Стадии психосексуального развития, по З. Фрейду
Стадии развития | Эрогенные зоны | Тип сексуального проявления (удовольствие) | Психические образования | Формирующиеся черты личности. |
1. Оральная (0-1г.) | Слизистая губ и рта. | Сосание, укус. В отсутствие пищи – собственный палец, предмет. | Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым. Первые ограничения, кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «оно», развивается вторая инстанция Я. | Ненасытность, жадность, требовательность Оптимизм и пессимизм. |
2. Анальная (1-3 г.) | Слизистая кишечника. Либидо вокруг ануса. | Функции дефекации, выделения. | Идет приучение к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего формируется третья инстанция Я как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести. | Опрятность, аккуратность, пунктуальность; упрямство, агрессивность, скрытность; накопительство. |
3. Фалическая (3-5 л.) | Высшая ступень сексуальности. Эрогенная зона: гениталии | Раньше сексуальность бала направлена на себя, сейчас – на других. Секс, привязанность к взрослым: у мальчиков – «Эдипов комплекс», у девочек «комплекс Электры». | Время наиболее строгих запретов и инстинктивного формирования Сверх-Я. Все три инстанции сформированы и входят в конфликт друг с другом. | Формируются главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, агрессивность (мужская) |
4.Латентная (5-12 л.) | Снижение полового интереса. | Общение со сверстниками. Школьное обучение и др. | Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями. | Общительность, трудолюбие. |
5. Генитальная (12-18 л.) | Происходит собственно половое развитие. | Объединяются все эрогенные зоны. Проявляется стремление к нормальному сексуальному общению. | Биологическое начало оно усиливает свою активность. Подростку приходиться бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты: аскетизм (внутренние запреты), интеллектуализацией (освобождением от навязчивых желаний) | Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям. |
Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту
Приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути.
1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.
2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.
3. ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
5. РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом.
6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.
Теория рекапитуляции психического развития
Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.
Периодизация С.Холла
Стадия | Возраст | Характеристика |
Стадия рытья и копания | От рождения до 5 лет | На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком |
Стадия охоты и захвата | От 5 до 11 лет | На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком |
Пастушеская стадия | От 8 до 12 лет | В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия, обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности |
Земледельческая стадия | От 11 до 15 лет | Связана с интересом к погоде, явления природы, а также любовью к садоводству, а у девочек к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность |
Стадия промышленности и торговли | От 14 до 20 лет | Стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами |