Межличностные отношения в малых группах. Процессы дифференциации в классе и методы их изучения. Конформность и внушаемость
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, к руководителю. Основной определяющей силой группы практически всегда является лидер. Психологическая совместимость: физическая (гармонические сочетания физических качеств), психофизиологическая (в данном случае учитываются особенности анализаторных систем, свойства темперамента), социально-психологическая совместимость (черты характера, решительный хорошо совмещается с рассудительном, но плохо с упрямым; капризные с уравновешенными; с завышенной самооценкой с теми кто выполняют их прихоти), социально-идеологическая совместимость (сходства ценностных ориентаций, общность идейных взглядов на некоторые важные проблемы). Феномен группового давления. Группа, к которой мы принадлежим, общество в целом, оказывает на нас определенное давления. Общество оказывает давление на своих членов: сначала семья, потом детский сад и т.д. Феномены:1.конформность – как осознанное изменение своих мыслей, оценок установок под влиянием группы;2.внушаемость – неосознанное изменение Есть определенные условия, которые определяют, проявятся конформность и внушаемость в данной ситуации: количество людей в группе, положение человека в группе, в неформальной группе. С возрастом конформность и внушаемость снижается, с опытом. Женщины более склонны к конформности и внушаемости.
Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Интериоризация и экстериоризация.
Деятельность – внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека имеет сознательный характер: осознает цель и способы достижения, предвидит результат. В структуре деятельности выделяют цели (для чего?) и мотивы (почему?). Реализуется с помощью движений и действий. Компоненты: постановка цели, планирование работы, выполнение работы, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов. Интериоризация – процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному (смотришь на пловца – понимаешь). Экстериоризация – процесс перехода от внутреннего идеального к внешнему реальному (вспоминаешь – делаешь).
Мотивационная сфера личности. Мотивация и мотивировка. Внутренняя и внешняя мотивация.
Мотивация - процесс побуждения к действию определенными мотивами. Мотивационную сферу человека можно характеризовать по широте (количество интересов), гибкости (есть потребности, но нет средств к удовлетворению), иерархизированности (соподчинение мотивов). Виды мотивации: внутренняя мотивация – основана на желании выделится и придерживаться определенной модели поведения, ради ее самой; внешняя – основана на потребности вознаграждения и страхе наказания. Выделяют стороны внутренней мотивации: стремление к мастерству, желание хорошо работать, стремление к конкуренции. Мотивировка – преднамеренное объяснение своих действий.
Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков.
Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности, который вырабатывается в процессе практики. Формирование навыка:1.сначала выявляется двигательный состав движения (как делать, в какой последовательности (как надо плавать)). Ознакомление с двигательным составом движения, разъяснения. Потом наступает прояснение внутренней картины движения.2.автоматизация движений благодаря упражнениям. Навыки бывают: простые (умываться, чистить зубы), сложные (говорить на другом языке). Качества навыков: двигательные, мыслительные и навыки поведения. Навык требует значительных усилий при его формировании, и пределов совершенства навыков нет. Если навык не используется, то наступает деавтоматизация, то есть разрушение. Навыки взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может выражаться в виде переноса, когда ранее сформированный навык облегчает формирование нового навыка. Интерференция – ранее сформированный навык препятствует формированию нового навыка.
Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд.
Выделяют 3 вида деятельности: игра, учение, труд. Игра – ее целью является сама игра, как деятельность, а не практические результаты. Побудителем игры является потребность в активности. Учение – специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение. Включает: усвоение информации об окружающем мире (продукт этого процесса – знание), освоение приемов и операций, из которых складываются все виды деятельности (продукт – навыки), овладение способами использования знаний в соответствии с условиями и целью задачи (продукт – умение). Труд – свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата.