Донаучный период развития психологического знания

Еще до возникновения науки человек задавался вопросами, касающимися его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Во всем этом кроются корни религиозных верований и ритуалов, которые человек создавал для того, чтобы защитить себя от неизвестного. В первобытных верованиях, в мифологии, в поэзии, сказках душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека». Деятельность, активность человека объяснялись присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объяснялось ее отсутствием.

Э.Б. Тэйлор в книге «Первобытная культура» отмечает, что людей первобытных обществ больше всего интересовали две группы биологических вопросов: во-первых, чем отличается живущее тело от мертвого, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни, смерти, и, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся во сне. Древние дикари – философы заключали, что у каждого человека есть призрак, составляющий его образ, или второе «Я», который связан с телом и может его покидать. В результате появляется общеизвестное понятие о душе как невещественном человеческом образе, представляющем по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Душа виделась причиной человеческой жизни, владеющей сознанием, волей, способной покидать тело и переноситься быстро с места на место, являться спящим людям как призрак, отделенный от тела.

Первобытный человек имеет полностью виртуализированную психику. Он не отделяет себя от мира, и все реальности пока содержатся в потенции, в особой форме. Он имеет особую организацию психики, которая обеспечивает появление новых виртуальных реальностей. Однако принципиальной возможностью появления новой, виртуализированной психики является род, именно только сообщество может обеспечить появление такой психики. Отдельный человек такой способности пока не имеет.

Рассмотрим возможные варианты логических переходов реальностей в ходе виртолюции начиная с первобытности.

В процессе развития одна за другой виртуальные реальности сформируются и будут удваиваться и девиртуализироваться, т.е. будет происходить развитие по типу виртолюции.

В филогенезе произойдет отделение реальностей отдельного человека от родовой реальности. Этот процесс, начавшись в эпоху первобытности, продолжается и в настоящее время. Процесс этот драматичен, и ведет к гибели родового устройства общества.

В эпоху первобытности произошло отделение первой виртуальной реальности от мифомагического пласта психики – реальности телесности.

В эпоху первобытности произошло удвоение реальности. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею… Магический образ создает вторую реальность, которая воспринимается как подлинная, первая реальность. События инсценируются, но представляются не как инсценировка, но как подлинные события… ". Иными словами, в охотничьей магии возникает первая виртуальная реальность со всеми ее характеристиками: порожденностью (виртуальная реальность порождается активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней), актуальностью (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь» и «теперь», пока активна порождающая реальность), автономностью (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа») и интерактивностью (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них). Следовательно, все возникающие реальности одинаково реальны, и порождающая, и порожденная.

В.А. Шкуратов характеризует сам процесс магического действия, которые являются одновременно характеристиками механизма появления новой реальности, и даже его средств: …модель телесного действия, порождающего из себя образы и знаки, очерчивает ядро древнейшего психокультурного комплекса, который до сих пор дает основу для массы практик и верований. В их основе – убеждение – способности с помощью всевозможных манипуляций воздействовать на людей и природу. Магический образ создает "вторую реальность", которая воспринимается как первая, подлинная реальность. События инсценируются, но представляются не как инсценировка, но как подлинные события. Переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем образом, и что в мертвом виде становится обычаем, праздником, игрой и т.д." …Магия есть создание образа другого мира действием, и не просто действием, а заинтересованным, совместным, инсценированным действием. Ее единица – эпатирующее, смыслонаделяющее действие. Монолог шокового изменения мира в глазах участвующих и есть миг нарождения смысла".

В.А. Шкуратов описывает создание в охотничьей магии новой реальности. Средства воздействия – коллективные действия, эмоциональная насыщенность, восприятие вновь созданной реальности как подлинной. Все это сильно напоминает психотехники, которые психологи и психотерапевты используют в психотренингах и психотерапии.

Характеристики этого первобытного пласта психики показывают сами условия появления новой виртуальной реальности.

В первобытной ментальности индивидуального самообраза просто нет, но новая виртуальная реальность есть, она создается коллективным творчеством. "Первобытные мифы быстро поднимаются на горячей опаре первобытных эмоций. И это для мифомагического сознания не побочно, это его суть… Мифология – мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель – выживание родственного коллектива, все одушевлено, и наделяется человеческими стремлениями. Различие между природным и социальным воспринимается слабо, и весь мир – большая община родичей и соседей". Магическое действие – это подпорченное реальное действие, потерявшее целесообразность, но получившее взаимен смысл, Ради коллективной организации цели пришлось пожертвовать самой целью. Выстроенное как предугадывание будущего, действие оказалось иным миром. Связь между этим и другим миром – коллективное воображение» (мышление для этого не годится, оно разрабатывает рецепты правильного исполнения процедур внутри миров, принимая их как данность) (В.А. Шкуратов, 1997).

Донаучный период развития психологического знания - student2.ru

Рис. 14. Характеристики реальности телесности

"…Магия, по-видимому, единственная психокультурная система, основанная на высвобождение телесной спонтанности из-под контроля социальной нормы и сознания. Магические заклинания повелительны и непонятны, они вводят участников, в том числе и самого заклинателя в транс. Звуки как бы сами произносятся гортанью, движения как бы сами производятся телом…".

Таким образом, создаются условия для отделения от мифомагического палста психики первой виртуальной реальности – реальности телесности.

В.А.Шкуратов описывает создание в охотничьей магии новой реальности. Средства воздействия – коллективные действия, эмоциональная насыщенность, восприятие вновь созданной реальности как подлинной. Все это сильно напоминает психотехники, которые психологи и психотерапевты используют в психотренингах и психотерапии.

"Психологические механизмы первобытной технологии знаний представляют собой состояние полной эмоциональной включенности в события, о которых повествуют, и которые требуется запомнить. "Идентифицироваться с исполнением, как актер идентифицирует себя со своей ролью, – единственный способ добиться того, что нужно" (Хавелок).

Таблица 6

Наши рекомендации