Уровний самоопределения
1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень);
2) стремление мирно избежать данной деятельности;
3) выполнение данной деятельности по образцу, по образцу, шаблону, по инструкции (пассивный уровень);
4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы;
5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).
Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его личности рассматривается через понятие «профессионализация субъекта труда».
Профессионализация— это формирование специфических видов трудовой активности человека на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик, обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда.
Профессионализацию субъекта труда следует рассматривать в четырех направлениях:
1.Как процесс его социализации — усвоения индивидом социальных норм, преобразования социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки, интересы, ценности, принятия социальной роли, общественной задачи, вхождения в социальную среду и приспособления к ней и т. д.
2.Как процесс развития личности, т. е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. реализации, особенностей профессиональной карьеры и т. д.
3.Как профессиональную самореализацию индивида на протяжении жизненного пути, которая отражается в возрастных периодах, в стадиях жизнедеятельности человека, зависит от жизненных противоречий между требованиями общества и стремлением самой личности к развитию и самореализации. Место профессионализации в жизненном пути личности — это этап трудового пути.
4.Как форму активности личности, которая в психологии рассматривается в соотношении с деятельностью выступая как динамическое условие ее становления и динамическое условие ее собственного движения.
Таким образом:
1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
З. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Профессиональное самоопределение – деятельность человека, содержание которой зависит от этапа становления человека как субъекта труда и включает формирование системы знаний о труде и мире профессий, а также формирование практических навыков и умений.
Профессиональное самоопределение начинается уже с детства – проявляется в сюжетно-ролевой игре. Пик профессионального самоопределения приходится на подростковый и юношеский возраст. В этом возрасте профессиональное самоопределение представляет собой готовность к выбору профессии, обдумыванию, продумыванию к проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного этапа профессионального самоопределения школьника является его личный профессиональный план. Важным результатом деятельности самоопределения является отчетливое осознание того, что «я сам» выбрал профессию.
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (поиск в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.
Существуют основные методы профориентации, составленные в соответствии с выделенными основными задачами профессионального самоопределения.
К информационно-справочным, просветительским методам относятся: профессиограммы, справочная литература, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятии и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами по различным профессиям, познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения, профориентационные уроки со школьниками как система занятий, учебные фильмы и видеофильмы, использование средств массовой информации. Методы профессиональной психодиагностики – беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, метод наблюдения, психофизиологические обследования, наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности, использование трудовых тренажеров (для отрабатывания трудовых навыков). Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения (для создания благоприятной атмосферы взаимодействия), тренинги общения, примеры самоопределения, «праздники труда» (для повышения престижа конкретной профессии) и др. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения – построение последовательских действий, построение системы различных вариантов действий, использование различных схем альтернативного выбора.
Т.о. главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у человека внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Профориентация предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Основная цель профориентации– формирование внешних и внутренних регуляторов труда и активности жизненной позиции. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как длительная работа с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формированию ценностных ориентаций, жизненных позиций. Вся эта работа должна подводить учащихся к самопрофессиональной ориентацией, т.е. к их осознанному, самостоятельному и желательному выбору будущей профессии или сферы профессиональной деятельности.
Принципы профориентации:
1) воспитательный и формирующий подход – формирование и развитие качеств, необходимых для данной профессии;
2) уважительное отношение ко всем видам труда и профессиям;
3) подготовка к труду как развитие активной жизненной позиции;
4) реализация права на выбор профессии согласно индивидуальным качествам человека;
5) сочетание групповых и индивидуальных форм работы;
6) согласование действий и системы со стороны всех тех, кто участвует в воспитании ребенка.