Психологические проблемы воспитания. Закономерности воспитания: проблемы целеполагания
Процесс воспитания – процесс формирования, развития личн-ти, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личн-ти.
Восп-ние – процесс целенаправленного формирования личн-ти; это специально организ-ное, управляемое и контролируемое взаимод-вие воспитателей и воспитанников.
Особенности воспитания:
1.Целенаправленность (повышает эффект-ть когда цель близка и воспитаннику);
2.Многофакторность (объективные и субъективные факторы – внутренние потреб-ти, объективные условия + их воздействие)
3.Рез-ты не так быстры и ощутимы (образование свойств личн-ти + влияние др.факторов);
4.Длительность (всю жизнь + отдаленность рез-тов);
5.Непрерывность (в школе – систематическое воздействие, воспитание от случая к случаю – не поможет);
6.Комплексность (ед-во целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, т.к. формир-ниеличн-х кач-в происходит одновременно, но не исключается возможность уделять внимание ка-вам, кот-е недостаточно сформированы);
7.Вариативность (неоднозначность) и неопределенность рез-тов (влияние субъект-х факт-в – индивид-ные различия, соц.опыт, мастерство воспитателя)
8.Двухсторонний характер (воспитатель воспитанник, управление строится на обратных связях);
Общие закономерности процесса воспитания + закономерности педагогического процесса: для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) процесса с теми его компонентами, которые оказываю наибольшее влияние на кач-во воспитания.
Эффективность воспитания зависит от:
1.сложившихся воспитат-х отношений: взгляды воспитанников, жизненные позиции, мотивы поведения, след-но отношение к воспитателю, определяет уровень и эффективность педагогического воздействия, след-но влияние на ход и рез-ты воспитания, след-но на положит-е отношение);
2.от соответствия цели и организации воздействий, помогающих достигнуть ее (совокуп-ть воздействий, отношений, условий, форм и методов работы – чем больше это соответствие поставленным задачам, тем выше эффективность процесса воспитания);
3.от социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников (соответствие знаний, норм, правил социального поведения);
4.от совокупного воздействия объективных и субъективных факторов (воспитанники и воспитатели взаимодействия м/ду ними, психологический климат – субъективные; условия воспитания – объективные (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические);
5.от интенсивности воспитания и самовоспитания (деят-тьчел-ка, направленная на улучшение жизни школьников, их интересов, отношений и есть рез-тат воспитания);
6.от активности его участников;
7.от эффект-ти сопутствующих ему процессов - развития и обучения. Два неразрывных процесса: воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если связи нарушаются, то неблагоприятно сказывается;
8.от кач-вавоспит-говозд-вия: систематичное и планомерное развитие интеллекта, эмоциональных и волевых сфер в соответствии с поставленной целью, задачей;
9.от интенсивности воздействия на «внутреннюю среду» воспитанника (система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности), внешнее влияние переходит во внутренние достижения школьников (сильное влияние отвечающее потребностям ребенка,вызывающее активность самого школьника, след-но трансформация целей в мотивы самой личн-ти происходит значительно легче и быстрее);
10.от сочетания педагогического воздействия и уровня вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников (закон неравномерности развития);
11.от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) м/ду самими воспитанниками: воспитание влияет на становление личн-ти именно потому, что воспитывают сверстники и друзья (цели принимаются некритически и сразу) Н.: с кем поведешься от того и наберешься.
Цели воспитания – то, к чему стремится воспитание, они определяют сод-ние, орг-цию, формы и методы воспитания.
Цели: общие и индивид-ные;
Цель выступает как общая, когда она выражает качества которые должны быть сформированы у всех, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека. Пргрессивная педагогика – единство общих и индивидуальных. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач, след-но цель воспитания – система решаемых воспитанием задач. Цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы одна – определяющая характеристика воспитательной системы (отличает одну систему от другой).
В условиях современной школы процесс воспитания направлен на:
-целостное формирование личн-ти с учетом цели всестороннего, гармонического развития личн-ти;
-формирование нравственных качеств личн-ти на основе общечеловеческих ценностей; социально-ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личн-ти;
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям в области культуры, науки, искусства;
-воспитание жизненных позиций, соответствующих демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личн-ти;
-развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
-организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
-организацию личной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личн-ти;
-развитие важнейших социальных функций личн-ти – общение в изменяющихся условиях трудовой деят-ти и повышение социальной напряженности.
На формирование целей воспитания оказывает влияние: закономерности созревания организма, психология развития человека, достижения педагогической мысли, уровень общественной культуры, след-но общая направленность целей. Но определяющий фактор – идеология, политика государства. Цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны и имеют конкретно-исторический характер.
В зарубежной педагогике:
-Д.Дюи (США): воспитание в духе социального мира и согласия к будущему ребенка готовить нельзя, т.к. нельзя предвидеть как сложится его жизнь. Суть воспитания: в реконструкции опыта.
Задача – развитие внутренней активности чел-ка, направленной на достижение жизненных целей, след-но рост личн-ти.
-Новогумманисты (Кольберг): цель – формирование интеллектуальной личности (конформизма);
-Экзистенционализм: научить чел-ка творить себя как личн-ть, самовоспитание;
-Неотолизм: формирование обобщенной личности, приобретение духовных качеств, целей – церковь;
-Необихевиористы: управляемый индивид (чувство ответственности), распорядок, труд, сложные задачи.