Фрейд об эволюции религии
Тотем и табу:
· Ф. выделяет три стадии развития мышления:
анимистическая (человек приписывает себе «всемогущество мыслей»), религиозная (уступает это могущество богам),
научная (человек сознается в своей слабости, остается лишь доверие к могуществу человеческого духа, считающегося с законами действительности). Анимизм не является еще религией, но содержит в себе ее предпосылки.
· Таким образом, анимистическая стадия соответствует нарциссизму, религиозная– ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная составляет полную параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказался от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспосабливаясь к реальности. Ф. считает, что «всемогущество мысли» еще осталось в искусстве.
Будущее одной иллюзии:
Сначала человек одушевляет природу, чтобы лишить ее части мощи, придавая ее силам отцовский характер – человек делает эти силы природы богами.
Затем человек расширяет функции богов - они должны устранять ужасы природы, примирять человека с его судьбой, со смертью, а также вознаграждать за ограничения, налагаемые на человека культурой. Растерянность и беспомощность человека перед судьбой привели к представлению о том, что и боги имеют судьбу. Богам стали отводить больше область морального. Также Фрейд говорит о том, что боги предшествующих культур уплотнились в нашей культуре в единого бога. Эта эволюция разных народов находится в различных фазах.
Смысл религиозности, по мнению Фрейда, заключается в том, что она компенсирует ощущение беспомощности перед грозными силами природы.
Первым этапом развития религиозных верований, согласно автору, является очеловечивание сил природы, в результате чего люди могут реагировать на них своими действиями. Люди продолжают быть беззащитными, но перестают чувствовать себя парализованными беспомощностью перед безличными силами. Силы природы при этом приобретают характер не просто людей, а «отцов», они делаются богами. Повторяя опыт детства, люди и боятся «отца», и надеются на его покровительство и защиту.
Со временем знания о силах природы лишают их антропоморфности. Но ни беспомощность людей, ни тоска по отцовскому началу никуда не деваются, и это является причиной сохранения богов.
По мнению Фрейда, боги выполняют три задачи:
1. примирения с грозной природой,
2. примирения с горькой судьбой (в особенности с фактом смерти) и
3. компенсируют страдания, вызванные культурными запретами.
С течением времени боги окончательно отделяются от природы, и их основной функцией становится мораль.
Задача религиозных верований переносится на
- компенсацию несовершенств культуры, причиняемых ею лишений,
- на контроль соблюдения культурных запретов, подсчёт проступков. Культурные запреты приобретают божественное происхождение. Кроме того, компенсируя беспомощность людей, появляются религиозные представления о том, что мир добр и устроен разумно, что жизнь не кончается после смерти, и другие.
Критика религий. Заключение о целесообразности отказа от религий для человечества
То, что религиозные верования не могут быть подтверждены объективным образом, их противоречие опыту и логике, увеличение роли рациональности в человеческой культуре, по мнению Фрейда, приведут к утрате религией своего значения. В результате отхода от религиозной морали широких масс могут наступить деструктивные последствия, однако нахождение других оснований морали и пересмотр роли религии в культуре поможет их избежать. Автор показывает разумность оснований культурных ограничений для существования социума, и противопоставляет их религиозной морали, по мнению автора, неустойчивой, в силу грядущей потери влияния. Сравнивая религию с подростковым неврозом, Фрейд полагает, что она должна быть преодолена в процессе общечеловеческого развития.
Фрейд, однако, допускает, что относительно будущего религии он может ошибаться, так как его выводы во многом основаны на предположениях.
Отношение Фрейда к религии
Фрейд был убежденным атеистом. К религии он подходит, занимая сциентическую позицию. Фрейд полагает, кроме создания идеалов, во всём остальном научное мировоззрение может успешно соперничать с религией. Он считает необходимым заменить религиозное воспитание на развивающее интеллект и основанное на научном мировоззрении.
В переписке с Фрейдом Ромен Роллан утверждал, что религиозность в нём особое «океаническое» чувство вечности, чего-то бескрайнего, безграничного. Фрейд, однако, отмечал, что у него отсутствует такое «океаническое» чувство, хотя и признавал его наличие у других.
В «Будущем одной иллюзии» Фрейд в основном критически отзывается о религии, характеризуя ее, как социальную иллюзию, и даже как особую форму коллективного невроза, которая является, «по-видимому, самым главным из психических изобретений цивилизации». Он приходит к выводу, что все религиозные верования являются «иллюзиями, неподверженными доказательствам».