Стандартная оценка по шкалам

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
- - -
- - - -
- - - - -
- - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных испытуемыми, уточняя, ка­кой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном отве­те, означающем нежелание испытуемого отвечать откровен­но на поставленные вопросы, следует считать исследова­ние несостоявшимся. При положительном ответе на пер­вый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профи­ля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1- 3 балла, к сред­ним – 4 - 6 баллов, к высоким – 7- 9 баллов. Следует об­ратить особое внимание на оценку по шкале IX, не имею­щую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологичес­кое заключение и рекомендации должны быть даны на ос­нове понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характерис­тиками и их роли и поведении и деятельности человека.

МНОГОФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ

ОПРОСНИК FPI

(модифицированная форма В)

Инструкция. На последующих страницах имеется ряд ут­верждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностями Вашего по­ведения, отдельных поступков, отношения к людям, взгля­дам на жизнь и т. п. Если Вы считаете, что такое соответ­ствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае - ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответ­ствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Ва­шего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести па кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не размышляйте долго над каждым вопросом, а старайтесь как можно быст­рее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относи­тельно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусмат­ривает анализа каждого вопроса и ответа. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологи­ческих исследований, как и медицинских, не подлежат ши­рокому обсуждению.

Успешной вам работы!

1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровен­но ответить па все вопросы анкеты.

2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т. п.).

3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для раз­говора.

4. У меня часто болит голова.

5. Иногда я ощущаю стук, в висках и пульсацию в обла­сти шеи.

6. Я быстро теряю самообладание, по и также быстро беру себя в руки.

7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.

9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.

10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.

11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.

12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что кажется, готово выскочить из груди.

13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.

14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому правилу.

15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.

18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

20. Я легко смущаюсь.

21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.

23. Бываю неловким в общении с другими людьми.

24. Иногда без видимой причины чувствую себя подав­ленным, несчастным.

25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.

27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.

28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.

29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.

31. Часто у меня нет аппетита.

32. В детстве я радовался, если родители или учителя на­казывали других детей.

33. Обычно я решителен и действую быстро.

34. Я не всегда говорю правду.

35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпу­таться из неприятной истории.

36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.

37. То, что прошло, меня мало волнует.

38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.

39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне ка­жется, ищут ссоры со мной.

40. Иногда мне кажется, что я вообще ни на что не го­ден.

41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

42. Нередкому меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.

43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обид­чику.

44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.

46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.

47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дро­жат руки и ноги.

48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удо­вольствием ничего бы не видел и не слышал.

49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

51. Иногда могу похвастаться.

52. Активно участвую в организации общественных ме­роприятий.

53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в дру­гую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

55. Я почти всегда подвижен и активен.

56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне отно­сится.

60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возмож­ной неудаче.

62. Я люблю не всех своих знакомых.

63. У меня бывают мысли, которых следовало бы сты­диться.

64. Не знаю почему, но иногда появляется желание ис­портить то, чем все восхищаются.

65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.

68. В компании я веду себя не так, как дома.

69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы по­молчать.

70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой ком­пании.

71. Хороших знакомых у меня очень немного.

72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яр­кие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.

74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей придется испытать в жизни.

75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, Чтобы собеседник растерялся.

78. Бывало, я откладывал то, что требовалось сделать не­медленно.

79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные ис­тории.

80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

81. Но знаю, куда деться при встрече с человеком, кото­рый был и компании, где я вел себя неловко.

82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно ре­агируют даже на жизненные мелочи.

83. Я робею при выступлении перед большой аудитори­ей.

84. У меня довольно часто меняется настроение.

85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

87. Мне докучают неприятные мысли, которые назой­ливо лезут в голову.

88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

90.Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опаса­лись вызвать мое неудовольствие.

91. Я уверен в своем будущем.

92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

93. Я не прочь посмеяться над другими.

94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут».

95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.

96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.

99. Часто испытываю угрызения совести в связи со сво­ими поступками.

100. Я нередко бываю рассеянным.

101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать па других.

103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно го­ворить о таких вещах, в которых па самом деле мало что смыслю.

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взор­ваться по любому поводу.

105. Нередко чувствую себя вялым и усталым,

106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов пого­ворить и с знакомыми и с незнакомыми.

107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оце­ниваю других людей.

108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

109. Не чувствую себя уверенно в решении важных воп­росов даже после длительных размышлений.

110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.

111. Разочарования не вызывают у меня сколько-либо сильных и длительных переживаний.

112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.

Прошу Вас проверить, на все ли вопросы даны ответы. Благодарю Вас. Всего доброго!

«Ключ»:

Шкала I — невротичность (17 вопросов).

