Шкала оценки личностной тревожности
№ п/п | Предложения | Показатели тревожности |
Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. | Нет | |
Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. | Нет | |
У меня редко бывают запоры. | Нет | |
У меня редко бывают головные боли. | Нет | |
Я редко устаю. | Нет | |
Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. | Нет | |
Я уверен в себе. | Нет | |
Практически я никогда не краснею. | Нет | |
По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. | Нет | |
Я краснею не чаще, чем другие. | Нет | |
У меня редко бывают сердцебиение и одышка. | Нет | |
Обычно мои руки и ноги достаточно теплые. | Нет | |
Я застенчив не более чем другие. | Нет | |
Мне не хватает уверенности в себе. | Да | |
Порой мне кажется, что я ни на что не годен. | Да | |
У меня бывают периоды такого беспокойства, что не могу усидеть на месте. | Да | |
Мой желудок сильно беспокоит меня. | Да | |
У меня не хватает духу вынести предстоящие трудности. | Да | |
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. | Да | |
Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. | Да | |
Мне нередко снятся кошмарные сны. | Да | |
Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-нибудь сделать. | Да | |
У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. | Да | |
Меня весьма тревожат возможные неудачи. | Да | |
Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает. | Да | |
Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-нибудь задании. | Да | |
Я работаю с большим напряжением. | Да | |
Я легко прихожу в замешательство. | Да | |
Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или из-за чего-нибудь. | Да | |
Я склонен принимать все слишком всерьез. | Да | |
Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте. | Да | |
Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. | Да | |
Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще). | Да | |
Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. | Да | |
Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. | Да | |
Мое материальное положение весьма беспокоит меня. | Да | |
Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. | Да | |
У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. | Да | |
Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно смущает меня. | Да | |
Даже в холодные дни я легко потею. | Да | |
Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. | Да | |
Я человек легко возбудимый. | Да | |
Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. | Да | |
Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из себя. | Да | |
Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. | Да | |
Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей. | Да | |
Я почти все время испытываю чувство голода. | Да | |
Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков. | Да | |
Жизнь для меня всегда связана с небольшим напряжением. | Да | |
Ожидание всегда нервирует меня. | Да |
Спортсменам с высокой личностной тревожностью следует уделять особое внимание, особенно при подготовке к ответственным соревнованиям. Указанные шкалы тревожности могут оказать неоценимую помощь в выявлении таких спортсменов и в осуществлении мероприятий по созданию системы психологической защиты.
Оценка уровня притязаний
К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который зависит от уровня трудности выбираемой цели.
Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф.Хоппе *, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается двенадцать заданий (с грифом «а», так как уровень трудности может иметь несколько вариантов).
* См.:Методики диагностики в спорте. - Указ. изд.
Дается следующая инструкция: «Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточке означают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в определенное время, ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами».
Карточка 1.I степень трудности.
Написать три слова на букву «Н».
Карточка 2. II степень трудности.
Написать название четырех фруктов на букву «А».
Карточка 3. III степень трудности.
Написать шесть имен на букву «П».
Карточка 4. IV степень трудности.
Написать название шести государств на букву «И».
Карточка 5. V степень трудности.
Написать пять названий станций на букву «П».
Карточка 6. VI степень трудности.
Написать двадцать слов на букву «С».
Карточка 7. VII степень трудности.
Написать, какие мероприятия начинаются с буквы «А».
Карточка 8. VIII степень трудности.
Написать название пяти государств на букву «М».
Карточка 9. IX степень трудности.
Написать название пяти фильмов на букву «М».
Карточка 10. X степень трудности.
Написать фамилии пяти известных киноактеров на букву «Л».
Карточка 11. XI степень трудности.
Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву «Р».
Карточка 12. XII степень трудности.
Написать фамилии пяти известных русских художников на букву «К».
Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и, таким образом, произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.
Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним баллом, II степени — двумя баллами и т.д.
Оценивая уровень притязаний, используют суммарное количество выбранных баллов. Например, если в тесте испытуемому предоставлялось пять выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй — 5-ю, в третий — 4-ю, в четвертый — 7-ю и пятый раз — 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4 + 5 + 4 + 7 + + 6 = 24 баллам.
После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно ;интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг, или повышающий уровень притязаний, или уменьшающий его. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т.е. повышение притязаний.
Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).
Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.
В экспериментах Ф.Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.