Место психологии в системе наук

Кратко вопрос о месте психологии в пространстве научного знания можно сформулировать следующим образом: что заимствует психология от других наук? Что дает психология другим наукам?

Одна из идей О. Конта(1839-1843), изложенная им в «Курсе позитивной философии», состоит в том, что все науки находятся друг с другом в тесной связи, пропорционально устройству своего предмета. Так, биологические науки, согласно Конту, ищут более сложные закономерности, чем физические, поскольку объекты биологии, несомненно являясь и физическими объектами, обладают гораздо большей степенью сложности и, соответственно, качественно иной спецификой. По этой же причине и социальные науки, как и открываемое ими знание, стоят выше, чем биологические или физические. Сам Конт не указал места психологии в своей классификации, но можно предположить, что в зависимости от выбранного исследователем варианта понимания ведущей детерминации психология принадлежит или к кругу биологических, или к кругу социальных наук.

Если обратиться к более далекой истории, то междисциплинарный статус психологии оказывается еще более высоким. Так, Платон разделяет виды наук в соответствии с психическими функциями человека: диалектика (логическое рассуждение), физика (чувственное познание, ощущение и восприятие) и этика (воля и стремление). Таким образом, психология, по Платону, становится «королевой наук», обосновывающей саму возможность их существования. Психология занимает центральное место и в трех влиятельных современных классификациях наук, которые мы рассмотрим ниже.

В рамках нелинейной объектно-ориентированной классификации наук Б.М.Кедрова (1965) психология представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук», в вершинах которого располагаются философские науки (гносеология, диалектика, этика, логика и т.д.), социальные науки (социология, история, культурология и т.д.), естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.). Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научными дисциплинами. Психология находится в тесном родстве с естественными науками преимущественно в отношении метода построения исследования (например, прообразом психологического эксперимента в психологии сознания В. Вундта был физиологический эксперимент), во взаимодействии с социальными науками по материалу исследований (психологи используют, например, данные этнографии и лингвистики для построения оригинальных концепций) и по предмету – с философскими науками, так как область мышления сама по себе является предметом диалектики и логики.

По мнению Ж. Пиаже (1966), совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному из полюсов будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому те, что определяются специфическими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биология). Психология, по словам Пиаже, занимает «ключевую позицию в системе наук», так как именно через нее вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки - как описывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир - являются конкретным воплощением познания. Другими словами, психология опосредует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, - науками абстрактными.

Нобелевский лауреат Г. Саймон разделяет весь корпус современных наук на науки о «естественном» и науки об «искусственном». В науки о «естественном» объединяются те науки, предметом которых являются области действительности, генетически не связанные с деятельностью человека (физика, химия, геология и т.д.). В науки об «искусственном» объединяются науки, предметом которых выступают области действительности, возникновение которых является результатом человеческой деятельности (компьютерные науки, социология, история, искусствознание и т.д.). При данной классификации психология выполняет пограничную, связующую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны, психика является одним из природных феноменов, с другой стороны, психика порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во все более - «искусственный» объект и, наконец, сама психика действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу «искусственного».

В практическом плане наиболее очевидна взаимосвязь психологии со смежными дисциплинами, с которыми она во многом пересекается. Такое взаимопроникновение можно проследить на примере «пограничных» отраслей психологии, или междисциплинарных специальных отраслей психологии. Активный взаимный обмен данными исследований и объяснительными схемами происходит у психологии с социологией, историей, культурологией, лингвистикой, компьютерными науками, нейрофизиологией, этологией и генетикой.

Современная психология носит не только плюралистичный, но и многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии концентрируются на том или ином аспекте психики: нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д. А междисциплинарные специальные отрасли разворачиваются на границах психологического знания и областей других наук, например такие, как психофизиология, психолингвистика, психогенетика.

Особое место среди отраслей психологии занимает теоретическая психология. Предметом теоретической психологии является ее категориальный строй (рис. 5), основные объяснительные принципы, ключевые проблемы, решавшиеся на протяжении исторического пути развития психологической науки. Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности.

Центральная проблема междисциплинарных отношений психологии с другими науками (и, прежде всего, с философией), а точнее вопрос о том, что такое объяснение в психологии, тесно связана с проблемой метода научного познания. Этим вопросом занимается философия, и, в частности, логика.

Относительно того, что есть научное познание в психологии, существуют разные позиции. Одна из них состоит в том, что задача психолога заключается исключительно в добывании, накоплении и описании фактов, - так называемая позиция эмпиризма, т.е. приоритета чисто опытного знания. Следующие поколения на этой основе построят адекватную психологическую теорию. Например, в ходе подготовки и запуска первого человека в космос, решались технические вопросы жизнеобеспечения первого космонавта, заодно проводились и некоторые психофизиологические исследования - записи ЭЭГ и т.д. Материал был получен просто уникальный. Но что с ним сделали? Эти записи положили в шкаф, и они там долгое время и лежали, потому что не было сформулировано никакой гипотезы, т.е. вопрос не был задан. Потом появились новые задачи. Позиция эмпиризма на уровне практики, к сожалению, весьма распространена.

