Психика и сознание, самосознание
Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами, так и с социальными.
Проблемы соотношений биологического и социального в формировании психики:
1. Биогенетический подход (Гальтон – всё в ребёнке заложено от природы).
2. Социологический подход (Ж.Ж.Руссо утверждал, что человек – «tabula rasa» , чистая доска).
3. Биосоциальный подход (Л. Выготский - важность наследственных и социальных факторов).
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются многими условиями:
· системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни;
· отношениями с окружающими;
· знаниями и умениями, которыми он овладевает;
· метрическим возрастом.
Возраст хронологический не всегда равен психологическому. Психологический возраст обуславливается закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеет конкретное историческое происхождение.
Проблемы несовпадения хронологического и психологического возраста не позволяют создать универсальную систему периодизации психического развития. Другие из причин – меняющиеся социальные условия, акселерация.
Существуют возрастные периодизации:
· Ж. Пиаже – интеллектуальное развитие ребёнка;
· Б. Эльконин – ведущий тип деятельности;
· З.Фрейд – психосексуальное развитие;
· Э. Эриксон – этапы социализации, жизненные кризисы.
Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:
1. Пренатальный период (внутриутробное развитие).
С 14-ой недели жизни почти вся кожная поверхность плода готова к приёму тактильной информации. Плод рано способен получать информацию об окружающей среде, изменение положения тела, изменение температуры, вкусовые и обонятельные ощущения. Особенно богата звуковая сфера. Ребёнок слышит не только звуки из вне, но и тоны и сердца матери, переживает её эмоциональное состояние.
2. Период детства включает стадии:
· 0 – 1 года; акт рождения – первый кризис в жизни ребёнка. Ребёнок теряет в весе. Давление на мозг во время движения плода играет роль пускового механизма для запуска многих пусковых центров. У новорождённых хорошо развито обоняние, с первых часов ребёнок способен распознавать звуки разной интенсивности и отличать голос матери, с 4-ого дня проявляет предпочтение человеческому лицу. Пережив кризис, у ребёнка наступает комплекс оживления. (по Фрейду – оральная стадия)
Депривация – лишение или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Виды:
1) сенсорная (ребёнок испытывает сенсорный голод, т.е. не получает достаточного количества раздражителей зрительных, слуховых, осязательных и др., что необходимо, т.к. в процессе поступления и переработки информации происходит упражнение структур мозга и органов чувств).
2) двигательная (развитие движений в детстве формирует ядро личности, я-системы, развивает интеллект; ограничение ведёт к глубокой моторной отсталости, задержке личностного развития. Ребёнок должен получать массаж, плавание, гимнастику).
3) ВТД – эмоциональное общение со взрослыми. Отсутствие губительно для ребёнка, т.к. происходит формирование доверия.
· от 1 до 3-х лет; период развития и функциональной независимости речи. Расширяется словарный запас (до 1,5 тысяч слов), ребёнок экспериментирует с предметами (символическое мышление), но мышлению свойствен эгоцентризм. Происходит формирование самосознания и самооценки. Проявляется интерес к своей внешности. ВТД – предметно-манипулятивная деятельность. Кризис 3-хлетнего возраста «Я САМ». Словом «нельзя» обрубается инициатива – формируется комплекс неполноценности или развитие агрессии. (по Фрейду – анальная стадия)
· то 3-х до 6-7 лет; ВТД – сюжетно-ролевые игры. Освоение мира человеческих отношений. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Развиваются все познавательные процессы. К 6-7 годам «феномен Пиаже». Подготовленность к школе. (от 5 до11 лет по Фрейду – латентный период).
· от 6-7 до 10-11 лет; ВТД – учение; кризис 6-7 лет имеет 2 формы (готовность ребёнка к школе и неготовность), от чего зависит его дальнейшее формирование развитие личности и обучение.
Отрочество.
· Подростковый (пубертатный) периодс 10-11 до 13-14 лет.
В медицине с 10 до 20 лет. Главное психическое образование – идентификация (со сверстниками, со взрослыми с собой). Возникает реакция аффилиации (потребность в общении, эмоциональном контакте). Кризис полового созревания. (по Фрейду – генитальная стадия).
· Ранний юношеский возраст с 13-14 до 16-17 лет. ВТД – интимно-личностное общение.
4. Юношеский период с 17 до 20-23 лет. ВТД – труд. Кризис – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
5. Зрелость.
· Ранняя (21-25 лет). Кризис близких отношений или изоляции свойствен для любого возраста. Кризис 30 лет – кризис смысла жизни.
· Средняя (25-40 лет). Кризис 40 лет – генеративность или застой.
· Поздняя (41-55 лет). Наступление спада деятельности.
Старость.
От 55 до 75 лет - наступление старости. После 75 лет преклонный возраст.
Зрелость и психологический возраст. Выделяют 3 вида: хронологический (паспортный); физический (биологический), психологический.
Психологический возраст – показатель душевной молодости, или зрелости, или старости, который у большинства людей отличается от календарного.
Сознание – высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчёт об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Функции сознания:
· Познание;
· Переживание;
· Отношение к миру, людям;
· Регулирование поведения, деятельности.
Основные характеристики сознания:
· Самосознание (индивидуальное сознание);
· Общественное сознание (отражение общественного бытия);
· Низший уровень сознания (бессознательное);
· Автоматизированные навыки (неосознанные).
Признаки неясного (помрачённого) сознания.
Нарушения сознания.
Выключение сознания.
ЛЕКЦИЯ 4.
ТЕМА: «Составляющие развития человека (психические процессы)».
Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдаёт себе отчёт в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум машины… Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина, вкусовые качества соли и сахара. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия, решать трудные задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы можем вообразить то, что вообще не существует.
Человек не только познаёт окружающий мир, но и имеет своё отношение к предметам и явлениям этого мира, переживает при этом определённые чувства.
Каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой – спортом; один проявляет способности в области математики, а другой – в области литературы; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой – ленив и высокомерен. Всё это – восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики.
Психические явления – постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения. Они состоят из четырех блоков, взаимосвязанных между собой:
Психические процессы
(восприятие, ощущения, внимание, память, воображение , мышление, речь)
Психические свойства
(темперамент, характер, способности)
Психические состояния
(эмоции, чувства, воля)
Психические образования
(знания, умения, навыки)