Оценка функций интеллекта по предпочтительным цветам 6 страница
[ccxxiv] Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970; Сычев Л. П., Сычев В. Л.. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 166.
[ccxxv] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 48.
[ccxxvi] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.
[ccxxvii] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.
[ccxxviii] Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 102.
[ccxxix] Согласно православной символике цвета, Пасха Христова начинается в Белых облачениях (в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя) и далее на каждой из восьми песен канона принято менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета, поражая религиозно-эстетическое воображение прихожан.
[ccxxx] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin, Henschelverlag, 1970. S. 128.
[ccxxxi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 361.
[ccxxxii] Коран 24: 35. См. также: Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.
[ccxxxiii] См.: Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 76.
[ccxxxiv] Цит. по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 69.
[ccxxxv] Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 361.
[ccxxxvi] Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М.: ИПЛ, 1965. С. 6.
[ccxxxvii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 102.
[ccxxxviii] Мелвилл Г. Моби-Дик или белый кит. М.: Географлит, 1961. С. 292–302.
[ccxxxix] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 40.
[ccxl] Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 56.
[ccxli] Леонардо да Винчи. Избр. произв. М.: Академия, 1935; Репринт: М.: Ладомир, 1995. § 215.
[ccxlii] Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970.
[ccxliii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 149; LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: blanc).
[ccxliv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 131; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.
[ccxlv] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. С. 97.
[ccxlvi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 362. С позиций хроматизма женская «трусость» объясняется следующим образом. С одной стороны, бессознательная природа женщины ощущает свое природное предназначение и не позволяет себе, к примеру, «прыгать с моста, чтобы спасти героя дня». С другой стороны, социальность женского сознания не дает ей никаких оснований играть агрессивную и даже активную роль мужчины. Поэтому-то о трусости женщины и не принято говорить. Ибо это так же очевидно, как и присущий ей белый цвет. Однако в хроматизме исследуются прежде всего очевидные вещи, то есть исключительно привычные явления и феномены, на которые, именно в силу привычки достаточно трудно обратить внимание. К примеру, огромное число ученых изучает различные ноумены и феномены религиозных учений. Однако, в истории науки можно встретить единичные исследования, посвященные, к примеру, изучению ауры ментального тела человека, так как эти ноумены причислены к мистическим. Спрашивается: чем же религия отличается от мистики, если в обоих случаях хроматизмом констатируется весьма близкая очевидность ноуменальных проявлений духовной жизни человечества? Риторический ли это вопрос? Это может показать, по-видимому, только время и наука. И для этого необходимо, чтобы мужская смелость университетских «ученых в белых одеждах» стала, наконец, строгим оппонентом «белому оперению» карьеристской трусости их начальников.
[ccxlvii] Цит. по: Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 20.
[ccxlviii] Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Л.: ЭКОС и ЛАО, 1991. С. 91.
[ccxlix] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 147.
[ccl] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 7.
[ccli] Как показывает опыт, если при кратковременной вспышке один из цветных кружков (например, красный) был окаймлен ярким белым кольцом, то другой цвет (зеленый) вообще не был виден. Окаймленный кружок полностью забивал своего конкурента, даже если яркость последнего была намного выше (Щадрин В., Бонгард М., Смирнов М. Влияние окружения на бинокулярное взаимодействие цветов во вспышках // Биофизика, 1966. Т. XI. Вып. 6).
[cclii] Цит. по: Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М.; Л.: Искусство, 1962. С. 73.
[ccliii] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 57.
[ccliv] В хроматизме это легко моделируется принципом относительного детерминизма: белый цвет относительно серого кажется еще белее. Поскольку же белый цвет является пассивным, то еще более белый опишет все свойства, приведенные Э. Бремон.
[cclv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения. 1995. С. 39.
[cclvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.
[cclvii] Здесь и далее понятие «сознание» понимается однозначно и принципиально не включает каких-либо неосознаваемых предикатов. Напомню, что в хроматизме сложные живые явления и / или системы изучаются на уровне информационных моделей, то есть упрощенных системно-функциональных моделей, сохраняющих лишь характеристические свойства изучаемых объектов. Для изучения человека в его гендерно-половом диморфизме мы приняли за основу так называемую динамическую модель личности, которую для краткости и в согласии с традицией классической науки называем интеллектом (от лат. «intellectus» — ощущение, восприятие, понимание). Интеллект подразделяется на сознание (формальная логика, социальность и т. п), подсознание (образная логика, творчество и т. п) и бессознание («животная» логика, аффекты и т. п).
