Эмоциональное отношение

Эмоциональное отношение - student2.ru Особенности восприятия, как известно, во многом определя­ются отношением, чувствами, которые испытывает участник вза­имодействия к своему партнеру. Этим объясняется субъективность восприятия. Детско-родительские отношения не являются в этом смысле исключением. Отношение матери к ребенку служит той призмой, через которую преломляется ее представления о его со­стоянии, причинах, его вызвавших. Часто негативное отношение заставляет видеть неуважение или злой умысел там, где его нет, и, наоборот, глубокая любовь и симпатия к ребенку позволяют снисходительно смотреть на его недостатки, находить оправдание его состоянию. Можно отметить и обратное влияние. Чувствитель­ность во взаимодействии, умение вовремя увидеть и понять состо­яние партнера безусловно положительно сказывается на отноше­нии к нему. Указанная способность помогает избежать множества недоразумений, порождаемых непониманием.

Отношение матери к ребенку характеризуется рядом показате­лей, которые могут составить второй блок. Самая общая ха­рактеристика, используемая при описании системы отношений, — это эмоциональное принятие. Она обозначает целостное отноше­ние к индивидуальным особенностям ребенка — его мыслям и чувствам, потребностям и способностям. Безусловное принятие является признанием неповторимой индивидуальности партнера, признанием его права быть таким, какой он есть, — «быть самим собой». Степень эмоционального принятия матерью ребенка про­является в чувствах, возникающих у нее во взаимодействии. Взаимо­действие с ребенком в случае безусловного принятия вызывает целую гамму положительных чувств и переживаний. Это любовь, нежность, симпатия, гордость. Можно сказать, что общение с ре­бенком доставляет родителям удовольствие. В противном случае оно несет негативные переживания — злость, раздражение, досаду. По словам родителей, итогом такого взаимодействия становится уста­лость, опустошенность.

Чувства, испытываемые во взаимодействии, часто вырываются вовне, создавая эмоциональный фон взаимодействия. Скрытое раз­дражение, недовольство ребенком создают негативный эмоцио­нальный фон, выражающийся в характерных мимических выра­жениях, избегающих взаимодействия позах, резких интонациях, отсутствии внимания к ответным действиям партнера, игнориро­вании его состояния, стремлении прервать (или сократить до ми­нимума) само общение. Такое взаимодействие вне зависимости от достигнутого результата оставляет тягостное впечатление неудов­летворенности и разобщенности.

Взаимодействие людей, испытывающих искреннюю любовь и симпатию, окрашено в положительный эмоциональный фон. Парт­неры всем своим видом демонстрируют заинтересованность, го­товность понять друг друга. Неудачи и ошибки ребенка в этом слу­чае воспринимаются родителями как непреднамеренные, не име­ющие субъективной направленности и в силу этого не встречают аффективной реакции. Проблемы решаются в спокойной, конст­руктивной форме.

Весь же процесс взаимодействия сопровождается постоянным подтверждением позитивного отношения партнеров друг к другу, причем для этого используются как вербальные (спокойные, лас­ковые интонации), так и невербальные (улыбка, нежные прикос­новения) средства.

Система взаимоотношений во взаимодействии включает в себя не только отношение к партнеру, но и отношение к себе. В системе Детско-родительского взаимодействия это проявляется в отноше­нии взрослого человека к себе как родителю. Проблемы, сложно­сти в воспитании ребенка нередко порождают у родителей чувство некомпетентности. Родители, анализируя свои воспитательные воздействия, недостаточную их эффективность, приходят к выво­ду о том, что причиной тех или иных неурядиц явилась неспособ­ность разрешить ситуацию, воздействовать на поведение или со­стояние ребенка. Возникает ощущение того, что те или иные лич­ностные особенности ребенка, его поведенческие проявления — результат собственных ошибок в воспитании. Такие родители тяго­тятся чувством вины, становятся неуверенными в своих требова­ниях, некритичными к ребенку.

Негативное отношение родителя к себе, так же как и негатив­ное отношение к ребенку, губительно сказывается на взаимодей­ствии. Оно также может порождать раздражение, стремление избе­гать близкого контакта, самого взаимодействия.

Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность родителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный его фон. В против­ном случае родитель, положительно оценивающий свою родитель­скую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверен­ность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Отношение к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку, преобразуя его в ту или иную сторону.

Мы видим, что характеристики, составившие первый блок — чувствительность, и второй — отношенческий блок, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, отношение к партнеру взаимодействия искажает его восприятие. Состояние партнера, его намерения могут быть оценены неадекватно из-за пристрастного отношения к нему. Под влиянием негативного от­ношения родитель может недооценить степень усталости ребен­ка, начать испытывать раздражение от его капризов, гневаться из-за его неспособности справиться со сложным заданием, часто принимая за злой умысел вызванные определенным состоянием неудачные поведенческие проявления ребенка. Так, потребность ребенка в близком взаимодействии с родителем, желание полу­чить эмоциональную поддержку часто расценивается как наме­ренное стремление разрушить отношения родителя с другими людьми, помешать ему в выполнении различных дел. Неспособ­ность ребенка самостоятельно справиться со своим состоянием, успокоиться или сконцентрироваться на выполнении задания часто воспринимается как нежелание подчиниться воле родите­лей, проявление строптивости, неуважительного отношения к ним. Любовное, теплое отношение к ребенку также может слу­жить той призмой, через которую преломляется родительское восприятие самого ребенка и процесс взаимоотношения с ним. Хорошо известно, что родительская любовь мешает видеть недо­статки ребенка, делает его исключительным в глазах своих роди­телей. В полной мере это относится и к процессу детско-родительского взаимодействия. Положительное отношение к ребенку заставляет родителей искать оправдание его поступкам, не ак­центировать внимание на его негативных проявлениях, как бы не замечая их. Любящий родитель может увидеть заботу, участие, добрые намерения даже там, где их нет.

Негативные же эмоциональные проявления могут быть воспри­няты как оборотная сторона позитивных — агрессивность как про­явление обостренного чувства справедливости, смелости и стой­кости; безразличие, отсутствие сопереживания как сдержанность; истерическая направленность реакций как сверхчувствительность, ранимость.

Можно говорить и об обратном влиянии особенностей восприятия ребенка на отношение к нему. Восприятие родителем состояния ребенка может быть искажено по целому ряду причин. Кроме отражения субъективного отношения это может быть недостаточ­но развитая способность распознавать человеческие чувства по их проявлениям, подверженность ошибочным представлениям о ха­рактере и возможностях эмоционального реагирования детей, не­доучет возрастных особенностей развития. В любом случае ошибки восприятия часто служат причиной формирования неадекватного отношения партнеров взаимодействия.

Наши рекомендации