ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Результаты этих двух экспериментов имеют большое теоретическое и практическое
Результаты этих двух экспериментов имеют большое теоретическое и практическое значение. Во-первых, они помогают глубже понять процессы, посредством которых показ сцен насилия в средствах массовой информации вызывает у зрителей усиление склонности к агрессии. Рассмотрим возможную роль возбуждения, возникающего в результате просмотра кинофильмов. Некоторые авторы полагают, что созерцание насилия в кино приводит к повышению агрессивности в основном за счет того, что фильм оказывает на зрителей возбуждающее воздействие; по-видимому, вызванное просмотром фильма возбуждение активизирует имеющиеся у них агрессивные диспозиции. Однако, в противоположность этому мнению, выявленные нами различия в уровнях возбуждения (по самоотчетам испытуемых и с помощью измерений), возникавшего при различных экспериментальных условиях, не соответствовали различиям между группами в уровнях интенсивности нападений на доступную жертву. В эксперименте 1 чисто эротический фильм, например, вызывал такое же возбуждение, как агрессивно-эротические фильмы, но тем не менее просмотр последних приводил к более сильной агрессии против помощника экспериментатора-женщины.
Мысль о том, что «агрессию может вызывать только возбуждение», толкуют и по-другому: полагают, что последствия созерцания насилия в фильмах зависят от того, как зрители обозначают свои собственные чувства, возникшие после просмотра фильма, в котором показано насилие. Возможно, что они будут проявлять агрессивность только в том случае, если считают, что рассержены, и если под влиянием фильма о насилии они интерпретируют свое возбуждение именно в таком смысле. Наши эксперименты, в общем, не подтверждают подобные рассуждения.
В обоих экспериментах уровень гнева, который оценивался по отзывам самих испытуемых (в постэкспериментальных анкетах), не зависел от типа фильма, хотя между группами были обнаружены различия в силе нападений на женщину-мишень. Исходя из некоторых дискуссий об «ошибочной атрибуции» и «передаче возбуждения», мы могли ожидать, что под влиянием чисто эротического фильма спровоцированные мужчины будут неправильно обозначать возникшие у них чувства. Они могли приписать порожденное фильмом возбуждение ранее полученной ими обиде и поэтому считать себя сильно рассерженными и впоследствии вести себя соответственно. Но в действительности такой ошибочной атрибуции не было. Во всяком случае, мы не получили достоверных доказательств того, что различия между уровнями явной агрессии при различных условиях эксперимента аналогичны различиям между соответствующими уровнями чувства гнева.
Все сказанное выше, конечно, не означает, что поведение зрителей после просмотра фильма совершенно не зависит от уровня их возбуждения. Возможно, что общий уровень возбуждения оказывает не независимое влияние на действия зрителей, а взаимодействует с конкретным содержанием фильма.
Многие авторы предпочитают иначе интерпретировать влияние на зрителей показа насилия в фильмах, уделяя главное внимание процессам растормаживания. С их точки зрения, созерцание сцен насилия в кино приводит к тому, что зрители слабее подавляют свою агрессивность, поэтому они испытывают большую готовность причинить вред доступной жертве. По нашим оценкам, полученный в обоих экспериментах относительно высокий уровень агрессивности испытуемых, смотревших агрессивно-эротический фильм с позитивным исходом, возможно, объясняется именно таким растормаживанием, как мы и предполагали ранее. Тот факт, что женщина якобы получала удовольствие от изнасилования, подразумевал, что, с точки зрения насильника, нападение на нее было результативным, поэтому зрители могли прийти к мысли, что агрессия с их стороны также «окупится».
Тем не менее, хотя процессы растормаживания несомненно играют важную роль, существуют, видимо, и другие факторы, обусловливающие влияние средств массовой информации. В сфере сексуального поведения Манн, Берковиц, Сидман, Старр и Уест (Mann, Berkowitz, Sidman,
Starr, West, 1974) продемонстрировали, что супружеские пары после просмотра эротических фильмов сильнее предрасположены заниматься любовью, чем после просмотра нейтральных в сексуальном отношении фильмов, очевидно, не потому, что у них ослабляется подавление, а потому, что они получили сексуальную стимуляцию.