[cclviii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239. В рабочей модели хроматизма белое вещество коры больших полушарий головного мозга можно считать субстратом сознания (как компонента интеллекта)только при понимании принципов системно-динамической локализации психических функций. Относительная слабость современных представлений об этой локализации позволяет сделать лишь предварительные выводы, которые базируются и на известном сопоставлении функций подсознания с серым веществом, подкорковых структур головного мозга.
[cclix] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128.
[cclx] Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М.: Наука, 1976. С. 181, 192, 194, 201. В. N. Goswamy. Essence оf Indian art. S. F., Asian Art Museum, 1986. Показательно, что независимым путем психологи пришли к тем же выводам:`серый`возникает вслед за `красным` (Spence D. P. Subliminal perception and peceptual defence: two sides of a single problem // Behav. Sci. 1967. V. 12. №3. Р. 133–193).
[cclxi] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.
[cclxii] Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975.
[cclxiii] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 5. Сравнение с интерпретацией серых тонов, полученной независимыми путями в функциональной психологии (см. ниже) показывает весьма близкие результаты.
[cclxiv] См. мой анализ хроматических воззрений Платона в работе «Античный хроматизм». Гл. 19–20.
[cclxv] Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой Век, 1995. С. 360.
[cclxvi] Согласно средневековым представлениям христианства, дерево символизирует укорененность грехов, поэтому пепел — как сожженное в очищающем страдании дерево — означает раскаяние (Фр. Порталь).
[cclxvii] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 76.
[cclxviii] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 306.
[cclxix] Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., BONNETON, 1999. Р. 171–172.
[cclxx] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 141. Показательно, что в главе о цвете в моде, этот ученый пишет, что «существуют симпатии, обусловленные половой принадлежностью», отрицая свои предыдущие высказывания на с. 110–112.
[cclxxi] См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 147.
[cclxxii] Как мне кажется, сегодня художники просто не хотятт передать это настоящее в отражении зеркала. А ведь еще великий Леонардо в § 683 советовал: «Между освещенной и затененной частями тела ложится средняя тень, которая имеет очень разные границы потому что там, где она граничит с тенью, она переходит в тень, а там, где она граничит с освещенным местом, она становится такой же светлой, как это освещенное место…» Гете в «Хроматике» (§ 35) также оговаривает множественность случаев, когда белое необходимо представлять серым. Да, что говорить о светотени настоящего времени в зеркалах, если уже и гризайл у многих художников выглядит настолько аппатитичным, что иногда кажется просто скучным. Что это, дань моде в погоне за внешней цветастостью, или проявление посконно-домотканного русского духа? В настоящей и последующих главах я попытаюсь представить обоснованные ответы на на этот, казалось бы, чисто риторический вопрос.
[cclxxiii] Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 5–53; Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. Л.: Наука, 1971. С. 19–128; Печкова Т. А. Системы классификации цвета. М.: ВНИИТЭ, 1969. С. 4–92; Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. С. 63; Гельмгольц. О зрении. СПб.: тип. А. А. Пороховщикова, 1896. С. 58–59.
[cclxxiv] Серов Н. В. Хроматизм мифа. § 3.1.
[cclxxv] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 66; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.
[cclxxvi] Тусклый, невыразительный — нулевая или чрезвычайно малая насыщенность серого цвета; неясный — невозможность соотнесения с каким-либо ахромным цветом по светлоте; непонятный, неопределенный — невозможность соотнесения с каким-либо полихромным цветом по цветовому тону.
[cclxxvii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 160.
[cclxxviii] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 167–170.
[cclxxix] Согласно моему анализу, в русской культуре метафора «сплошная серость» появилась в начале ХХ века и обязана введению серой (серьмяжной) форменной одежды русской армии при сплошной необразованности ее рядового состава. По крайней мере, в толковых словарях русского языка XVIII–XIX веков вплоть до первого десятилетия ХХ века фигуральные значения серости не приводятся. В отдельных западных языках переносное значение серости возникло лишь во второй половине ХХ века и, вероятно, имело миграционное происхождение из России через “демократические” страны.
