Карточная игра-шутка «Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт)
Данная игра возникла из-за сильной ограниченности издавать готовые карточные методики, а также из-за некоторых сложностей самостоятельного изготовления карточек частью практических психологов. В предлагаемой методике используются обычные игральные карты, купленные в магазине. С одной стороны, это упрощает получение методического материала, но, с другой стороны, вызывает некоторые сомнения этического плана, например, «разве могут дети играть в азартные игры»... Данная игровая методика внешне, действительно, напоминает некоторые азартные («коммерческие») игры , но на самом
1 См. например, Вайке А. Энциклопедия азартных игр. Пер. с англ. — М.: Товарищество «Ефрат», 1994. — 240 с; Карточный игрок на все руки (полный самоучитель). — СП «Бук Чембер Интернейшнл», 1991. — 356 с; Коммерческие и семейные игры XIX века. — ВТК
деле в ней заложены некоторые провокационные моменты, позволяющие в несколько неожиданном плане взглянуть на проблемы нравственного поведения. Заметим, что при проведении данной игры с подростками в одном московском МУПК однажды директор этого учебного заведения попросил нас не играть «в карты», но тут же предложил эту же игру перерисовать на самодельные карты (как это делалось по другим методикам1) и спокойно играть с детьми. В какой-то степени директор прав, ведь неизвестно, как подростки будут рассказывать о таких занятиях дома (например, «а психолог с нами в картишки резался!»...). Но следует признать, что карты очень часто используются в досуговой деятельности (и в семейном кругу...), поэтому не следует закрывать глаза на реальности и так уж драматизировать ситуацию. Кроме того,- карточные игры могут рассматриваться и как прекрасные логические упражнения (известно, что в некоторых странах в детских лагерях отдыха к картам так и относятся, не столько «запрещая» их, сколько извлекая из этих процедур педагогическую пользу...).
Нам думается, что для нравственного воспитания иногда можно пользоваться и таким материалом, как «презренные» карты, что при интригующей форме работы позволит рассматривать важные для полноценного развития личности идеи добра и справедливости, хотя бы на примере «зарабатывания» игровых очков. Само название игры — «Психобизнес» — указывает на то, что участники процедуры часто будут оказываться перед выбором, что для них важнее: «очки» или отношения с товарищами, «заграбастывание» прибыли любыми путями или спокойная совесть... При формировании в стране полноценных (а не варварских) рыночных отношений, когда немало молодых людей подумывают о предпринимательстве, важно поскорее закладывать эти идеи в души подростков. Но, к сожалению, пока в России господствуют цинизм, общественное равнодушие и произвол властей, что начи-
«Эльф», ОФ «Содружество», 1990. — 76 с; Розалиев Н. Карточные игры России. — М., 1991. — 89 с. и др.
См. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. — М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. — 328 с; Пряжников Н.С. Карточная профориентационная игра «Или-Или». — М.: Госкомтруд СССР, 1991. — 24 с; Пряжников Н.С. Эколого-экономическая карточная игра «Бизнес-Мусор». — М.: Институт молодежи, 1992. — 46 с.
нают ощущать на себе даже так называемые «новые русские». Как отмечает заслуженный экономист РСФСР B.C. Проскуров, «особенностью современной жизни в России являются глобальное беззаконие, правовая незащищенность предпринимательства и личности», поэтому каждый, кто собирается стать предпринимателем, оказывается перед нравственным выбором, либо ориентироваться на добывание «грязных» (преступных) денег, либо на основании знания законов и общей ситуации все-таки вкладывать свою энергию и талант в развитие производства и получение честных доходов1.
Смысл предлагаемой игровой методики — в шутливой форме смоделировать некоторые особенности «предпринимательства», когда, с одной стороны, необходимо побольше получить очков (внешняя цель игры), с другой стороны, не поступать слишком жестоко по отношению к своим товарищам по игре2.
