Инструмент № 4: контроль напряжения
Состояние напряженности вызывается сокращением мышц: они напрягаются. Часто это происходит по вполне
Стр. 72
понятным причинам: вы хотите поднять какой-то предмет, двигаетесь вперед или просто пытаетесь избежать падения. Даже для того чтобы стоять неподвижно на одном месте, требуется некоторое мышечное напряжение. Однако нередко мы сжимаем мышцы без видимой причины. В результате какого-то психологического стимула мы оказываемся в «напряженном» состоянии.
Стереотипным примером состояния крайнего напряжения человека является армейский сержант, в чьем подчинении находится подразделение недисциплинированных юнцов. Он обязан привести их в требуемую форму, прежде чем они предстанут перед старшим по званию офицером, явившимся с инспекцией. На карту поставлена репутация всего полка и самого сержанта как наставника новобранцев. Поэтому он стоит перед ними прямой и натянутый, как струна.
Допустим, один из новичков представляет для сержанта наибольшую проблему и является полным его антиподом в том, что касается самоконтроля. Хиппи, привыкший лежать или дремать там и тогда, где и когда ему заблагорассудится, чувствует себя вполне комфортно в этом мире и не видит необходимости расходовать энергию на бессмысленную муштру. Больше всего он любит полежать, вытянувшись, на спине, покуривая марихуану, устремив взгляд в космическое пространство. Ситуация просто чревата конфликтом...
Следовательно, крайние противоположности легко распознаваемы. Однако мышечное напряжение у людей обычно имеет менее заметную форму. Вот вам пример. Среди гостей на модной вечеринке мы видим двоих собеседников лицом к лицу. Один из них — мужчина — стоит,
Стр. 73
и, хотя ему нет нужды двигаться, все его тело напряжено: лоб наморщен, плечи слегка приподняты, живот подтянут, кулаки и ягодицы частично сжаты, коленные чашечки направлены вперед и даже пальцы ног внутри элегантных туфель немного напряжены. Женщина, с которой он беседует, тоже стоит, но при этом прекрасно использует только самые необходимые мышцы. Ее лицо слегка напряжено — она улыбается собеседнику, но во всем прочем ее тело напряжено ровно настолько, чтобы она могла стоять и держать в руке бокал вина.
В животном царстве мышечное напряжение является состоянием готовности к «борьбе или бегству». Необходимость быть всегда готовыми к тому, чтобы постоять за себя или пуститься наутек, широко распространена у животных, стоящих ближе к концу цепочки питания, — то есть у тех животных, которые вы ступают в роли дичи. Птицы и мыши являются хорошими примерами и обладают соответствующим метаболизмом: сильные сердечные сокращения, стремительные, резкие движения. Эти представители животного мира постоянно находятся настороже. И напротив, почти полную расслабленность способны позволить себе самые сильные и страшные хищники. Наверное, вам приходилось видеть по телевизору, как нежатся на солнышке львы. Они не ощущают угрозы, так что им нет причины постоянно быть начеку. Свои мышцы они напрягают только по необходимости и достаточно экономно расходуют мышечную энергию, например, когда следуют к водоему, чтобы напиться. Даже во время охоты, на полном скаку большая часть тела льва остается ненапряженной.
Что касается людей, то наше ментальное состояние, вероятно, является самым важным фактором, который
Стр. 74
определяет, насколько напряжен или расслаблен человек. Уверенность развивается или нет частично в ответ на жизненный опыт. Естественно, ощущаемая вами степень уверенности изменяется соответственно обстоятельствам. Давайте вспомним нашу парочку собеседников на вечеринке и добавим несколько подробностей, которые помогут объяснить разницу в уровне физического напряжения у каждого из двух объектов нашего анализа.
Мужчина — начинающий актер, только что окончивший драматическую школу. Он считает себя человеком довольно застенчивым в обществе незнакомых людей, хотя в компании друзей бывает полностью раскрепощен и не чувствует зажатости. В действительности он рискнул прийти на эту вечеринку только потому, что один из его товарищей-актеров сказал, что на ней можно встретить некоторых влиятельных людей. Ему не хочется, чтобы окружающие считали его лишенным амбиций, но в данный момент он чувствует себя не в своей тарелке и собирается как можно скорее улизнуть домой.
Женщина, с которой он общается, занимает должность режиссера по кастингу на телевидении. Она успешно делает карьеру и гордится собой за то, что держится так дружелюбно и просто, несмотря на власть и авторитет, которые имеет на службе. Она прекрасно владеет искусством задавать нужные вопросы и решила побольше узнать об этом молодом человеке. Она уверена в себе, прекрасно себя контролирует и довольна тем, что делает. При этом молодой человек мучается от раздирающих его противоречий: его животные инстинкты побуждают его отступить в «безопасное место», но разум
Стр. 75
говорит, что следует остаться и быть любезным с дамой. Результат: он в напряжении, она расслаблена.
Конечно, не все так просто. Женщина не замечает того, что ее нижняя челюсть (подбородок) и правая нога слегка напряжены. Беседа с молодым человеком оказалась для нее трудной работой, и его неловкость передалась ей. Выслушивая его ответы, она тоже планирует в уме, как бы найти вежливый предлог для завершения беседы.
Полезные советы
Напряжение — враг успешной игры: оно вызывает горловые спазмы и не дает говорить в полную силу легких, а также сдерживает спонтанные физические реакции. Прежде чем вы научитесь эффективно использовать напряжение, вам необходимо умение мгновенно расслабляться. Художнику для работы требуется чистый холст; это отправная точка его творчества. Полностью расслабленное тело можно назвать чистым холстом актера — отсюда начинается его акт творения.
Во время игры актер должен с осторожностью использовать добавочное напряжение. Голос человека особенно уязвим к излишнему напряжению, поэтому, даже играя героя с очень неуверенным характером, избегайте концентрации напряжения в области горла или шеи. Существуют другие способы передачи внутреннего дискомфорта, например, за счет легкого напряжения более заметных частей тела — пальцев или ног, или за счет голосовых модуляций (к примеру, тон голоса может быть выше обычного). Конечно, по мере обретения опыта вам не придется размышлять над подобными вещами в ходе
Стр. 76
исполнения. Но пока вы еще только вырабатываете контроль над «сигналами» собственного тела, такое осознание необходимо.
Индивидуальные упражнения
1. Лежа на полу, практикуйтесь в полном расслаблении собственного тела. По очереди напрягайте и расслабляйте каждую группу мышц тела, начиная с пальцев ног и поднимаясь вверх до лицевых мышц.
Напрягая и расслабляя мышцы, старайтесь сохранять нормальное дыхание. Полезным может оказаться заучивание или прослушивание слов, приведенных в Приложении «Упражнение по релаксации
с визуализацией».
2. Постарайтесь как можно полнее расслабить мышцы тела в положении стоя.
3. Выберите конкретную точку в теле. Создайте в ней напряжение и подвигайтесь, сохраняя состояние напряжения. Мысленно отметьте, как оно влияет на вас. Добавьте еще пару точек напряжения и проанализируйте, как ваш мозг начинает реагировать на телесное напряжение: мозг будет стараться рационально обосновать напряжение, возможно, предполагая разумную причину для испытываемой неловкости.
4. Понаблюдайте за точками напряжения у людей на любом общественном мероприятии. Отмечайте необязательную напряженность людей, подумайте чем она может быть вызвана. Постарайтесь воспроизвести это напряжение. Будьте изобретательны!
Стр. 77