[cclxxx] По-видимому, как настоящая женщина, Татьяна Забозлаева очень не любит серый цвет и поэтому удивляется, когда в конце раздела о сером (Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 33) ей все же приходится привести и его немногочисленные достоинства, отмеченные в области цветоведения. Это ли не лучший пример гендерного отношения к цвету? Действительно, «женщина в сером» — никак не «Женщина в белом»... На антитетичность серого цвета и женственности указывает и примечательный польский эпитет «серая гусыня», означающий своевольную и недалекую женщину, которая к тому же любит всеми помыкать. См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 345. Аналогичное отношение к серому постоянно подчеркивает и Ева Геллер, называя серый — посредственостью, скукой и теорией (Heller E. Wie Farben wirken. S. 215). В этом смысле показателен и пример с переводом люшеровской методики на русский язык. Как известно, и М. Люшер, и Г. Клар, и другие ученые всегда помещали серый как нулевой (№ 0) на первом месте. По-видимому, вслед за Л. Н. Собчик, которая — вопреки публикациям Люшера, — вполне по-женски поместила серый цвет на последнее место, наши издатели-компиляторы сумели не только сохранить это место в своих книгах, но еще и присвоить «№ 8» стимульному образцу серого цвета. См. к примеру: Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997. С. 23; Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 182.
[cclxxxi] В современной политической символике серым цветом обозначается германская партия «серых», отколовшаяся летом 1989 года от партии «зеленых» (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 404).
[cclxxxii] В США для заботы о престарелых людях наряду с Американской ассоциацией пенсионеров созданы и организации «Седые пантеры», которые выступают в качестве социальной и политической силы, объединяющей как пожилых, так и молодых людей (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 893–894).
[cclxxxiii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 131–132.
[cclxxxiv] Одним из этих примеров (В. Г. Кульпина. С. 143–144) является отсутствие в русском языке связи между страхом и серым цветом («Побелеть от страха», но не посереть). Действительно, серый цвет в передаче чувства страха для русского человека нехарактерен, ибо самому себя бояться — не жить на белом свете.
[cclxxxv] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. С. 385–387.
[cclxxxvi] Зайцев А. Цвет и изображение (в живописи) // Искусство. 1970. № 3. С. 46. Показательно, что этимология голубого и серого цветов весьма близка.
[cclxxxvii] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 230–231.
[cclxxxviii] Разумееется, это заключение базируется и на экспериментальных данных спектрофотометрии. Так, при градуировке по пропусканию серое тело получают с помощью вертящегося диска с прорезями, то есть по существу рассуждений Гегеля, с помощью чередующихся потоков света и тьмы.
[cclxxxix] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 87; Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926; Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978, 492.
[ccxc] При смешении двух световых лучей, окрашенных в дополнительные цвета получается белый цвет образующегося светового потока. При смешении же двух перцептов (равно, как и красок) дополнительных цветов получается не белый, а серый итоговый цвет образующегося образа в силу его необходимости содержать не идеальную, а реальную информацию о внешнем мире. Безусловным подтверждением этому положению может служить тот факт, что и белый, и черный цвета являются научной идеализацией крайностей серой шкалы и в реальном мире не встречаются (Луизов А. В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. Гл. 9; Сб. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001).
[ccxci] Старые философы называли это свойство представления вещей дуализмом. На самом же деле в хроматизме было достоточно четко показано, что этот предикат серого цвета является сочетанием минимум трех, но никак не двух свойств, ибо в рамках относительного детерминизма категорически нельзя исключать из анализа и представление его собственных свойств.
[ccxcii] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.
[ccxciii] Строго говоря, эти вещи следовало бы изложить с позиций макро и микромира с выводом коэффициентов отражения и поглощения, но это увело бы нас в сторону от семантики цвета в ее гуманитарном представлении. В оптической же теории это представление, разумеется, детализировано. См.: Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 45.
[ccxciv] Прянишников А. П., Лямин И. В. Основы композиции. М., 1951. С. 102; Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1964. С. 104.
[ccxcv] Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128.
[ccxcvi] Цит. по: Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286.
[ccxcvii] Серое вещество спинного и головного мозга можно считать субстратом подсознания только при понимании принципов системно-динамической локализации психических функций. Относительная слабость современных представлений об этой локализации позволяет сделать лишь предварительные выводы, которые базируются на сопоставлении функций сознания с белым веществом коры больших полушарий.