Для работы необходимы две полные колоды карт (по 52 карточки с джокерами). Участвуют в игре от 2 до 6 человек. Если играют только 2 человека, то обязательно используется так называемый «болванчик», выполняющий роль третьего игрока (см. ниже). Можно использовать «болванчика» и при игре втроем, вчетвером и т.д., на наш взгляд, игра с «болванчиком» намного интереснее. Обычно одна игра может занять примерно 15—25 минут. Общая процедура игры следующая:
1. Ведущий знакомит участников с общей инструк
цией, смыслом игры: «Каждый из Вас должен получить к
концу игры как можно больше игровых очков. Но при
этом я Вам советую не портить друг с другом отношения,
а лучше даже — почаще демонстрировать друг другу свои
симпатии, поскольку все это будет учитываться при под
ведении итогов». С более подробными правилами веду
щий знакомит всех в следующей последовательности дей
ствий (обязательно не на словах, а с реальными картами).
2. Игрокам раздаются в случайном порядке по 6 карт.
Хотя сама игра проходит с закрытыми от других картами,
1 См. Проскуров B.C. Азбука предпринимательства. Справочно-прак-
тическое руководство. — М.: Паллада, 1993. — 153 с.
2 Конечно, данная методика является очень скромным средством и
наивно ожидать, что с ее помощью будущие «предприниматели»
станут честными и благородными. Но хоть что-то все равно делать
надо для предотвращения в стране еще большей беды, которая грозит
самому главному, что есть у людей, — душе, психике, совести...
ооъяснение основных правил лучше проводить с открытыми картами. Лучше первый раз вообще провести учебную игру с открытыми картами.
3. Игроки будут ходить по очереди. Во время каждого
своего хода игрок может пользоваться только одной мас
тью. При этом он может, либо просто отправлять в свою
«кассу» имеющиеся у него карты одной масти с очками;
либо сначала сделать ход против какого-то одного-друго
го игрока, забрав у него часть карт и уже вместе со своими
картами одной масти отправить все это в «кассу»; либо
предложить кому-то из игроков обоюдовыгодную сделку
(см. более подробно — ниже). Отправляя в «кассу» свои
очки, каждый игрок обязан показывать их остальным
участникам. После каждого хода игроки добирают карты
до 6, но если карт больше, то добирать новые нельзя.
4. Ведущий кратко объясняет значение этих карт:
Карточки с 2-ки по 10-ку — это показатели «очков»,
они не играют никакой психологической роли, кроме радости или огорчения, что этих очков оказалось слишком мало или слишком много...
Основные карты — это «Туз», «Король», «Дама», «Валет» и «Джокер».
Туз — забирает всю масть. Например, если игрок сделал ход против одного из своих товарищей (или против «болванчика»), то товарищ обязан показать все свои карты и отдать все карты той масти, к которой принадлежит данный «Туз». Использованный Туз откладывается отдельно, рядом со своей «кассой» (при подведении итогов за каждый использованный Туз будет высчитываться !0 очков!..). Если игрок не хочет связываться с Тузом, то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета 10 баллов при подведении итогов).
Валет — такой же разбойник, как и Туз, только помельче — он забирает лишь младшие карты своей масти за один ход, т.е. только карточки с очками (с 2 по 10). Например, во время своего очередного хода игрок ходит Валетом против одного из своих товарищей (или против «Болванчика»). Тот, против кого выложен Валет, обязан открыть все свои карты и отдать все карточки с очками Масти, к которой принадлежит данный Валет. Использованный Валет откладывается отдельно, рядом с «кассой» Данного игрока (при подведении итогов за каждый такой
Валет будут вычитаться 10 баллов). Если игрок не хочет связываться с Валетом, то во время своего очередного хода он просто его откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета 10 баллов при подведении итогов).
Дама — очень коварная карта, способная забирать все очки, отправляемые одним из игроков в свою «кассу» во время своего очередного хода. Особенность Дамы в том, что она используется вне очереди. Например, кто-то из игроков отправляет в «кассу» на трефах 15 очков, а владелец Дамы, чей ход еще не наступил, забирает все эти очки себе и, если пожелает, может даже сразу отправить их в свою «кассу». Использованная Дама также откладывается отдельно (при подведении итогов за каждую такую Даму высчитывается 10 баллов). Если игрок не хочет связываться с Дамой, то во время своего очередного хода он просто ее откладывает в общую стопку карт, вышедших из игры (без вычета 10 баллов при подведении итогов).
Король — особая карта, которая позволяет игроку во время своего хода, имеющиеся или приобретенные (захваченные у кого-то) очки одной масти, к которой принадлежит имеющийся Король, перед отправкой в «кассу» сразу же удваивать. При этом Король кладется рубашкой вверх, а на него складываются стопкой карты, с удвоенными очками (так легче потом будет подсчитывать общие результаты).
