Инструмент № 4: контроль напряжения

Состояние напряженности вызывается сокращением мышц: они напрягаются. Часто это происходит по вполне

Стр. 72

понятным причинам: вы хотите поднять какой-то пред­мет, двигаетесь вперед или просто пытаетесь избежать падения. Даже для того чтобы стоять неподвижно на од­ном месте, требуется некоторое мышечное напряжение. Однако нередко мы сжимаем мышцы без видимой при­чины. В результате какого-то психологического стиму­ла мы оказываемся в «напряженном» состоянии.

Стереотипным примером состояния крайнего напря­жения человека является армейский сержант, в чьем под­чинении находится подразделение недисциплинирован­ных юнцов. Он обязан привести их в требуемую форму, прежде чем они предстанут перед старшим по званию офицером, явившимся с инспекцией. На карту поставле­на репутация всего полка и самого сержанта как настав­ника новобранцев. Поэтому он стоит перед ними прямой и натянутый, как струна.

Допустим, один из новичков представляет для сер­жанта наибольшую проблему и является полным его ан­типодом в том, что касается самоконтроля. Хиппи, при­выкший лежать или дремать там и тогда, где и когда ему заблагорассудится, чувствует себя вполне комфортно в этом мире и не видит необходимости расходовать энер­гию на бессмысленную муштру. Больше всего он любит полежать, вытянувшись, на спине, покуривая марихуа­ну, устремив взгляд в космическое пространство. Ситу­ация просто чревата конфликтом...

Следовательно, крайние противоположности легко распознаваемы. Однако мышечное напряжение у людей обычно имеет менее заметную форму. Вот вам пример. Среди гостей на модной вечеринке мы видим двоих собе­седников лицом к лицу. Один из них — мужчина — стоит,

Стр. 73

и, хотя ему нет нужды двигаться, все его тело напряжено: лоб наморщен, плечи слегка приподняты, живот подтя­нут, кулаки и ягодицы частично сжаты, коленные чашеч­ки направлены вперед и даже пальцы ног внутри элеган­тных туфель немного напряжены. Женщина, с которой он беседует, тоже стоит, но при этом прекрасно исполь­зует только самые необходимые мышцы. Ее лицо слегка напряжено — она улыбается собеседнику, но во всем про­чем ее тело напряжено ровно настолько, чтобы она мог­ла стоять и держать в руке бокал вина.

В животном царстве мышечное напряжение является состоянием готовности к «борьбе или бегству». Необходи­мость быть всегда готовыми к тому, чтобы постоять за себя или пуститься наутек, широко распространена у животных, стоящих ближе к концу цепочки питания, — то есть у тех животных, которые вы ступают в роли дичи. Птицы и мыши являются хорошими примерами и обладают соответствую­щим метаболизмом: сильные сердечные сокращения, стре­мительные, резкие движения. Эти представители животного мира постоянно находятся настороже. И напротив, почти полную расслабленность способны позволить себе самые сильные и страшные хищники. Наверное, вам приходилось видеть по телевизору, как нежатся на солнышке львы. Они не ощущают угрозы, так что им нет причины постоянно быть начеку. Свои мышцы они напрягают только по необ­ходимости и достаточно экономно расходуют мышечную энергию, например, когда следуют к водоему, чтобы напить­ся. Даже во время охоты, на полном скаку большая часть тела льва остается ненапряженной.

Что касается людей, то наше ментальное состояние, вероятно, является самым важным фактором, который

Стр. 74

определяет, насколько напряжен или расслаблен чело­век. Уверенность развивается или нет частично в ответ на жизненный опыт. Естественно, ощущаемая вами сте­пень уверенности изменяется соответственно обстоя­тельствам. Давайте вспомним нашу парочку собеседни­ков на вечеринке и добавим несколько подробностей, которые помогут объяснить разницу в уровне физичес­кого напряжения у каждого из двух объектов нашего анализа.

