GRAMMAR: The Noun. Имя существительное

Страна моя – психология

Учебное пособие по дисциплине «Английский язык»

Сборник материалов по развитию лексико-грамматических навыков по направлению 37.03.01-психология

Для студентов I – III курсов заочной формы обучения направления 37.03.01– Психология, образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

Симферополь

ВАЛЕЕВА Л.К., КИСЛУХИНА М.В., ОНИЩЕНКО Ю.В.

Страна моя – психология. Учебное пособие по дисциплине «Английский язык» Сборник материалов по развитию лексико-грамматических навыков по направлению 37.03.01-психология / Л.К.Валеева, М.В.Кислухина, Ю.В.Онищенко. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». ― Симферополь, 2015. ― 187 с.

Рекомендовано к печати заседанием кафедры от ____ _______

__________ г. протокол №

Рекомендовано к печати научно-методическим советом КФУ от __ _________ ________г. протокол №

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………….4

Part I……………………………………………………………….5

Unit 1……………………………………………………………….5

Unit 2……………………………………………………………....17

Unit 3..…………………………………………………….……….31

Unit 4………………………………………………………...…….39

Unit 5…………………………………………………………...….49

Unit 6……………………………………………………………....62

Unit 7………………………………………...…………………….69

Unit 8……………………………………………………………....77

Unit 9……………………………………………………………....84

Unit 10……………………………………………………………..93

Control Test……………………………………………………….101

Control Test (2)……………………………………………………103

Part II.Supplementary Reading…..……………………………...107

Part III. Glossary………..………………………………………..142

Приложения ……………………………...……………………...169

Список литературы………………………………………………186

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов I – III курсов факультета «Психология» для обучения иностранному языку на первом этапе.

Цель пособия – сформировать навыки активного использования языкового и грамматического материала в таких видах речевой деятельности, как чтение и говорение, а именно а) понимать оригинальные научно-популярные тексты по специальности «Психология», б) уметь поддержать беседу на английском языке и делать сообщения в рамках изучаемых тем, в) адекватно переводить оригинальные психологические тексты среднего уровня сложности; подготовить для последующей работы над языком по специальности с целью успешного выполнения профессиональных функций; расширить кругозор студентов; повысить их интеллектуальный уровень и эрудицию.

Учебное пособие состоит из III разделов. Первый раздел включает грамматический материал с использованием таблиц, тестовые задания для более полного усвоения данного материала; тематические тексты по специальности, основанные на англоязычных современных источниках (печатных и электронных). Тематика текстов полностью соответствует тематике программы факультета «Психология» Таврической академии КФУ. К текстам прилагаются вопросы и упражнения, которые отражают методические установки на развитие умений и навыков говорения. Второй раздел «Supplementary Reading» предлагает дополнительные интересные тексты, которые являются логическим продолжением базовых текстов. Эти тексты предназначены для самостоятельной работы студентов. Третий раздел состоит из глоссария по предлагаемым темам. Данный раздел также включает дополнительную таблицу аббревиатур и акронимов, которые используются в психологической практике. Для более полного усвоения грамматического материала в третьей части прилагается таблица неправильных глаголов.

Языковой и грамматический материал отобран с учетом его наибольшей употребительности, значимости и предназначен для активизации процесса обучения.

Авторы надеются, что данное учебное пособие будет способствовать активизации всех видов речевой деятельности и, в частности, развитию навыков и умений разговорной речи, обеспечит практическое владение студентами английским языком в различных профессиональных целях, обусловленных их будущей деятельностью.

PART I

UNIT 1

GRAMMAR: The Noun. Имя существительное.

Имя существительное (далее ИС) в английском языке имеет ряд особенностей, которые важны для грамотности, адекватности и красоты устной и письменной речи, а именно: число ИС, их падежи, исчисляемость, особенности сочетания с другими частями речи.

ИС – знаменательная часть речи, обозначающая предмет в самом широком смысле. Это может быть человек (person, boy), предмет (tree, medicine), состояние (rest, sleep) и т.д.

Для существительных характерны такие суффиксы, как -ant/-ent, -dom, -er/-or/-ar, -hood, -ion, -ity, -ment, -ness, -ship (kindness, friendship).

ИС делятся на собственные и нарицательные. Собственные пишутся с большой буквы (France, Sigmund Freud, the Amazon) включая названия месяцев и дней недели, в отличие от русского языка. Если это сочетание нескольких слов, то все они, кроме артиклей и предлогов, тоже пишутся с большой буквы (the United States of America).

Имена нарицательные – это общие названия для однородных предметов, делятся на

· исчисляемые (countable), которые могут быть посчитаны и имеют форму множественного числа: a book – two books;

· неисчисляемые (uncountable), которые не могут быть посчитаны и не имеют формы множественного числа: freedom (свобода), sugar (сахар);

· собирательные (collective) - имеют форму единственного числа, но обозначают при этом группы лиц или понятий, рассматриваемые как одно целое: team (команда), money (деньги).

В зависимости от значения эта категория может меняться:

-Just look at those beauties ahead! Только взгляни на тех красоток впереди!
- Her beauty was stunning. Ее красота была сногсшибательной.

Pод английских ИС нельзя определить по окончанию слова. Часто его можно выявить только по лексическому значению или по контексту. Bногда женский род можно определить по нескольким суффиксам: -ine: heroine – героиня, -ette: usherette – билетерша, -ess: tigress – тигрица.

