Памятка практиканту по подготовке к уроку

ТЕТРАДЬ ПРАКТИКАНТА

Факультета_____

______________Курса ____________Группы

_____________________________

(Ф.И.О)

Специальноcть 050146 «Преподавание в начальных классах»

Учебный год___________________

Профессиональный модуль 01. Преподавание по программам начального общего образования

Производственная практика «Пробные уроки»

Екатеринбург

Тетрадь практиканта: Для студентов педагогических колледжей. 4.2.- Екатеринбург: СОПК. - 2013.

Авторы: Балина Ирина Германовна, заведующая отделом учебно-производственных практик; Вольхина Наталья Борисовна, преподаватель кафедры начального образования.

Рецензент: Г.В. Стежка, зам. директора МБОУ СОШ № 166 с углубленным изучением отдельных предметов.

Настоящее пособие создает организационные, методические основания при проведении учебных практик студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах «Пробные уроки» (профессиональный модуль 01 Преподавание по программам начального общего образования).

Пособие предназначено для руководителей педагогических практик, методистов и студентов педагогических колледжей.

Свердловский областной педагогический колледж, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Права и обязанности студентов в период прохождения практики …………..4

Извлечения из ФГОС по специальности…………………………………………6

Памятка практиканту по подготовке к уроку…………………………………..9

Практика «Пробные уроки» (3 курс, 1часть)…………………………………….10

Практика «Пробные уроки» (3 курс, 2 часть)……………………………………31

Практика «Пробные уроки» (4 курс, 3 часть)……………………………………44

Уважаемые студенты!

У Вас начинается практика «Пробные уроки» - новый этап на пути освоения выбранной профессии.

Перефразируя известное библейское изречение, можно утверждать:

«Есть время собирать зерна мудрости и есть время разбрасывать. Есть время копить и есть время отдавать. Есть время ученичестваи есть время учительства».

Настало для Вас время учительства!!!

Наблюдайте, размышляйте, познавайте всю сложную специфику вашей творческой профессии, учитесь осмысливать свои действия и анализировать полученные результаты.

Помните:

«Обучать – это значит вдвойне учиться!»

Ж.Жубер

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».

Э.Хаббард

Желаем, чтобы первый Ваш опыт профессионально-педагогической деятельности был успешным!!!

Права и обязанности студентов в период прохождения практики

Студент имеет право:

- Выбирать объект своих наблюдений для выполнения заданий по практике.

- Обращаться за методической помощью к руководителям практики.

- Присутствовать на открытых уроках и мероприятиях учителей образовательного учреждения, выступать с результатами на студенческих научных конференциях.

- Собирать практические материалы, проводить исследования для написания курсовых и дипломных работ, организовывать необходимую экспериментальную работу.

- В случае необходимости обращаться в соответствующие инстанции Колледжа по вопросам изменения содержания, режима и сроков практики.

- Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, организации практики в образовательном учреждении.

- Творчески выполнять любое дело.

Студент обязан:

- Выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.

- Соблюдать действующие в образовательном учреждении правила внутреннего трудового распорядка, требования администрации и руководителей практики.

- Строго соблюдать правила техники безопасности, требования охраны труда и пожарной безопасности.

- Соблюдать нормы педагогической этики.

- Вести ежедневно тетрадь практиканта.

- Находиться в образовательном учреждении ежедневно по 6 часов.

- Посещать практические семинары, теоретические занятия, организованные руководителем практики.

- Соблюдать контрольные сроки выполнения заданий по программе практики, своевременно отчитываться по итогам, принимать активное участие в конференциях.

В случае невыполнения требований, предъявляемых студенту, он может быть отстранен от практики. Студенту, отстраненному от практики, или работа которого на практике не удовлетворяет руководителя, назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в Колледже.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики, отчисляются из Колледжа как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично.

Извлечения из ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе т команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности – Преподавание по программам начального общего образования (ПМ 01):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК.1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

В результате изучения профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования» (ПМ 01) обучающийся должен:

Иметь практический опыт:

- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;

- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем предметам начальной школы;

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных учащихся;

- составления педагогической характеристики обучающегося;

- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

- ведения учебной документации.

Уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- уметь определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем предметам, выставлять отметки;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;

- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

- выразительно читать литературные тексты;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;

- изготавливать поделки из различных материалов;

- рисовать, лепить, конструировать;

- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

Знать:

-особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- воспитательные возможности урока в начальной школе;

- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;

- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

- основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- основы обучения и воспитания одаренных детей;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;

- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

- методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);

- методику составления педагогической характеристики ребенка;

- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

- логику анализа уроков;

- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Памятка практиканту по подготовке к уроку

1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока, специальную литературу (стандарт по предмету, учебная программа, учебник, учебные пособия, раздаточ­ные материалы).

3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение к работе, к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока, его структуру и основные этапы.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал в соответствии с возрастными особенностями учащихся и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

9. Определите характер деятельности учащихся (репродуктивный и поисковый) на каждом этапе урока, сочетание фронтальной, груп­повой и индивидуальной работы;

10. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

11. Включите, если нужно, элементы занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

12. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

13. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а так же записей учителя на доске.

14. Оформите технологическую карту урока.

3 КУРС

ПРОБНЫЕ УРОКИ

Наши рекомендации