ответы «да»: 4,5,12,15,22,26, 31,41,42, 57, 66, 72, 85, 86,89, 105;

ответы «нет»: 49.

Шкала II — спонтанная агрессивность (13).

ответы «да»: 32,35,45, 50,64, 73,77,93,97, 99,103; 112,114;

ответы «нет»: 99.

Шкала III — депрессивность (14).

ответы «да»: 16,24,27, 28, 30,40,48, 56,61,74, 84; 87; 88, 100;

ответы «нет»: —

Шкала IV — раздражительность (11).

ответы «да»: 6, 10, 58,69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, 110;

ответы «нет»: —

Шкала V — общительность (15).

ответы «да»: 2, 19,46, 52, 55,94, 106;

ответы «нет»: 3,8, 23, 53,67, 71, 79, 113

Шкала VI — уравновешенность (10).

ответы «да»: 14,21, 29, 37, 38, 59,91,95, 108, 111;

ответы «нет»: —

Шкала VII — реактивная агрессивность (10).

ответы «да»: 13, 17, 18, 36, 39,43, 65, 75, 90, 98;

ответы «нет»: —

Шкала VIII — застенчивость (10).

ответы «да»: 9, 11, 20,47, 60, 70, 81, 83,109;

ответы «нет»: 33

Шкала IX — открытость (13).

ответы «да»: 7, 25, 34, 44, 51, 54, 62, 63, 68, 78, 92; 96; 101;

ответы «нет»: —

Шкала X— экстраверсия-интроверсия (12).

ответы «да»: 2, 29,46, 51, 55, 76,93,95,106, ПО;

ответы «нет»: 20, 87.

Шкала XI — эмоциональная лабильность (14).

ответы «да»: 24, 25,40,48, 80, 83, 84, 85, 87, 88, 102; 112, ИЗ;

ответы «нет»: 59.

Шкала XII — маскулинность -феминность (15).

ответы «да»: 18,29, 33, 50,52, 58, 59, 65,91, 104;

ответы «нет»: 16, 20, 31, 47, 84.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М., 1982

2. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. Т. 1. — М., 1982

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 1999

4.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. — М., 1996

5. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход// Педагогика. — 1995. №4

6. Горбачёва Е.И. Опыт конструирования диагностичес­кого критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. — 1985. - №5

7.Гуревич K.M. Что такое психологическая диагностика. М., 1985

8.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991

9. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: констру­ирование, проведение, использование. — СПб., 1997

10. Основы психодиагностики /Ред. А.Г. Шмелёв. — Р-н-Д-, 1996

11. Практикум по экспериментальной и прикладной пси­хологии /Ред. A.A. Крылов. — СПб., 1997

12. Практическая психология: методики и тесты /Ред,- Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1998

13. Психологическая диагностика: проблемы и исследо­вания /Ред. K.M. Гуревич. — М., 1981

14. Психологическая диагностика/Ред. K.M. Гуревич, Е.М. Борисова. — М., 1997

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

1. общая характеристика проективных способов изуче­ния личностных особенностей

2. основные разновидности методик, основанных на принципе проекции

Термин проективные» (от лат. «выбрасывание впе­ред») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных спо­собов исследования личности, предполагающих осуществ­ление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активнос­ти субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере премируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя - воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов поведенчес­ких стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

1) структурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть исполь­зованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ними;

2) формулирование инструкций в самом общем и крат­ком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумает­ся;

4) неинформированность испытуемого в диагностичес­кой значимости его действий и слов, что позволяет избе­жать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чер­нильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским пси­хиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопреде­ленных по конфигурации изображений, симметричных от­носительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18x24 см. Пять изображений черно-белые, пять - цветные. Нечто вполне им подобное можно по­лучить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой поло­вине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества им сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Обследование обычно проводится в два этапа. На первом, человеку предлагается рассмотреть каждый лист и опи­сать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напо­минает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний фиксируются особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие имен­но характеристики изображения обусловили предыдущие ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т.

д.), а также на локализацию значимых деталей по отноше­нию ко всему изображению, на особенности пятна, выделя­емые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригиналь­ности ответов по сравнению с известным массивом дан­ных.

Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», эффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ).

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя. Разумеется, существуют ука­зания по основным принципам диагностики, описаны в литературе те или иные значения вариантов поведения испытуемых. Однако, этого, как правило, недостаточно для полноценной исследовательской деятельности. Необходимая профессиональная компетентность приобретается в ходе продолжительной практики под руководством специалистов. Поэтому в данном параграфе содержатся, по - пре­имуществу, только общие сведения о специфике такого рода методик.