При этом владелец Короля может во время своего хода предложить какому-то игроку (у кого также есть какой-то Король) вступить во взаимовыгодную «коммерческую» сделку (Король — он же «Коммерсант»), которая позволит каждому уже утроить все свои очки соответствующей (соответствующей имеющемуся Королю) масти. Напри-, мер, владелец трефового Короля договорился о сделке с владельцем бубнового Короля. Уже после такой договоренности оба игрока обязательно открывают все свои карты. Владелец трефового Короля к своим трефовым очкам добавляет трефовые очки другого игрока и сразу же отправляет уже утроенную сумму этих очков в свою «кассу» (при этом Король кладется рубашкой вниз, а на него — все карты с утроенными очками, что облегчает подведение итогов в конце игры). Аналогично поступает владелец бубнового Короля, забирая у первого все бубновые очки, утраивая их и отправляя в свою «кассу». Все это
возможно только между двумя игроками во время очередного хода кого-то из них.
Джокер — может использоваться в разных вариантах (по договоренности между участниками). Первый, наиболее простой вариант: Джокер вне очереди может нейтрализовать Туза, Короля, Валета, Даму, такого же Джокера и даже чьего-то Короля, когда кто-то уже сделал соответствующими картами свой ход (даже, если этот ход сделан не к владельцу Джокера, а к какому-то другому игроку...). Второй вариант: владелец Джокера только во время своего очередного хода забирает у любого другого игрока : (или у «Болванчика») все его карты всех мастей.
Третий вариант: Джокер используется одновременно и по первому, и по второму варианту (см. выше).
Использованный Джокер также откладывается отдельно в стопочку игрока и при подведении итогов за каждый такой Джокер вычитается 10 баллов. Если игрок не желает связываться с Джокерами, то во время своего очередного хода он откладывает его в общую стопку использованных карт и при подведении итогов у данного игрока 100 баллов не высчитывается.
В двух колодах имеются 4 джокера, что позволяет проводить игру достаточно остро, а у игроков имеются немало возможностей, как для «заграбастывания» очков своих товарищей, так и для совершения добрых дел...
Особую роль в игре выполняет «Болванчик». На месте Болванчика просто выкладываются 6 закрытых карт (будто там кто-то играет), и когда кто-то из игроков во время очередного хода будет выбирать себе «жертву», то он может сыграть и против Болванчика. Если кто-то пошел против Болванчика, то все карты Болванчика открываются, и игрок проделывает с ними все, что пожелает (но в пределах правил использования Туза, Валета, Джокера и Короля). После этого карты Болванчика остаются открытыми, но новые карты вновь выкладываются закрытыми (рубашкой вверх) — карты Болванчика, как и у других игроков, после каждого хода добираются до 6.
Игрок может сыграть вместе с Болванчиком и на Королях. Но при этом он сильно рискует. Например, если игрок не видит карт Болванчика (когда они еще не раскрыты), то тогда «коммерческая» сделка срывается и игрок вынужден отложить своего Короля как уже неудач-
но использованного в общую стопку. Но если у Болванчика Король имеется, то игрок получает двойную выгоду, поскольку он забирает себе не только утроенные очки под масть своего Короля, но и утроенные очки под масть Короля Болванчика...
Особый случай, если у Болванчика при раскрытии карт оказался Джокер. При игре на Королях это не опасно. Но если игрок пошел против Болванчика (с Джокером) своим Тузом, Валетом или Джокером, то Джокер Болванчика автоматически нейтрализует эти карты игрока. Он откладывает соответствующую карту в свою стопку использованных карт и при подведении итогов за каждую такую карту ему вычитается 10 баллов (за то, что хотел «обидеть» Болванчика...).
В игре «Психобизнес» могут возникать интересные процедурные моменты, поскольку используются две одинаковые колоды и все карты продублированы. Например, если кто-то пошел против своего товарища, использовав Джокера, то такой же Джокер может нейтрализовать этот ход. Или, например, кто-то решил перехватить своей пиковой Дамой все пиковые очки у игрока, отправляющего их в «кассу», а другой владелец такой же пиковой Дамы также перехватывает эти очки у игрока, который только что использовал Даму первым... Если два участника игры решили сыграть на Королях, а после раскрытия своих карт оказалось, что у обоих Короли бубновой масти, то каждый игрок утраивает только свои бубновые очки.