В процессе анализа соотношения психологии и философии может сложиться иллюзорное впечатление, что, по крайней мере, некоторые разделы психологии, например связанные с эмпирическими исследованиями, «свободны» от философии. В частности, приверженцы одной из философских систем - так называемой философии позитивизма - считают, что научное познание не должно выходить за пределы непосредственно наблюдаемого и фиксируемого. Исследователь не свободен от философии, он неосознанно, стихийно разделяет определенную философскую позицию. Так, позитивисты, отрицающие необходимость всякого объяснения, в соответствии с которым психолог должен ограничиваться исключительно описанием реальности, не могут породить никакого теоретического знания, а это не позволяет ни истолковывать, ни предвидеть деятельность и поступки человека.

Среди сторонников перехода на уровень объяснений существует разное понимание объяснения в психологии. Например, одни считают, что объяснение сводит психологическую реальность к другой - непсихологической, т.е. к физиологии, математике, социологии и т.п. Такой способ объяснения называется редукционизмом, что означает сведение одного явления к другому (чаще всего - к более простому, иногда - к более сложному).

Основы иного, нередукционистского, подхода заложили в отечественной науке Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.

В ходе развития психологии сложились междисциплинарные отношения, появились отрасли психологической науки. В названиях большинства из них - психофизиология, психолингвистика, социальная психология, инженерная психология, педагогическая психология - отражено, о каких междисциплинарных отношениях в данной сфере идет речь. Важно заметить, что эти отношения непросты.

Общая психология, изучение которой начинается в рамках настоящего курса, призвана быть основной, фундаментальной дисциплиной в системе психологического знания, а это значит, что она должна обобщать накопленные знания в различных отраслях и быть основой для разработок в каждой конкретной области.

В настоящее время принято выделять три основных объяснительных принципа научного познания, опираясь на которые наука способна адекватно теоретически отражать свой предмет (рис. 6).

Принцип детерминизма (от лат. determinare - определять). Согласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом, существуют факторы, определяющие происхождение и функционирование, содержание и выражение психического. Принцип детерминизма в психологии не может быть сведен к механистической причинности. Нельзя утверждать, что человек поступает тем или иным образом только под воздействием внешней причины, так как свобода воли является одним из важнейших атрибутов человеческого существа. При этом не следует отождествлять свободу и произвол (в этом случае человек был бы вовсе не прозрачен для познания, и психология утратила бы всякий смысл).

Свобода предполагает неоднозначное соответствие между воздействием и поступком или переживанием человека, допускает возможность выбора. В книге «Доктор и душа» известный представитель гуманистической психологии Виктор Франкл пишет: «Свобода означает свободу относительно трех вещей: 1) инстинктов, 2) врожденных диспозиций и 3) среды... Исследования показали, как высока степень человеческой свободы в отношении наследственности. Из пары идентичных близнецов один стал ловким преступником, в то время как его брат - искусным криминалистом. Оба родились умными, смышлеными, изобретательными, но эти свойства сами по себе не обусловливают развития ни порока, ни добродетели. Что же касается среды, то мы знаем, что не она делает человека и что все зависит от того, что человек делает с ней, от его установки по отношению к ней... В концентрационных лагерях (в 1942-1945 гг. доктор Франкл был узником концлагеря Освенцим) мы были свидетелями того, как в одинаковой ситуации один человек дегенерировал, в то время как другой вел себя как святой». СЛ. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма (специально для психологии) в более строгой форме: «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано». Другими словами, «внешние причины действуют через систему внутренних условий», т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта.

Большинство психологов принимают гипотезу о существовании не только причинного детерминизма, который преломляется через систему внутренних (прежде всего личностных) особенностей субъекта, но и целевого детерминизма. В таком случае еще отсутствующая в реальности цель способна определять психическую жизнь человека. Конечно, под словом «цель» носители различных парадигм подразумевают совершенно разное. Так, например, гуманистические психологи говорят о «самоактуализации», к которой стремится человек, в то время как последователи деятельностного подхода имеют в виду предвосхищение результата конкретной предметной деятельности.

