Методы психодиагностики

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются попу­лярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Естественно, что наиболее высокие требования предъявля­ются к психической организации, личностным качествам и ин­теллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально-психологической культурой и уметь диагностировать не только Личностные характеристики, но и коллективные, например та­кие, как нарастание уровня конфликтное, изменение и фор­мирование общественного мнения, и многие другие.

Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настрое­ния, конфронтация лидеров. Включенность современного чело­века в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагности­ке своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

Все большее распространение получает психодиагностика в системе высшего образования. С помощью психодиагностики осуществляются контроль за формированием необходимых зна­ний, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения и оценка качества самого образова­ния. Используют психодиагностические методики и для отбора абитуриентов.

Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения инди­видуально-психологических особенностей личности1.

 
  Методы психодиагностики - student2.ru

1 Психология. Словарь. —2-е — изд. — М.: Политиздат 1990, — С. 136. 128

Она изме­ряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставле­ние получаемых данных, на основе которого и может быть сформу­лировано заключение о выраженности психологических или пси­хофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

В психодиагностике выделяют малоформализованные и вы­сокоформализованные методики.

К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, бе­седы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенно­сти и многое другое, что трудно выявить другими способами. Так как использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, то применяются они совместно с методиками высокоформализованными, поскольку дают резуль­таты, мало зависящие от личности психолога.

Малоформализованные методы дают возможность познако­миться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерст­ва расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и опреде­лять степень искренности исследуемого.

Высокоформализованные методики — это тесты, анкеты, про­ективные методики и психофизиологические методики.

Показатели качества психодиагностических методик - на­дежность и валидность. Надежность показывает, насколько точ­но производится измерение и насколько можно доверять полу­чаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, при­годна ли методика для измерения определенных качеств и на­сколько она эффективна.

Несомненно самые популярные методики в настоящее время — этотесты. Что же такое тест? В психодиагностике тест — про­ба, испытание — это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определен­ного психологического качества личности.

Существующее представление о доступности теста не соответст­вует действительности. Анализ результата теста предполагает нали­чие социально-психологической культуры, даже если определяются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характе­ристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испы­туемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов.

Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.

Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - представленные чер­тежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессио­нальных, так и популярных психологических тестов можно обо­значить так:

самопознание — тесты формируют объективную оценку лич­ных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства про­фессионального роста;

оценка взаимоотношений с близкими — тесты позволяют оце­нить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным;

оценка психологических проблем коллектива — тесты позволя­ют определить степень конфликтности в коллективе, стиль ру­ководства, анализировать производственные ситуации.

Для анализа психологической информации о партнере по об­щению необходимы теоретико-методологические знания психо­диагностики и психологии, проявляющиеся как компетентность.

Люди, часто и много общающиеся с представителями разных социальных групп, разных возрастов, разных профессиональных групп, могут получить важную психологическую информацию о человеке, если обратят внимание на такие его особенности, как:

• избегает ли он смотреть в глаза при разговоре;

• часто ли говорит о себе в третьем лице;

• никогда не говорит и не признается в своих ошибках;

• боится ли невыгодно выглядеть в глазах других;

• всегда ли видит все в черном свете,

• вечно ли поучает других как жить;

• постоянно пониженное настроение и др.

Следует отметить, что психологический портрет другого че­ловека объективно составить подчас проще, чем составить пред­ставление о себе как члене коллектива, выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эти за­дачи решаются в процессе тестирования по методике Т. Лири — диагностике межличностных отношений. Это опросник состоит из 128 характерологических утверждений.

Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, непреклонность, независимость, зависимость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.

Эта методика позволяет решить три задачи:

• установить степень выраженности свойств характера;

• описать зоны потенциального внутреннего конфликта;

• изучить психологическую совместимость людей, проанали­зировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Существует несколько вариантов выполнения этого теста. Все они требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

История возникновения тестов такова. Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822—1911) в конце прошлого века провел первые научно обоснованные испытания тестированием. В сво­ей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Он собирался охватить все население Англии, что­бы определить уровень психических ресурсов страны. А свои исследования он назвал словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон.

Настоящую популярность тесты получили после опублико­вания в 1908 г. французскими психологами Л. Бине, Г. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Позднее эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых уда­лось бы отделить детей способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами. Его опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены среди многих людей разных возрастов.

Экспериментальные задания А. Бине превратил в тесты, ус­тановив шкалу, где каждое деление содержало задание выпол­нимое нормальными детьми определенного возраста.

В Германии Вильям Штерн (1871—1938) ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. "Ай-Кью"). Этот коэффициент соотносил "умственный" возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Несовпадение считалось умственной отсталостью, когда умственный возраст ниже биологического, либо одаренностью, если умственный возраст был выше.

Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались, они широко использовались в школах, при приеме в учебные заведения и на работу. Однако скоро стало ясно, что эти тесты — довольно грубый инструмент.

Тем не менее они широко распространены, продолжают со­вершенствоваться и применяться для самых разных целей. Сего­дня очевидно, что тесты следует использовать в сочетании с другими методами, направленными на изучение условий разви­тия обследуемой личности.

Создаются популярные тесты, способствующие лучшей орга­низации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни чело­века. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно, не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест. Именно с осознания и анализа этих недостатков начинается самосовершенствование личности.

Наши рекомендации