Также иногда род можно указать, прибавив к существительному такие слова, как he/she, hen/cock,male/female, dog/bitch, boy/girl: woman-writer, she-wolf - писательница, волчица.

Образование множественного числа ИС:

1. В английском языке ИС имеют два числа: единственное и множественное. В единственном и множественном числе употребляются исчисляемые ИС; неисчисляемые не имеют формы множественного числа.

Множественное (далее мн.) число ИС образуется путем прибавления к форме единственного числа окончания -s, которое 'произносится как [s] после глухих согласных и как [z] после звонких согласных и гласных: ship (корабль) - ships [s],drum (барабан) - drums [z].

2. Мн. число ИС, оканчивающихся в единственном числе на шипящий или свистящий звук, выраженный буквами s, ss, x, sh, ch образуется путем прибавления к форме единственного числа окончания -es, которое произносится как [iz]: class (класс) - classes ['kla:siz],box (коробка) - boxes ['boksiz].

3. Мн. число ИС, оканчивающихся в единственном числе на -о, образуется путем прибавления окончания -es, которое читается как [z]: tomato (помидор) – tomatoes.

4. Мн. число ИС, оканчивающихся в единственном числе на -у с предшествующей согласной, образуется путем прибавления окончания -es, при этом у меняется на i: army (армия) – armies, copy (копия) – copies.

Если перед у стоит гласная, то мн. число образуется по общему правилу: day (день) – days.

5. Мн. число ИС, оканчивающихся на –f или -fe, меняют –f /-fe во мн. числе на – ves: wife (жена) – wives, loaf (булка) – loaves.

Исключение: chief (начальник) – chiefs, roof (крыша) –roofs, и др.

6. В английском языке имеются особые случаи образования мн. числа ИС: man [maen] (мужчина) - mеn[mеn], woman ['wumen] (женщина) - women ['wimin], child (ребенок) – children, foot [fu:t] (нога) - feet[fi:t], tooth [tu:0] (зуб) – teeth [ti:0], goose [gu:s] (гусь) - geese [gi:s], mouse[maus] (мышь) - mice [mais].

8. У сложных ИС, которые пишутся слитно, форма мн. числа образуется по общему правилу, т.е. при помощи окончания, которое принимает второе ИС: schoolboy (школьник) – schoolboys.

9. У сложных ИС, которые пишутся через дефис, форму мн. числа обычно принимает основное в смысловом отношении слово: mother-in-law (свекровь, тёща) – mothers-in-law, passer-by (прохожий) – passers-by.

10. У сложных ИС, первым компонентом которых являются слова man, woman, форму мн. числа принимают обе основы: man-journalist (журналист) - men-journalists, woman driver(женщина-водитель) – women drivers.

11. Окончание -s не всегда является показателем мн. числа. На -s оканчиваются некоторые ИС в единственном числе: physics (физика), mathematics (математика), gymnastics (гимнастика).

12. Существительные, заимствованные из греческого и латинского языков, сохраняют форму мн. числа, которую они имели в этих языках: basis['beisis] (базис) - bases['beisi:z], radius[reidias] (радиус) - radii ['reidiai], curriculum [кэ'rikjulem] (учебный план) - curricula [кэ'rikjule].

Падеж – это грамматическая категория, которая отражает взаимосвязь существительного с другими словами предложения.

Общий падеж (common case) ничем не обозначен, то есть ИС в этом падеже имеют нулевое окончание (chair, car). Его значение очень размыто, и в зависимости от контекста ИС в общем падеже может выполнять самые разные функции.

Притяжательный падеж (possessive/genitive case) чаще всего выражает принадлежность (отсюда название possessive).

Притяжательный падеж образуется при помощи знака апострофа и буквы s (‘s) или просто апострофа (‘). Последний способ используется для ИС во мн. числе (pupils’ work, cars’ colour) и греческих заимствований, оканчивающихся на [ -iz ] (Xerxes’ army, Socrates’ wife).

Однако если форма мн. числа образована не по обычному правилу (men, children), то в притяжательном падеже к ней прибавляется ‘s: men’s work, children’s toys.

Если существительное – составное, то ‘s прибавляется к последнему его элементу: mother-in-law’s advice, passer-by’s surprise.

Иногда ‘s может относиться к нескольким существительным или целой фразе:

- Peter and Sally’s kids; the girl I helped yesterday’s face.
Дети Питера и Сэлли; лицо девушки, которой я вчера помог.

Нужно учесть, что притяжательный падеж одушевленных ИС в английском языке строится при помощи окончания ‘s, а для неодушевленных – при помощи предлога of: Kevin’s hat, income of thecompany - шляпа Кевина, доход компании.

Однако среди неодушевленных ИС есть исключения, которые можно поставить в форму притяжательного падежа через ‘s:

· Существительные, обозначающие время и расстояние: today’s newspaper

· Названия стран и городов: Germany’s industry, New York’s streets

· Названия газет и организаций: the Guardian’s article, Red Cross’s volunteers

· Слова nation, country, city, town: country’s treasures

· Слова ship, car, boat: ship’s name, car’s speed

· Слова nature, water, ocean: ocean’s temperature, nature’s beauty

· Названия месяцев и времени года, планет: January’s frosts, summer’s days

· Некоторые устойчивые выражения: at arm’s length, at a snail’s pace и другие.

Наши рекомендации