выражалась в «ахимсе-гуру».
Ведущий должен быть сконцентрирован на клиенте, всячески стараться ему помочь: внимательно следить и следовать за его эмоциями, вникая в их суть.
Работая с группой, лидер должен учитывать все, что происходит в процессе его общения с клиентами. Он должен занимать открытую позицию по отношению к клиенту и уметь воспринимать отличные от своих взгляды и суждения. Такая открытость предполагает отсутствие каких бы то ни было оценок, гибкость и терпимость, свободу действия и объективность мышления.
Если лидер хочет, чтобы группа и каждый ее член были расслаблены в слове, в поведении, выражении эмоций, он должен обладать всеми этими качествами.
В личность лидера должны быть вплетены такие качества, как способность занять позицию понимания и сопереживания, невзирая на взгляды, убеждения, мировоззренческие установки клиентов, быть терпеливым, тонко чувствующим, даже когда со стороны клиента существует позиция закрытости, зажатости, агрессивности, непонимания и быть предельно искренним.