5. После проведения учебной игры с открытыми кар
тами организуется основная игра (а лучше — серия из
2—3 небольших игр).
6. При подведении итогов можно просто в уме сосчи
тать все очки на картах, находящихся в «кассе» у игрока
(включая удвоенные очки на Королях, положенных ру
башкой вверх, и утроенные очки на Королях, положен
ных рубашкой вниз), а также не забыв вычесть за исполь
зование каждой «нехорошей» карты (Туза, Валета, Дамы и
Джокера) по 10 очков. Но можно каждому игроку завести
вместо «кассы» специальную табличку, куда после каждо
го своего хода выписываются заработанные (или вычитае
мые за использование «нехороших» карт) очки.
Опыт использования игры с различными группами подростков показал, что основные правила большинство из них
осваивают достаточно легко, особенно, если ранее они имели опыт карточных игр. Заметим также, что впервые данная игра вообще была проведена с девочкой, закончившей 4-й класс, в купе поезда (играли до тех пор, пока свет не потушили...). Девочка, правда, оказалась заядлой «картежницей», поскольку научила автора играть в очень интересную игру «Веришь-не веришь», видимо, в благодарность за то, что сама познакомилась с новой игрой.
Но как это часто бывает с карточными играми, лучший способ освоения — это сама игра с реальными картами, а не внимательное «изучение» ее описания... Основные правила этой игры можно даже освоить самому, разложив, напри -мер, на столе карты и поиграв сразу с двумя «Болванчиками»...
При использовании игры «Психобизнес» возможны самые разные дополнения и изменения (разумные) в игровых правилах. Например, при игре на Королях можно не учитывать согласия их владельцев на заключение сделок (с владельцами других Королей играют как бы с Болванчиками, и так же рискуя, если окажется, что у другого не будет ни одного Короля...). Можно использовать в игре не одного, а двух и даже более Болванчиков. Можно использовать не две, а три и более колоды карт (игра, конечно же, станет более громоздкой, но, возможно, и более интересной...). Однако перед тем, как играть по новым правилам, мы все-таки советуем поиграть сначала по предлагаемым правилам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. Личность как субъект нравственного выбора............. 6
1. Главная проблема личностного развития ....................... 6
2. Личность как субъект самоопределения................................ 7
3. Нравственное самоопределение как высший
уровень этической импровизации................................................ 9
Глава 2. «Рыночная личность» как психологическая реальность ..11
1. Культурно-исторические корни возникновения
«рыночных ориентации»......................................................................... 11
2. Основные характеристики «рыночных личностей»............. 12
3. Становление «рыночных личностей» в условиях России .... 15
Глава 3. О допустимости использования «экономических» категорий
в психологии личности....................................................................... 17
1. Примеры использования «экономических»
категорий в психологии.................................................................. 17
2. Проблема «просчета» личностей.............................................. 20
Глава 4. Типология «рыночных личностей». Варианты
«благородной» продажности..................................................................... 23
1. Различные основания для типологии ................................ 23
2. Продажность и трусость.................................................................... 24
3. Варианты «оправдания» и «самооправдания»
личностной продажности .......................................................... 25
4. Особая эстетика самооправдания продажности.................. 27
Глава 5. Продажность как возможное условие «успешной» карьеры . 33
1. Традиционные представления о путях к «успеху» ....... 33
2. Неизбежность внутренних компромиссов
на разных этапах профессионализации...................................... 34
3. Различные основания для понимания
профессионального успеха ..................................................... 37
Глава 6. Личность и эпоха. О «неизбежности» личностной
продажности и «рыночного фашизма» (РФ) ........................... 39
1. Продажность как «вечная» проблема ............................... 39
2. Специфика личностной продажности
в различные культурно-исторические эпохи............................ 40
3. Специфика личностной продажности в современной России . . 45
4. Реальности и иллюзии «рыночного фашизма» (РФ)........... 48
5. Нравственная сложность как условие развития
достоинства личности...................................................................... 54
Глава 7. Продажность в контексте человеческой глупости.... 56
1. Психологическая сущность человеческой
глупости (феномен «дурака»)................................................................. 56
2. Глупость как «оправдание» и «самооправдание»
личностной продажности ........................................................... 63
Глава 8. Продажность и стремление к элитному образу жизни.