Принцип развития. Согласно принципу развития, в связи с тем что имеет место необратимое, направленное, разворачивающееся не только в пространстве, но и во времени закономерное изменение материальных и идеальных объектов, то и познание сущности психического явления требует раскрытия «его истории» (условий и причин возникновения, а также факторов и форм его преобразования). Развитие может быть прогрессивным (улучшение, усложнение, совершенствование) или регрессивным (ухудшение, упрощение, деградация) и носить как эволюционный, так и революционный характер. Результатом развития психики является возникновение ее качественно новых состояний, что фиксируется в структурных изменениях. Так, например, в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского описывается трансформация натуральной психики ребенка в культурную. Теория происхождения и развития психики в филогенезе А.Н. Леонтьева прослеживает становление психики от чувствительности примитивных живых существ к сознанию и самосознанию человека.

Принцип системности. Согласно принципу системности сложные объекты (к которым, безусловно, относится психика) должны анализироваться как системы. Система - это «совокупность компонентов, обладающих генетической общностью, отношения между которыми носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром». В психологии можно говорить о системах разного уровня (психика как целостная система, мотивационная система личности, система памяти и т.д.), каждая из которых является подсистемой в рамках более сложной системы и, в свою очередь, представляет собой вышележащий уровень для более простых систем. Вышележащие уровни системы определяют функционирование нижележащих. Таким образом, хотя в некоторых случаях бывает удобно говорить об изолированном психическом процессе или функции (например, восприятии), всегда следует учитывать системный, целостный характер психики.

Общая психология решает проблему взаимоотношения психического и физического. Какова взаимосвязь между психическим и физическим? Этот вопрос имеет решающее значение для определения предмета психологии. Возможны два плана рассмотрения данной проблемы: 1) какова вообще взаимосвязь между психикой и объективной, материальной действительностью? и 2) каковы отношения между психическими и физиологическими процессами собственно в отдельном организме?

На первый вопрос следует ответить следующим образом: психика является высшей ступенью развития материи; вначале ей предшествует та форма движения материи, которая ограничивается исключительно физико-химическими процессами, за ней следует более сложная форма развития материи, лежащая в основе процессов жизни. Следовательно, генетически психика представляет собой одну из ступеней развития объективной действительности, материи.

Каково отношение между психикой и объективной действительностью, одной из ступеней развития которой она является? На этот вопрос окончательный ответ дает теория отражения. Реальная материальная действительность путем так называемых «органов чувств» действует на мозг и вызывает психические процессы, прежде всего - ощущение и восприятие, представляющие собой, в свою очередь, субъективные образы действительности. Однако следует помнить, что ошибочно представлять эти образы в виде зеркального отображения реальности. Психическое является не пассивным, а активным отражением объективной действительности, а правильного отражения человек достигает в процессе активного воздействия на объективную действительность.

Для психологии имеет особое значение вопрос об отношении между психическим и физическим внутри самого организма, или, иначе, вопрос о соотношении психических и физиологических процессов. Следует исходить из того, что психическое и физиологическое являются формами движения материи, а потому между ними не может быть пропасти.

Это не означает, что они не отличаются друг от друга, что между ними существуют отношения тождества. Отождествление психических и физиологических процессов является такой же ошибкой, как и попытка их полного отрыва друг от друга. В действительности психика характеризуется определенными специфическими свойствами, и, несмотря на то, что она основывается на определенных физиологических процессах, она ни в коей мере не исчерпывается ими. «Несомненно, что когда-нибудь мы экспериментально сможем "свести" мышление к молекулярным и химическим движениям в мозге, но разве этим будет исчерпана сущность мышления?» - спрашивает Энгельс.

Таким образом, между психическим и физиологическим, между психикой и телом не существует ни пропасти, ни тождества. Между ними надо предполагать существование диалектического единства. Такое решение психофизической проблемы полностью освобождает нас от тех непреодолимых трудностей, которые сопутствуют попыткам ее решения с позиций дуализма.

Характер этих трудностей легко увидеть, обратившись к рассмотрению так называемых «теории психофизического параллелизма» и «теории взаимодействия психического и физического» - двух основных теорий, пытающихся разрешить психофизическую проблему с дуалистической точки зрения.

А. Психофизический параллелизм. Исходя из дуалистического подхода, если между психическим и физическим нет ничего общего, если между ними существует пропасть, преодолеть которую невозможно, и если, следовательно, физическое не может оказать никакого влияния на психическое, то тогда ясно, что все происходящее в психике должно быть объяснено психическими причинами, а в физической действительности - физическими. Но чем тогда объяснить тот факт, что психические и физические явления часто протекают так, будто вызывают друг друга? Почему между ними существует совершенно определенное соответствие? Например, чтобы увидеть нечто, оно должно физически существовать, воздействовать на орган зрения и вызывать в нем физиологические процессы. Без этого был бы невозможен психический процесс - восприятие. Другие примеры не нужны - настолько очевиден факт взаимного соответствия психического и физического, или физиологического.

