Социальный портрет юной матери
Исследования репродуктивного поведения молодежи показывают, что при равных условиях снижения возраста сексуального дебюта для юноши первый сексуальный опыт – это приобретение для девушки – это, во все времена, - потеря. Мамы часто намекают выросшим сыновьям на необходимость соблюдать осторожность в сексуальных контактах, кладут на видно место литературу по сексологии и как бы случайно – презервативы. Однако подобная забота о дочерях практически никогда не встречается.
Анализ демографической и социальной структуры несовершеннолетних пациенток женских консультаций показывает, что определить какой-то один социальный слой, из которого рекрутируются юные мамы, невозможно. Семьи, как правило, немногочисленны. Интересным является тот факт, что в больших семьях, состоящих из 6 и более человек, в которых проживают представители старшего поколения, бабушки и дедушки, несовершеннолетние матери встречаются довольно редко. Если в семьях есть представители старшего поколения, то они, как правило, занимаются воспитанием внуков и являясь в этом отношении более консервативными, они менее терпимы к добрачным половым связям.
Юными мамами чаще становятся единственные или старшие дочери в семье. С появлением последующих детей им уделяется все меньше внимания, они вынуждены ухаживать за младшими членами семьи, приобретать взрослые навыки, что в конечном счете делает их в социальном плане старше своих сверстников. Среди самых младших дочерей в семьях несовершеннолетние матери встречаются очень редко - в 4,3% случаев. [17]
Несовершеннолетние матери, как правило, учатся в школе, в редких случаях в училище или техникуме. На момент рождения ребенка они, как правило, не имеют общего среднего образования, так как во время беременности были вынуждены оставить учебное заведение. Большинство девушек довольно спокойно относятся к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные с рождением ребенка, на своих родителей, будучи уверенными, что те будут помогать. Отцы детей, родившихся у юных матерей, в большинстве случаев участвуют в воспитании ребенка, либо сразу отказываются от него, либо даже не знают о его существовании. Юные мамы проживают со своими родителями и полностью находятся на их иждивении, т.к. сами не имеют средств существования. Моральная и материальная ответственность за ребенка ложится на родителей девушки. В связи с этим нет ничего удивительного, что большинство девушек ответили, что их жизнь складывается удачно, и на данном этапе трудностей они не испытывают.
Социальный портрет несовершеннолетней матери не содержит каких-либо специфических особенностей. В общем, это обыкновенные девушки из вполне нормальных семей, они не употребляют алкоголь и наркотические вещества и почти не курят. Однако причиной ранней беременности стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая половое воздержание, неумение сказать «нет», а так же полная контрацептивная безграмотность. Причины распространения подросткового материнства можно определять в двух направлениях: это макросоциальная и микросоциальная среда, в которых происходит социализация и развитие человека. Подростки не готовы к материнству в силу их биологической, а также психологической и социальной незрелости.
С рождением ребенка юные матери оказываются в ситуации полной и длительной психологической и социально-экономической зависимости от родителей; вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга общения; с сомнительной перспективой относительно будущей семейной жизни, возможностей образования и профессионального выбора, обеспечивающих удовлетворительные материально-бытовые условия. Вследствие множества кажущихся неразрешимыми проблем юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья [12].
Девочка-подросток почти обречена начинать свою «материнскую карьеру» с низкой самооценкой и слабыми личностными ресурсами для нормальной адаптации к драматическим изменениям в своем физическом и социальном статусе. Американские психологи Линдеман, Шиллер и Эбернети провели интересное исследование, в ходе которого сравнивались личностные характеристики девочек подросткового возраста, оказавшихся беременными, со сверстницами, которые этого избежали. Для беременных школьниц по сравнению с контрольной группой оказались характерными сниженная самооценка, ощущения тревоги и неполноценности, конфликты с членами семьи и склонность к «оборонительной позиции» по отношению к окружению. Авторы исследования осторожно подчеркивают, что им в точности неизвестно, порождены ли эти особенности незапланированной беременностью или они были присущи этим девочкам до ее наступления (а может быть - они ей способствовали?!). Так или иначе, такое психологическое состояние не может быть признано нормальным для формирования благоприятных отношений между юной мамой и ее ребенком. В сочетании с материальными трудностями, конфликтом с родителями и возможным разрывом с отцом первенца оно может в результате породить агрессивную, критичную, раздражительную, нетерпеливую мать, склонную к эмоциональным срывам по отношению к первенцу - «виновнику» всех ее неприятностей.
Гораздо меньше, чем проблема подросткового материнства, изучена проблема «подросткового отцовства». Хотя многие из юных отцов не уклоняются от ответственности за случившееся, заключают брак со своей подругой или хотя бы материально помогают ей, ситуация сама по себе чревата рядом серьезных психологических проблем. Неожиданно ставший отцом подросток испытывает смешанные чувства гордости, тревоги и вины. Он непосредственно сталкивается с тем фактом, что его сексуальное поведение породило серьезный жизненный конфликт и, вероятно, причинило боль близкому существу. Он сталкивается с необходимостью принимать серьезное решение, касающееся его подруги и его самого, решение, к которому он, скорее всего, не готов. Характерно, что рождение ребенка у матери-подростка весьма часто разрушает ее отношения с отцом этого ребенка. За тот период, когда в одной из клиник произошли роды у 180 матерей-подростков, клинику посетили лишь 30 новоиспеченных отцов. Чуть более двадцати процентов этих девушек вступили в последующем в брак, продержавшийся более двух лет, а 54% юных отцов вообще никак не проявили себя. Система ценностей юных матерей в силу психологической и социальной незрелости еще не сложилась и для них материнство не представляет отдельную ценность.
Помимо физической нагрузки незрелая юная мать, как правило, испытывает и глубокие эмоциональные переживания. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, друзей, почти 40% девушек скрывают беременность, сохраняя ее, не обращаясь к гинекологам. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей – в частности. Многие из них настаивали на прерывании беременности, ссылаясь на то, что ребенку в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.
На решение юной матери о сохранении беременности ведущее влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, образовательный уровень, наличие работы, жилищно-бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей, а также отношение общества к подростковому материнству.