[ccxcviii] Forman Y. (Red) La couleur. Nature, histoire et décoration. P., Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 178. Строго говоря, седые волосы являются серебристыми. Серебристый же цвет принято считать блестяшим серым. Подразделение блестящих и матовых цветов приведено в разделе о золотом цвете настоящей книги.
[ccxcix] Витгенштейн Л. Культура и ценность. §§ 319, 352.
[ccc] Изложение теории П. Клее дано по материалам к докладу И. Д. Чечота «Мир цвета и образ “центрального серого” в теоретических работах Пауля Клее» на международной конференции «Художник и философия цвета в искусстве» (Тез. докл. междунар. конф. Художник и философия цвета в искусстве. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. С. 56–61).
[ccci] В хроматизме первая пара не является адекватной (гендерной модели интеллекта) и подразделяется на две пары: красный-голубой и пурпур-зеленый.
[cccii] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 131.
[ccciii] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001; Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000.
[ccciv] G. Klar (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (o. J.); имеется перевод № Ц«36043. М.: ВЦП НТЛДКГНТ, 1975.
[cccv] В методике Макса Люшера следует учесть, что всего лишь один цвет, выбранный произвольно, может существенно исказить адекватность тестирования и его последующей интерпретации (Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. СПб.: СПбГУ, 1993). Задержка же взора испытуемого на любом из цветовых образцов теста Люшера приводит к возникновению последовательных образов, что также может сказаться на результатах тестирования. Об этом, к сожалению, не говорят приверженцы проективных цветовых методик, использующих вместо цветового круга отдельно взятые стимульные образцы. Цветовые круги (для тестирования по цветовому тону, насыщенности и светлоте) представлены в моей книге Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.
[cccvi] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 40, 47.
[cccvii] Выше говорилось, что архетипом хроматизма — как религии, как идеального представления мира — является белый свет. Здесь же речь идет о научной методологии, которая используется для анализа реального человека (f-m) в реальном мире светоцветового окружения. Строго говоря, белый свет и серый цвет различаются объектами смешения: первый слагается из идеальных цветных потоков света, а второй — из реальных красок на Земле. Поэтому в хроматизме серый цвет служит информационной моделью для представления сложностей белого света. В отличие же от цветов других религий серый цвет является самым ненавязчивым цветом (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128), то есть цветом, который может быть принят лишь добровольно, но никак не навязан силой ли оружия, или идеологии. В этом и заключается основной тезис хроматизма как религии объединяющего всех и вся Интернета (Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91).
[cccviii] На объективном уровне психофизики об этом позволяет говорить так называемый «собственный цвет сетчатки», серый цвет которого также незаметен, как незаметно и настоящее время. На субъективном уровне метафизики времен это замечает и Андрей Белый: “Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет”.
[cccix] Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 102.
[cccx] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.
[cccxi] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 59. С позиций хроматизма легко видеть, что эта практика сводится к избеганию доминанты черного бессознания, то есть к стремлению открыть мир подсознания.
[cccxii] Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149, 248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.
[cccxiii] См.: Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45.
[cccxiv] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 67. По-видимому, ощущая это противоречие в своих рассуждениях, Джоанна Келлог одновременно отмечает, что черный цвет предшествует новой жизни, ибо символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено семя. Любая жизнь зарождается во тьме. И тут же констатирует, что большинство американцев избегают пользоваться черным цветом, так как не любят касаться неприятных вещей. В самом деле, жизнь американца до недавнего времени была сплошь рационализирована, предсказуема и, я не боюсь этого слова, запрограммирована. Поэтому отсекалась любая непонятная информация, которую, соответственно, не могут любить американцы в силу ее неприятности.
[cccxv] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 8.
[cccxvi] Барышников А. П., Лямин И. В. Основы композиции. М.: СХ, 1951. С. 102.
[cccxvii] Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М.: Искусство, 1975. С. 87.
[cccxviii] Федоров В. Храм и богослужение // О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991.
[cccxix] Лакиер А. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 20; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. С. 278.
[cccxx] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 75
[cccxxi] Каракозова Ж. К. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры // Евразия. 2001. № 2. С. 91–138.
[cccxxii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 104.
[cccxxiii] Там же. С. 103.
[cccxxiv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 403.
[cccxxv] 21 ноября 1991 г. Конфедерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия «Черного знамени».
[cccxxvi] Цит. по: Толстая Т. Н. Квадрат / Толстая Т. Н. Изюм. М.: Подкова, ЭКСМО, 2002. С. 63 (С. 61–71).