Для объяснения этого явления у дуалистической теории оставался лишь один выход: факт соответствия невозможно было отрицать, но поскольку исключается воздействие физического на психическое, это соответствие либо предопределено Богом, как считал Лейбниц, либо осуществляется само по себе, автоматически. Когда в физической действительности происходит что-либо, именно в это время, совершенно параллельно, в психике происходит соответствующее ему явление. Между психическим и физическим не существует причинная связь, есть только параллелизм. В этом состоит основная идея так называемого «психофизического параллелизма».

Факт связи между психическим и физическим этой теорией не отрицается. Но она вынуждена или полностью отказаться от его объяснения, или же обратиться к понятию Бога. Психофизический параллелизм представляет собой яркую иллюстрацию бессилия дуализма.

Б. Теория взаимодействия. Ничем не лучше выглядит вторая теория, согласно которой психическое и физическое представляют собой два противостоящих друг другу, отличных по существу ряда явлений. Однако, несмотря на это, между ними все же существует определенная взаимосвязь - они оказывают влияние друг на друга, то есть причиной того или иного физиологического процесса может оказаться психологический процесс и, наоборот, физиологический процесс может вызвать психологическое явление. Однако совершенно непонятно, как могут воздействовать друг на друга два существенно различных ряда явлений. Если бы это было так, то ни о каком научном исследовании не могло быть и речи, поскольку если, например, встанет вопрос о причине того или иного физического явления, можно будет сослаться на психическую сферу, не исследуя физическую действительность, что равносильно отрицанию физической закономерности.

Отрасли науки отражают процесс её внутренней дифференциации, течения и школы в психологии с ними не следует смешивать. Отрасли психологии можно классифицировать по различным основаниям: по сферам и видам деятельности - психология труда, политическая, экономическая, социальная, спортивная, медицинская, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и другие; по объекту и специфике развития - психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), детская и возрастная психология, патопсихология.

Дифференциация психологии отвечает, прежде всего, практическим задачам, стоящим перед наукой. Каждая из отраслей психологии имеет свои специфические задачи. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании педагогической деятельности; возрастная психология нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе. Фундаментальные специальные отрасли психологии и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на допущениях и законах функционирования психики, сформулированных в ее рамках. Знания, накопленные общей психологией и преломленные через более конкретную проблематику фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. Последние, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими приращение фундаментального знания.

Прикладные отрасли психологи позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков (подбор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, создание комфортных условий на производстве, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.). Так, например, психотерапевт использует в своей практике общие знания о познавательных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии) и из психофизиологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). Совокупность прикладных отраслей психологии отражает области предметной деятельности людей, в которых признано значение психологического фактора. С каждым годом потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, и конкретные сферы приложения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной областью профессиональной деятельности психологов является популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры населения. В обобщённом виде взаимодействие различных отраслей внутри психологической науки представлено.

Теперь очертим круг проблем, которыми занимаются фундаментальные специальные отрасли психологии. Критерием их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики. Нейропсихология - отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Патопсихология - отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями. Возрастная психология- отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп.

Фундаментальные специальные отрасли психологии: нейропсихология, пато-психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, психосемантика, генетическая психология, зоопсихология, этнопсихология.

Междисциплинарные специальные отрасли психологии: психофармакология, психолингвистика, психофизиология, психогенетика, психосоматика, историческая психология.

К прикладным отраслям психологии относятся: психология спорта, психология рекламы, психология торговли, космическая психология, юридическая психология, медицинская психология, авиационная психология, педагогическая психология, инженерная психология, психология управления, психодиагностика, психотерапия, психология искусства, психология пропаганды, психология пруда, политическая психология, психология семьи, психология религии, психология творчества.

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности. Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и деятельности людей. Психосемантика - область психологии, изучающая генезис, функционирование и строение индивидуальной системы значений. Генетическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе. Зоопсихология- отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных. Этнопсихология - отрасль психологии, изучающая особенности функционирования психики у представителей различных этнических групп.

Обратимся далее к области интересов междисциплинарных специальных отраслей психологии. Психофармакология - отрасль психологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изучающая воздействие на психику фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные средства. Психолингвистика - дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Психогенетика - пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей. Психосоматика - отрасль психологии на стыке с медициной, занимающаяся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение ряда заболеваний. Историческая психология - отрасль психологии, ставящая перед собой задачу реконструкции психики людей, живших в предшествующие эпохи, строится на стыке психологии, истории, культурологии.

В заключение перечислим несколько прикладных отраслей психологии.

Психология спорта - отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности. Психология рекламы - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей. Космическая психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Юридическая психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Медицинская психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях. Авиационная психология - отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с профессиональной деятельностью в сфере авиации. Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности. Экологическая психология - отрасль психологии, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения психологических условий жизни человека в населенных пунктах.

Наши рекомендации