Современные исследования в области темперамента
Типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Отечественные психологи (Б.М. Теплов, В.Д. Небыли цын, B.C. Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П. Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П. Павловым.
Так в результате исследований, проводившихся под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем — В.Д. Небылицына, были выделены дополнительные свойства нервной системы:
лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов; динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов;концентрированность– показатель
В.Д.Небылицын меры дифференцировки раздражителей.
В.С. Мерлиным были выделены следующие свойства темперамента.
Экстраверсия -зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
Реактивность – интенсивность реакции в ответ на посту-В.С.Мерлинпающую стимуляцию.
Импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия.
Эмоциональная устойчивость -способность к контролю эмоций.
Эмоциональная возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний.
Активность- степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.
Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Тревожность - предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации
Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных воздействий. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить их у себя, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач.
Известный психофизиолог В.М. Русалов предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды, а представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» (Русалов В.М., 1979).
В.М. Русаловым были сформулированы следующие положения относительно результатов исследования темперамента.
1. Свойства темперамента включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.
2. Темперамент наследственно обусловлен и относительно устойчив. Свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются:
в раннем онтогенезе, когда маскирующее влияние характера и мотивации еще минимально;
в ситуациях исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации;
в стрессовых ситуациях;
в строго контролируемых условиях экспериментальной ситуации;
в новых привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.
3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.
5. Темперамент не зависит от содержания деятельности - мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль - темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.
6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей.
Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.