Сознание и деятельность.Признаки челов-й деятел-ти
Психика.Этапы развития психики в филогенезе.Сознание как высший уровень развития психики.
Психика как св-во высокоразвитых орг-мов сформировалась в процессе эволюц,это основа саморегуляции и активности во взаимоотношениях с окружающ средой.Основн принципы формирования и функционир-я психики чел-ед-во психики и деят-ти,ее индивид-й, личнос-й хар-р,ее целостность.В каждом психич-м акте присутствует сознат-й и бессозн-й уровни,сочетаются познавател-й,эмоц-й и побудит-й аспекты.Психика формир-ся в процессе реальной жизнедеятел-ти.Вместе с этим формир-ся определ-я специфически чел-я форма пребывания чел в окружающ мире.Чел-я деят-ть предполагает активн отношение к миру.Содержанием деят-ти явл-ся целесообразное преобразование мира.Этим деят-ть отличается от жизнедеят-ти.
Призн деят-ти:
1)сознат-ть;2)социальн-ть;3)предметн-ть;4)целенаправл-ть.
Деят-ть-ед-во внеш-го и внутр-го,сознания и поведения.Деят-ть и психика-не 2 отдел-х аспекта чел-й жизни-они образуют органичное целое.Деят-ть-исходная реальность,с кот имеет дело пс\х,а психика-ее производная и одновременно неотъемлемая сторона.
Сознание-высш уровень организации психики чел как социал-го сущ-ва.Признаки сознат-го сущ-ва:выделение себя из окружающ действител-ти,отражение действител-ти в форме псих-х образов,регуляция целенаправл-й деят-ти,предвосхищение деят-ти,контроль и управление.Кажд чел обладает сознанием-способностью осознанно восприним окруж-й мир и собств-е переживания.К сфере проявления сознания относ-ся способность чел к абстрактно-логич-му мышлению,постановка целей деят-ти и их реализация,оценка событий,чел-х поступков и отношений.Сознание представляет собой систем-е образование,совокуп-ть мыслит-х,чувств-х,мнемич-х,эмоц-х,волевых псих-х процессов, св-в и состояний чел,включая самосознание как высш инстанцию в регуляции чел-го поведения.К основ характ-кам сознания все исследователи относят рефлексивность,экстравертиров-ть(направленность сознаниявовне),самоуправление и самокотроль в деят-ти сознания,неразрывную связь сознания с языком и речью,способность к коммуникации.Деятельност-й подход,Основатели подхода Рубинштейн,Леонтьев утверждают,что глав условием возникновения и развития чел-го сознания явл-ся совмес-я продукт-я деят-ть людей. Результатом деят-ти предмет-го сознания явл-ся знание человека о мире,результатом деят-ти самосознания-его знания о самом себе и своих возможностях.Самосознание-высш форма сознания чел как члена общ-ва,оно формир-ся в процессе общения и взаимодействия с др людьми.Дальнейшее развитие чел-го сознания связано с расширением познания в различ-х видах познават-й деят-ти. Сознание включает отражение природы и общ-ва субъектом сознания,отражение им самого себя,т.е. самосознание(рефлексию).Самосознание предполагает:осмысление субъектом форм и предпосылок своего мышления в процессе отражения одним человеком внутр-го мира др чел.
Сознание и деятельность.Признаки челов-й деятел-ти.
Формир-ся определ-я специфически чел-я форма пребывания чел в окружающ мире.Чел-я деят-ть предполагает активн отношение к миру.Содержанием деят-ти явл-ся целесообразное преобразование мира.
Призн деят-ти:
1)сознат-ть;2)социальн-ть;3)предметн-ть;4)целенаправл-ть.
Деят-ть-ед-во внеш-го и внутр-го,сознания и поведения.Деят-ть и психика-не 2 отдел-х аспекта чел-й жизни-они образуют органичное целое.Деят-ть-исходная реальность,с кот имеет дело пс\х,а психика-ее производная и одновременно неотъемлемая сторона.
Сознание-высш уровень организации психики чел как соц-го сущ-ва.Признаки сознат-го сущ-ва: выделение себя из окружающ действител-ти,отражение действител-ти в форме псих-х образов,регуляция целенаправл-й деятельности,предвосхищение деятел-ти (мысленное представление и предвидение итогов),контроль и управление.Признак и условие возможности сознаваемости чувств-х образов-возможность их расщепления.(Леонтьев).Кажд чел обладает сознанием-способностью осознанно воспринимать окружающ мир и собств-е переживания.К сфере проявления сознания относятся способность чел к абстрактно-логич-му мышлению,осмысление прошлого опыта и размышления о будущем,постановка целей деят-ти и их реализация,оценка событий,чел-х поступков и отношений.Сознание представляет собой системное образование,совокупность мыслит-х,чувств-х,мнемических,эмоц-х,волевых псих-х процессов,св-в и состояний чел,включая самосознание как высшую инстанцию в регуляции чел-го поведения.
Сознание и бессознат-е в структуре психики взаимодействуют на различ уровнях,обеспечивая функционир-е психики как целого.Каждому уровню псих-х явлений в структуре психики присущи определ-е фун-и в управлении псих-й деят-тью.Роль высш инстанции в структуре психики выполняет самосознание.Сознание и самосознание направлены на совершенствование созидат-й деят-ти.Но при этом сознание,обогащ опыт чел,делает более эфф-й и целесообр-й чел-ю деят-ть; самосознание повышает эфф-ть и надежность чел как самопрограммирующейся системы;автоматич-е действия и бессознат-я регуляция обеспечивают выполнение генетич-х программ организма (функционир-е системы кровообращения,дыхания)и др слож-х видов деят-ти. Измененные состояния сознания(сон,гипноз,медитация)представляют собой процессы психорегуляции,оптимизирующ деят-ть чел.