Методики его диагностики
Подхарактером мы понимаем совокупность всех психических качеств человека, объединенных между собой и непрерывно взаимодействующих.
Характер– это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющие типичные для нее способны поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.
Современные концепции темперамента и подходы к его диагностике. Конституциональные особенности человека. Темперамент и типологические особенности проявления свойств нервной системы. Определение свойств темперамента по речевому поведению. Темпераментные индексы и типы.
Психодиагностика характера, основные отношения в его структуре и их содержание. Характер и судьба. Требования к общей характерологической диагностике. Проблемы взаимосвязи темперамента и характера.
Общее представление о характере в психологии. Симптомокомплекс черт характера. Патологии характера.Характер как система устойчивых черт личности. Формирование и проявление характера в деятельности. Возможность трансформаций характера. Соотношение устойчивости и пластичности характера.
Симптомокомплекс черт характера. Взаимодействие ведущих и второстепенных черт характера.
Проявление черт характера в системе отношений человека: к другим людям, к себе, к деятельности, к предметам, к окружающему миру в целом.
Соотношение понятий характер и темперамент, характер и личность.
Проблема акцентуаций характера в современной психологии.
Проблема формирования и развития характера в отечественной психологии. Роль ведущих типов деятельности человека в формировании черт характера. Проблема индивидуального и социального характера.
Значение основ психологии характера в деятельности психолога практика ФСИН.
Особенности патохарактерологического формирования личности на примере акцентуации характера больных эпилепсией. Этапы формирования патологии характера: первый этап – компенсация дефекта; второй этап - перенос мотива из широкого спектра деятельности в узкий; третий этап – декомпенсация дефекта патохарактерологического формирования личности. Экспериментальные исследования Н.К. Калиты.
Основные теоретические подходы к проблеме характера. Методы и методики исследования характера и темперамента.Донаучные представления о характере человека (астрология, хиромантия, физиогномика, френология и др.). Объяснение проблемы характера в концепции З. Фрейда. Концепция К. Юнга о формировании характера. Типы характера.
Комплекс неполноценности как основа формирования черт характера в концепции А. Адлера.
Особенности изучения характера в отечественной психологии. Значение волевых черт характера. Ситуационно обусловленный мотив и генерализация мотива как основа формирования черт характера в трудах С.Л. Рубинштейна. К.Д. Левитов о структуре черт характера. В.Н. Мясищев об отношениях личности как базе формирования черт характера. Разработка проблемы характера в концепции индивидуально-психологических различий Б.М. Теплова.
Типология акцентуаций характера К. Леонгарда. Типология акцентуаций характера А.Е. Личко.
Проблема взаимосвязи характера и темперамента. Соотношение понятий «темперамент» и «личность». Раскрытие темперамента косвенно через свойства личностного теоретического конструкта. Опросник Г. Айзенка (модифицированные версии А.Г. Шмелева (Лаборатория «Гумманитарные технологии» EPI, EPQ).
Диагностика темперамента как динамических особенностей индивида: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.
Опросник темперамента, Я. Стреляу. Три основных свойства темперамента: сила возбуждения, сила торможения, подвижность.
Опросник свойств темперамента (ОСТ) М.В. Русалова.
Определение свойств темперамента по речевому поведению.
Черты характера как качества личности. 16-факторный опросник Р.Б. Кэттелла (16 PF) как диагностика характерологических черт.
MMPI - диагностика таких проявлений характера как норма, оригинальность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль.
B5s Большая пятерка (адаптация А.Г. Шмелева, лаборатория «Гуманитарные технологии») - экспресс-диагностика уровня выраженности пяти так называемых “больших” факторов темперамента и характера.
Возможности изучения характера по внешним проявлениям человека. Почерк и характер.
Онтогенетические особенности проявления характера. Младенческий и ранний возраст как первые шаги в формировании характера. Влияние на будущий характер ребенка стиля общения со значимыми взрослыми. Становление характера ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проявление и укрепление характера через предметную деятельность, учебную деятельность и межличностные отношения.
Сензитивные периоды формирования черт характера.
Понятие педагогической запущенности ребенка.
Особенности развития характера в подростковом возрасте.
Влияние на формирование характера подростков и юношей общения со сверстниками как ведущей деятельности этого возраста. Переход от зависимости и внешнего контроля со стороны взрослых к самостоятельности и автономии. Специфика авторитета взрослых для формирования характера подростков и юношей.
Воспитание и самовоспитание характера. Гипертрофированность черт характера в подростковом и юношеском возрасте.
Особенности проявлений черт характера в зрелом, пожилом и старческом возрасте.
ТЕМА 15.