Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первым типом ценностных ориентации
Уровень интегральной индивидуальности | Фактор | |||
Сила процессов возбуждения | 0,789136* | 0,245526 | -0,170931 | 0,286508 |
Сила процессов торможения | 0,455688 | 0,390389 | -0,162625 | - 0,017466 |
Подвижность нервных процессов | 0,694825* | - 0,039035 | 0,125715 | 0,048175 |
Эргичность | 0,552154* | 0,223429 | - 0,420009 | 0,473330 |
Социальная эргичность | 0,689575* | 0,106495 | 0,369690 | - 0,383992 |
Пластичность | 0,859956* | 0,102985 | - 0,070202 | -0,006141 |
Социальная пластичность | 0,379479 | -0,179013 | 0,358869 | 0,084567 |
Темп | 0,520199* | -0,111884 | 0,485127 | 0,357600 |
Социальный темп | 0,556967* | 0,068589 | 0,198138 | - 0,086389 |
Эмоциональность | -0,416781 | 0,113123 | 0,278415 | 0,580446 |
Социальная эмоциональность | -0,610532* | -0,036176 | 0,407803 | 0,266487 |
Авторитарность | 0,682728* | -0,439411 | -0,169825 | 0,108742 |
Эгоистичность | 0,549544* | - 0,634077* | 0,083257 | 0,167274 |
Агрессивность | 0,032275 | -0,801902* | 0,047175 | 0,112195 " |
Подозрительность | - 0,404889 | -0,588335* | 0,069470 | - 0,020069 |
Подчиняемое гь | - 0,472656 | 0,465221 | - 0,248300 | 0,232607 |
Зависимость | -0,444926 | 0,221464 | 0,307145 | 0,117684 |
Дружелюбие | 0,209107 | 0,745503* | 0,520651 | -0,170071 |
Альтруистичность | 0,247242 | 0,447631 | -0,010571 | 0,129967 |
Собственное значение фактора | 5,589214 | 2,955396 | 10,506692 | 10,173234 |
% объясняемой дисперсии | 0,294169 | 0,155547 | 0,079300 | 0,061749 |
* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).
В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье.
В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению.
Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями.
Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности.
Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения.
В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична.
Таблица 6