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориенти­рована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те acпeкты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механиз­мы, способные, исказить картины внутреннего мира. В-тре­тьих, неопределенность исследовательской ситуации допус­кает большое разнообразие возможных поведенческих ре­акций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности по­лучают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительны ми, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается со­поставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

Еще более серьезную проблему представляет субъектив­ность интерпретации. Не только опыт и квалификация ис­следователя, но и принадлежность его к определенной со­циокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативно­сти суждений. В качестве примера можно привести фено­мен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчи­вым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпе­чатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

Специалистами выдвигается еще один критический ар­гумент: в настоящее время не получено достаточно убеди­тельных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Все это не позволяет говорить, как это иногда случается на практике, о «проективных тестах». Однако, следует заме­тить, что в руках знающего психолога данные методики ста­новятся незаменимым средством изучения личности. Хотя, конечно, ни один из них не решится формулировать окон­чательные исследовательские выводы на основе отдельной проективной методики без проверки ее результатов други­ми способами.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработан­ным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961).

Напомним, что от испытуемого при этом требуется мак­симально быстрый ответ на предъявляемое ему слово пер­вым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механичес­кое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматри­ваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов.

Основополагающими теоретическими источниками раз­вития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

Положение о том, что актуализация одних психических элементов (восприятий, представлений) при некоторых условиях влечет за собой появление других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым пер­воначально понимался скрытый двигатель личности, сово­купность нереализованных влечений, слепо действующих из глубин психики. Проективные методики при этом рассмат­ривались как своеобразный «мостик» от сознания одного человека к бессознательному другого.

Следует заметить, что и сам термин, обозначающий дан­ную группу методик, пришел из психоанализа. Где, как из­вестно, проекция – один из защитных механизмов, действие которого заключается в неосознанном перенесение субъек­том собственных свойств и состояний на кого-либо из ок­ружающих.

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности. Рассмотрим основные разновидно­сти этого направления.

Существует множество классификаций методик, осно­ванных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

Традиционно выделяют:

1. Методики структурирования, предполагающие прида­ние испытуемым определенного смысла материалу, наде­ление его каким-либо содержанием.

Помимо визуальных символов, — подобных описанным выше «чернильным пятнам Роршаха», сюда можно, скажем, отнести таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослу­шать запись мужского голоса, предупреждают о необходи­мости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В дей­ствительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом собирается информация-, характеризующая чело­века с точки зрения контактности, внушаемости, домини­рующих отношений к себе и к другим, степени субъекти­визма суждений

Заслуживает внимания еще одна методика из данной группы - трехмерной апперцепции тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947). Ее стимульный материал состоит из 28 объемных предметов не имеющих четкой формы (от близких к шару и цилиндру до похожих на человека или животных). Нео­пределенность форм становится условием раз­нообразия поведения испытуемых. От них требуется, во-пер­вых, отобрав часть предметов, составить и рассказать некую историю, иллюстрируя свой рассказ действиями с предме­тами, а во-вторых, описать, что же представляет из себя каждый предмет, назвать его. Интересен тот вариант методики, когда люди работают с налаженными на глаза повязками, ориентируясь лишь на кинестетические и тактильные ощу­щения.

2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов. Пожалуй, наиболее известная из них - «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). Для выполнения методики предлагается 232 маленьких ярких моделей (дома, деревья, самолеты, животные, люди и т. д.). Задача испытуемого - по своему усмотрению создать из них некий «малый мир». При анализе действий учитывает­ся, какие предметы выбраны первыми, какое их количество использовано, определяется площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики выявили и описали несколько типов подходов к конструированию мира, с которыми можно соотнести работу конкретных ис­пытуемых.

Другим примером здесь может быть «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.

3.Методики интерпретации, предусматривающие истол­кование событий, ситуаций, изображений.

Одна из старейших и наиболее распространенных мето­дик этой группы - «тематической апперцепции тест (ТАТ), разработанная в 1935 году создателем теории персонологии Генри Мерреем в соавторстве с Кристианой Морган.

В ходе исследования испытуемым предъявляются в оп­ределенной последовательности 20 картин, взятых из стан­дартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, до­пускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессив­ные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наибо­лее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразитель­ных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как пра­вило, предъявляются индивидуально. Процедура исследо­вания занимает два дня.

В ходе анализа определяется, с каким «героем» иденти­фицирует себя испытуемый, выявляются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности и особенности влияния среды («прессы»). Сочетание этих двух переменных образует «тему» (отсюда название методики) или динамическую структуру взаимо­действия личности и среды.

