Задания Б-3: Конституция (понятия конституции, телосложения, соматотипа, взаимосвязь конституциональных и психических особенностей человека)
Восстановите определение и назовите определяемый феномен:
сложившихся особенностей внутренние внешние Совокупность и морфологических реакции организма, которые основе наследственных и
приобретенных функциональных свойств, определяют своеобразие организма на и на раздражители.
Установите соответствие:
Изменяется на протяжении жизни
Телосложение Программа развития организма
Генетическая обусловленность
Соматотип Не изменяется на протяжении жизни
Подверженность воздействию условий жизни
Прокомментируйте факт, предположив, насколько эффективной была деятельность описываемого Центра и обосновав свой ответ:
В 1990-х г.г. в Петербурге существовал Центр профориентации, в котором в
качестве основного метода использовались антропологические измерения.
Параметры телосложения (рост, обхват груди и др.) использовались в качестве критериев не только пригодности к той или иной профессиональной
деятельности, но и склонности к ней.
Задания Б-4: Конституциональная теория Э. Кречмера (содержание, типология характеров, актуальность на современном этапе развития психологии)
Определите авторство:
Нас интересуют главным образом четыре группы явлений: 1) строение тела (и
функции тела, которых мы коснулись лишь бегло); 2) построение личности, а
именно темперамент (все, что будет рассмотрено во II части); 3) возможный эндогенный психоз (и, конечно, эндогенные физические заболевания); 4)
наследственность, т. е. формы проявления того, что указано в первых трех
пунктах у ближайших кровных родственников.
Подпишите названия типов телосложения, предложенные Э. Кречмером:
Б-4-3. Установите соответствие между типами телосложения и связанными с
ними психологическими характеристиками:
1) | Необщительность, нет чувства юмора, сдержанность, | ||||
А. | чудаковатость | ||||
Астеники | 2) | Общительность, добросердечность, ласковость, душевность | |||
3) | Спокойствие, | уравновешенность, | не | отличается | |
Б. | впечатлительностью | ||||
Атлетики | 4) | Застенчивость, боязливость, чувствительность, ранимость | |||
5) | Послушание, равнодушие, глупость | ||||
В. Пикники | 6) | Мелочность, придирчивость, ригидность |
7) Веселость, юмор, живость
8) Тихость, спокойствие, впечатлительность, мягкость
Б-4-4. Вставьте пропущенные слова:
Теория Э. Кречмера иллюстрирует влияние ______________ свойств на
____________ свойства.
Задания Б-5: Гуморальная теория Гиппократа (содержание, типология темпераментов, актуальность на современном этапе развития психологии)
Б-5-1. Переведите с латинского слово «temperamentum»
объясните, как оно связано с сутью теории темпераментов Гиппократа:
Б-5-2. Вставьте пропущенные слова:
Теория темперамента Гиппократа иллюстрирует влияние
______________ свойств на ____________ свойства.
Б-5-3. Приведите в соответствие:
Холерик Желчь Сангвиник Кровь Флегматик Черная желчь
Меланхолик Слизь
Гиппократ
(ок. 460 до н. э., — ок. 377 до н. э.)
Задания Б-6: Психосоматика (понятие, механизмы)
Б-6-1. Вставьте пропущенные лова:
В основе психосоматического заболевания лежит реакция на
_____________________, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями ______________.
Б-6-2.
Б-6-3.
Б-6-4.
Б-7-1.
Б-7-2.
Объясните факты, используя термины из темы:
1) В деревенскую больницу прислали молодого врача. К нему на прием
пришла старушка. В ответ на ее жалобы врач, желая подбодрить ее, сказал: «С Вашим здоровьем жить и жить! Не удивлюсь, если мы с Вами умрем в один день». На бабушку это произвело сильное впечатление.
Через несколько дней старушка узнала, что врач скоропостижно умер. Придя домой, она легла в постель и к утру умерла.
2) По воспоминаниям М. Шагинян, в годы ее обучения в женском пансионе ее однокурсницы часто рассказывали друг другу скабрезные истории. Ей было настолько это неприятно, что в один из таких моментов она подумала:
«Господи, сделай так, чтобы я этого не слышала!». С тех пор у нее стал слабеть слух, и вскоре она стала почти глухой.