[cccxxvii] Малевич К. Главы из автобиографии художника. / Казимир Малевич. Каталог выставки. Л.; М.: Амстердам, МК СССР — SMA, The Netherlands, 1988. С. 109–111.
[cccxxviii] Соответствие внешних и внутренних свойств вещей в рамках относительного детерминизма — основного положения методологии хроматизма — было раскрыто мной в 1 главе «Хроматизма мифа. Экспериментальные данные спектроскопии и колориметрии достоверно подтвердили это соответствие (Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47). Опытные данные по этому соответствию в психологии и психофизике были приведены в 3-й части «Светоцветовой терапии».
[cccxxix] Цит по: Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 61).
[cccxxx] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 445.
[cccxxxi] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 178.
[cccxxxii] Митькин А. А., Перцева Т. М. Динамика формы и цвета в творчестве Василия Кандинского и Казимира Малевича / Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 189–196.
[cccxxxiii] Так, например в герметической философии главным символом черного цвета был ворон: «Знайте также, что ворон, летающий без крыльев в ночной черноте и солнечном свете, есть глава или начало искусства» (Hermиs. Les sept chapitres). Цит. по: Пуассон А. Теории и символы алхимиков // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 117. Здесь же процитирую и знаменитого Фулканелли: “Черный — это корень и первоисточник всех других цветов” (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 84).
[cccxxxiv] Эта логика наиболее зримо представлена в конце упомянутого эссе, где Татьяна Толстая упоминает фонд, который финансирует мягко говоря «художественные» проекты суеты сует, то есть реальную гибель искусства в его сиюсекундном толковании современными меценатами. И этика современности, в самом деле, позволяет экспертам пожать руки друг другу и быстро разойтись.
[cccxxxv] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 460.
[cccxxxvi] Цит по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 90.
[cccxxxvii] Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: Академия, 1934. §§ 584, 703, 729.
[cccxxxviii] До недавнего времени колориметрические представления о черном цвете в принципе основывались на определении Гельмголца: «Черный цвет (света — Н.С.) представляет лишь темноту, т. е. попросту отсутствие света. Иное дело, если мы рассматриваем не лучи света, а окраску тел. Тогда черное точно также соответствует особым свойствам отражаеющей поверхности тела, как и белое, и с таким же правом признается цветом или окраской, как и это последнее» (Сочинения Гельмгольца. О зрении. СПб.: тип. А. А. Пороховщикова, 1896. С. 62). Ср. (Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 45).
[cccxxxix] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 149.
[cccxl] Керлот Х. Э. Словарь символов.М.: REFL-book, 1994. С. 556.
[cccxli] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 72–95.
[cccxlii] LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: noir).
[cccxliii] Рабинович В. Л. Мир в зеркале алхимии: цвет и свет // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.: Советский художник, 1981. С. 175.
[cccxliv] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 557; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. Часть II; он же Античный хроматизм. СПб., 1995, Части II–III.
[cccxlv] Как писал Эрих Фромм, ясность существует только относительного прошлого, а относительно будущего ясно только, что когда-нибудь да наступит смерть (Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 8).
[cccxlvi] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. Часть II; он же Античный хроматизм. СПб., 1995. Части II–III.
[cccxlvii] В народных приметах именно черные глаза женщины, как характеристика доминирующего в ее интеллекте бессознания, и поныне считаются наиболее опасными («сглаз — черный глаз — минуй нас»). Подробнее цветовую семантику черных глаз. См. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 112–114.
[cccxlviii] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 556.
[cccxlix] В. Тэрнер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 85.
[cccl] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 61–71.
[cccli] И.-В. Гете К учению о цвете (Хроматика) § 841.
[ccclii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 113–114, 240.
[cccliii] Итальянский фашизм возник около 100 лет назад в противопоставлении к социуму (белого архетипа), и в частности, ставя себя выше общечеловеческих (женских) ценностей (белого). Поэтому черный цвет в политической семантике может считаться архетипом фашизма.
[cccliv] Если на Западе в жару снимают одежды, то в мире ислама, к примеру, стараются одеть больше одежд для изоляции тела от солнца, песка и ветра, нередко оставляя открытыми только глаза. Скрывающий все и вся черный цвет одежд арабских женщин был законодательно принят как благопристойный в ортодоксальном исламском мире в XVII веке (La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 185).