Проблема человеческой зависти...................................................... 65
1. Элитарные ориентации как психологическая реальность .... 65
2. Зависть как основа рыночных ориентации............................ 72
3. Психологическая «плата» за вхождение
в престижные «тусовки» и за выход из них.............................. 75
4. Личное достоинство как высшее (элитное)
проявление субъектности ................................................................. 77
Глава 9. Продажность в контексте проблемы справедливости .... 80
1. Проблема разновариантного понимания справедливости .... 80
2. Неоднозначность справедливости
как «оправдание» продажности.................................................... 80
I 3. Проблема высших общечеловеческих ценностей............ 81
| 4. Нравственное творчество как условие
развития чувства справедливости.......................................................... 86
I 5. Главный этический ориентир самоопределяющейся личности . 90
Глава 10. Психология и парадоксы «покупателей»
чужого достоинства .............................................................................. 92
1. Реальные «продажи» и иллюзии приобретения
чужого достоинства............................................................................... 92
2. Основания для типологии «покупателей»
проданных личностей...................................................................... 94
Глава 11. Проблема формирования «психологического тыла»
как условия сохранения личностного достоинства................... 97
1. Сущность и функции «психологического тыла» ........... 97
2. Типология «психологических тылов»............................................... 99
3. Проблема личностного достоинства психолога-практика . . . 103
Глава 12. Теоретико-методологические проблемы исследования
личностной продажности. Метод «открытых глаз»............... 106
1. Проблема недопонимания важности вопроса .............. 106
2. Проблема ограниченности существующих
методов исследования........................................................................ 107
3. Перспективные подходы в изучении (понимании)
«рыночных ориентации».
Метод «открытых глаз» ................................................................. 109
Глава 13. Проблема платности психологических услуг....................... 115
1. «Проданная» услуга как условие
эффективности психологической помощи............................ 115
2. Сострадание за деньги как оскорбление личного достоинства 116
3. Неизбежные компромиссы...................................................... 120
4. Психолог как субъект нравственного выбора
в ходе оказания платных психологических услуг.............. 122
Глава 14. Практические аспекты развития человеческого
достоинства............................................................................................. 129
1. Проблема допустимости психологического вмешательства
в ценностно-нравственное и смысловое развитие личности . . 129
2. Основные требования к психолого-педагогическим
методикам развития личностного достоинства................... 132
Заключение............................................................................................. 137
Литература.............................................................................................. 138
Приложения: примеры конкретных ценностно-нравственных
психолого-педагогических методик..................................................... 143
1 Бланковая игра-шутка «Бизнес-риск-мен» (игра с классом). . 143
2 Бланковая игра-шутка «Торг» (игра парами)................................ 147
3. Активизирующий опросник-шутка «Как поживаешь?» .... 153
4. Карточно-бланковая игра-шутка «Болван»
(игра с подгруппой).................................................................................. 162
5. Активизирующий опросник «Самооценка
нравственности и гражданственности» (СНГ) .......................................... 167
6. Активизирующий опросник «Справедливость,
самооценка, самоуважение, рефлексия» (СССР)............................ 175
7. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон»............................................... 182
8. Карточная групповая игра «Страшный Суд-99» .................................. 188
Пряжников II.С. S ф $, или ЛИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ПРОДАЖНОСТИ
Директор: ДВ. Плутес
Технический редактор: И.Л. Карюков
Корректор: Т.А. Высочина
Компьютерная верстка: А.Е. Алперин
Издательство НПО «МОДЭК». 394000, г. Воронеж, а/я 179. Тел.: (073-2) 49-87-35.
Московский психолого-социальный институт. 113191, г. Москва, 4-й Рошинский проезд, 9 а.
Сдано в печать 15.11.99. Формат 84x108/32. Бумага газетная. Гарнитура Тайме. Усл.п.л. 12,6. Тираж 10000. Заказ № 3613.
Отпечатано с компьютерного набора
в издательско-полиграфической фирме «Воронеж».
394000, г. Воронеж, пр. Революции, 39.