По Г. Меррею, содержание «тем» составляют реальные поступки испытуемого, то, к чему он стремится, что им не осознается, проявляясь в фантазиях, то, что он испытывает в настоящий момент и, наконец, особенности представле­ния будущего. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях и потребностях, конфликтах, характерных для данного человека, способах их разрешения,

Значительное распространение среди интерпретационных методик имеет и та, которая была создана в 1945 году Саулом Розенцвейгом на основе его теории фрустрации (от лат. «обман», «расстройство»).

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изоб­ражены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления .типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии раздинается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений про­блем).

4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

Прием завершения предложений, представляющий со­бой своеобразное развитие ассоциативного эксперимента, был впервые применен А. Пейном в 1928 году. В такого рода методиках испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел...», «Будущее кажется мне...», «Если бы я снова стал молодым» ). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.

Методики завершения предложений существуют во множестве вариантов и находят активное применение в современной психодиагностике. Несколько меньшее рас­пространение имеют по сравнению с ними те, которые ориентированы на дополнение текстов. В качестве примера последних можно привести так называемый «инсайт тест» (Е. Саржент, 1944). В нем испытуемый знакомится с опреде­ленным набором ситуаций и, поставив себя на место ак­тивно действующего лица, отвечает на вопросы.

Это выглядит таким образом: «Молодой человек нео­жиданно для себя узнает о том, что девушка, с которой он обручен, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?»

Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.

5.Методики катарсиса, то есть самовыражения в усло­виях эмоционально напряженного творчества.

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществля­ется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

Существуют такие варианты катарсических методик, где испытуемые действуют опосредованно, проецируя свои черты и реакции на предметы-заместители. Имеется в виду, скажем, «тест кукол» (А. Вольтман, 1951). Здесь детей просят разыграть с набором кукол различные сцены (например, «ссора с братом») или поставить спектакль на заданную тему.

6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочте­ния одних стимулов другим.

В этой группе наибольшим распространением отличает­ся «тест цветовых предпочтений», известный как «тест Люшера». Его стимульный материал представляет собой на­бор цветных карточек. В полном варианте представлено 73 карточки 25-ти различных оттенков. В кратком, наиболее часто применяемом варианте, карточек.

В последнем случае процедура исследования начинает­ся с одновременного предъявления их испытуемому. При этом его просят выбрать карточку, наиболее приятную, по­нравившуюся. Затем ее откладывают в сторону. Испытуе­мого просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д.

Интерпретация выполнения основана на следующих принципах:

а) каждый цвет обладает определенным символичес­ким значением (например, зеленый - уверенность, настой­чивость, упорство; синий - спокойствие, удовлетворенность);

б) парные сочетания цветов имеют собственные значе­ния, более полно отражающие индивидуальные особенно­сти личности;

в) позиции цветов в общем ряду или порядок выборов характеризуются функциональными значениями (скажем, выбранный первым цвет отражает средства достижения цели (так, синий обозначает желание человека действовать спокойно, без напряжения...), выбранный вторым цвет ха­рактеризует цель стремлений и т. д.); о г) отвержение «основных» цветов (красного, синего, зе­леного, желтого) равно как и выбор в числе первых цветов «дополнительных» (фиолетового, коричневого, черного, се­рого) - показатель внутреннего неблагополучия, подавленных потребностей, интенсивных тревог, стресса.

7. Графические методики, основанные на самостоятель­ном изображении предметов, людей, животных и пр.

Среди них представляется" весьма своеобразным «тест 9 окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 и др.), где испытуемо­му предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рису­нок выполняется в полном соответствии с названием ме­тодики. По завершении работы испытуемого просят рассказать о том, что получилось. Обычно при этом собирается серия изображений, сделанных одним лицом. Интерпрета­ция основана как на формальных и символических харак­теристиках рисунков, так и на предпочтениях тех или иных красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Считается, что предельно слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.

В современной психодиагностике значительное распро­странение получили методики «бумаги и карандаша». В том э числе «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), «Дом-дерево- человек» (Дж. Бук, 1948), «тест дерева» (К. Кох, 1949), «нари­суй человека» (К. Маховер, 1948), «автопортрет» (Р. Берне, 1972) и многие другие. При анализе их выполнения исхо­дят из положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, ко­торые поддаются интерпретации с помощью системы эм­пирически выверенных критериев.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: проективные методики; про­екция; виды методик: структурирования конструирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графи­ческие.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоят принципиальные отличия проективной диагностики от иных методов исследования личности?

2. Каковы особенности основных групп проективных методик?

Дополнительное задание:

Используя соответствующую литературу, подготовьте более полное информационное сообщение о специфичес­ких характеристиках определенной группы проективных методик.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ЦЕЛЬ: Изучение особенностей интерпретации выпол­нения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного подростками и стар­шими школьниками (М.З. Друкаревич)).

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не огранич

Наши рекомендации