Пути преодоления стресса
Проблема «как справляться со стрессом», несомненно, представляет актуальность. В эмоциональном преодолении важно осознать свои чувства, потребности и желания, вызывающие стресс, овладеть социально приемлемыми формами проявления своих эмоций, снять эмоциональное напряжение (Куликов Л., 1997).
Многочисленные наблюдения и эксперименты показали, что оборонительное поведение человека, особенно пассивное,— наименее эффективная стратегия преодоления стресса для сохранения душевного и физического здоровья в социально-психологическом плане.
Менее агрессивные люди преодолевают жизненные трудности с меньшими отрицательными последствиями, избегая децрессии. У человека, перенесшего психическую травму и не давшего выхода эмоциям в словах и действиях, тяжелые чувства вытесняются из сознания, но могут проявляться в невротических и телесных расстройствах.
Избавить от такого состояния может оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний. Освобождение и выражение «ущемленной» эмоции может быть осуществлено при пересказе, который лишает пережитый травматический опыт человека болезненной силы.
Ряд авторов выделяют три основных способа,позволяющих успешно бороться со стрессом, а также управлять событиями, вызывающими его.
1. Решить свою проблему. В этом случае необходимо четко сформулировать конкретную проблему, рассмотреть имеющиеся возможности и выбрать один из вариантов в качестве решения. Есть данные, что люди, которые решают свои проблемы, чаще других довольны собой и ощущают себя хозяевами своей жизни.
502 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
2. Изменить отношение к проблеме. Например, можно посмотреть на неприятности как на способ закалки характера. Подчас людям удается найти в стрессовых ситуациях смешные стороны.
3. Смириться с наличием проблемы, но постараться уменьшить влияние вызванного ею стресса на свой организм. Когда человек расстроен и испытывает стресс, полезно взять тайм-аут и немного отдохнуть. Этот метод особенно эффективен в том случае, если проблему нельзя ни обойти, ни решить.
Кроме того, нельзя не вспомнить, что шутка, юмор — повелители хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса. Люди, лишенные чувства юмора, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями и недомоганиями.
Это интересно
В своей книге «Смех — дело серьезное» философ Джон Монрилл дает такое объяснение этому явлению: «Человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чувствует себя спокойнее, просто он гибко подходит к ее разрешению». Другой известный философ и писатель Артур Кестлер, не считавший смех серьезным делом, между тем писал: «Единственной функцией смеха является просто снятие напряжения».
РЕЗЮМЕ
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.
Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит.
Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста.
В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
ГЛАВА 3 МОТИВАЦИОННАЯ |
СФЕРА
Мотив |
omne (от лата. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).
Потребность — переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желаннос-ти чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целепо-лаганием.