Мужчина — начинающий актер, только что окончив­ший драматическую школу. Он считает себя человеком довольно застенчивым в обществе незнакомых людей, хотя в компании друзей бывает полностью раскрепощен и не чувствует зажатости. В действительности он риск­нул прийти на эту вечеринку только потому, что один из его товарищей-актеров сказал, что на ней можно встре­тить некоторых влиятельных людей. Ему не хочется, чтобы окружающие считали его лишенным амбиций, но в данный момент он чувствует себя не в своей тарелке и собирается как можно скорее улизнуть домой.

Женщина, с которой он общается, занимает долж­ность режиссера по кастингу на телевидении. Она ус­пешно делает карьеру и гордится собой за то, что дер­жится так дружелюбно и просто, несмотря на власть и авторитет, которые имеет на службе. Она прекрасно вла­деет искусством задавать нужные вопросы и решила по­больше узнать об этом молодом человеке. Она уверена в себе, прекрасно себя контролирует и довольна тем, что делает. При этом молодой человек мучается от раздира­ющих его противоречий: его животные инстинкты по­буждают его отступить в «безопасное место», но разум

Стр. 75

говорит, что следует остаться и быть любезным с дамой. Результат: он в напряжении, она расслаблена.

Конечно, не все так просто. Женщина не замечает того, что ее нижняя челюсть (подбородок) и правая нога слегка напряжены. Беседа с молодым человеком оказалась для нее трудной работой, и его неловкость передалась ей. Выс­лушивая его ответы, она тоже планирует в уме, как бы найти вежливый предлог для завершения беседы.

Полезные советы

Напряжение — враг успешной игры: оно вызывает горловые спазмы и не дает говорить в полную силу лег­ких, а также сдерживает спонтанные физические реак­ции. Прежде чем вы научитесь эффективно использовать напряжение, вам необходимо умение мгновенно расслаб­ляться. Художнику для работы требуется чистый холст; это отправная точка его творчества. Полностью расслаб­ленное тело можно назвать чистым холстом актера — от­сюда начинается его акт творения.

Во время игры актер должен с осторожностью ис­пользовать добавочное напряжение. Голос человека осо­бенно уязвим к излишнему напряжению, поэтому, даже играя героя с очень неуверенным характером, избегай­те концентрации напряжения в области горла или шеи. Существуют другие способы передачи внутреннего дис­комфорта, например, за счет легкого напряжения более заметных частей тела — пальцев или ног, или за счет го­лосовых модуляций (к примеру, тон голоса может быть выше обычного). Конечно, по мере обретения опыта вам не придется размышлять над подобными вещами в ходе

Стр. 76

исполнения. Но пока вы еще только вырабатываете кон­троль над «сигналами» собственного тела, такое осозна­ние необходимо.

Индивидуальные упражнения

1. Лежа на полу, практикуйтесь в полном расслаблении собственного тела. По очереди напрягайте и расслабляйте каждую группу мышц тела, начиная с пальцев ног и поднимаясь вверх до лицевых мышц.
Напрягая и расслабляя мышцы, старайтесь сохранять нормальное дыхание. Полезным может оказаться заучивание или прослушивание слов, приведенных в Приложении «Упражнение по релаксации
с визуализацией».

2. Постарайтесь как можно полнее расслабить мышцы тела в положении стоя.

3. Выберите конкретную точку в теле. Создайте в ней напряжение и подвигайтесь, сохраняя состояние напряжения. Мысленно отметьте, как оно влияет на вас. Добавьте еще пару точек напряжения и проанализируйте, как ваш мозг начинает реагировать на телесное напряжение: мозг будет стараться рационально обосновать напряжение, возможно, предполагая разумную причину для испытываемой неловкости.

4. Понаблюдайте за точками напряжения у людей на любом общественном мероприятии. Отмечайте необязательную напряженность людей, подумайте чем она может быть вызвана. Постарайтесь воспроизвести это напряжение. Будьте изобретательны!

Стр. 77

Наши рекомендации