Вербального взаимодействия 11 страница
Имя ученика | № экспе- 1 римента j | .Yon/п | з j | Всего сделано выборов I | |||||
Ваня А. | 1 | i | |||||||
II | |||||||||
III | |||||||||
1 | |||||||||
IV | ----------- | ---- | |||||||
V | ^ |
124
Межличностные отношения учащихся
Методы изучения межличностных отношений
125
Продолжение табл. 13
Имя ученика | № эксперимента | № п / п | i4 | _г—__ | Всего сделано выборов | ||||
Петя Б. | I | ||||||||
" | I | ||||||||
III | |||||||||
IV | |||||||||
V | [ J | ||||||||
\L 1 | |||||||||
Коля В. | [ | 1---------------------- | |||||||
II | |||||||||
III | |||||||||
IV | j | ||||||||
V | |||||||||
I | |||||||||
II | |||||||||
! |
Продолжение табл. 13
Имя ученика | № эксперимента | № п/п | ! | Всего сделано выборов | |||||
Наташа А. | III | ||||||||
IV | |||||||||
V | |||||||||
Дина Б. | 1 | ||||||||
II | |||||||||
III | |||||||||
IV | |||||||||
J | |||||||||
V | |||||||||
Получено выборов | __ I эксп. | ||||||||
Взаимных выборов | |||||||||
Получено выборов | II ЭКСП. | ||||||||
Взаимных выборов | |||||||||
Получено выборов | III ЭКСП. | ||||||||
Взаимных выборов | |||||||||
Получено выборов | -] IV эксп. | ||||||||
Взаимных ввюоров |
126
Межличностные отношения учащихся
Методы изучения межличностных отношений
127
Окончание табл. 13
Имя ученика | № эксперимента | № п / п | — | о | ~~ 6 | Всего сделано выборов | |||
Получено выборов | V эксп. | ||||||||
Взаимных выборов | |||||||||
Число выбравших | |||||||||
Из них взаимно |
Аутосоциометрические методы
Аутосоциометрическими называются такие методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения сверстников друг к другу и к себе лично. В соответствующем опыте испытуемые: 1) производят прямое или косвенное ранжирование всех сверстников по их положению в системе личных взаимоотношений; 2) прямо или косвенно выражают свое представление об их отношениях друг к другу: 3) прямо или косвенно определяют свое положение в системе личных отношений; 4) выражают свое отношение к сверстникам; 5) выявляют свое представление об их отношении к себе.
Остановимся более подробно на процедуре проведения и обработке основных вариантов аутоеоциометрии.
Ау тосоииограмма. По названию этот прием совпадает с диагностическими и терапевтическими приемами, описанными Лутцем Ресснером, но по существу они. как это станет ясно в дальнейшем, совершенно различны. Во время подготовки к опыту кроме соблюдения обязательных для всех социометрических экспериментов правил (таких, как установление доброжелательных отношений с испытуемыми, завоевание их доверия, обеспечение серьезного и положительного отношения к опыту и т. д.) необходимо в доступной форме ознакомить испытуемых с соответствующей инструкцией. Далее каждому испытуемому дается бланк, на котором напечатаны инструкция, список класса (группы), незаполненная круговая со-циограмма (она подробно описана выше) и соответствующие условные обозначения. При этом в устной инструкции необходимо дать рациональное обоснование опыта и повторить то, что напечатано на бланке. Надо подчеркнуть, например, практическое значение предстоящей работы: результаты опыта помогут классному руководителю правильно распределить учеников по бригадам на производственной практике, расселить по комнатам в лагере или общежитии, рекомендовать их на различные общественные посты, объединить для выполнения отдельных заданий и т. д.
В другом случае можно представить эксперимент как своего рода интеллектуальную игру-задачу на социально-психологическую наблюдательность. Здесь при-
водится, к примеру, такой аргумент: «Где бы вам ни пришлось работать или учиться, всегда необходимо вступать в определенные отношения с товарищами по бригаде или студенческой группе. Чтобы эти отношения были для вас благоприятными, каждому необходимо научиться их правильно оценивать, научиться понимать и свое отношение к товарищам, и отношение товарищей друг к другу и лично к вам. Задание, которое вам предстоит выполнить, показывает, насколько правильно вы умеете разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, и тренирует эту способность. После обработки результатов (а о них никто, кроме меня, не узнает) я побеседую с каждым из вас в отдельности».
Исходя из конкретной ситуации, экспериментатор может выдвинуть и другие доводы в пользу проведения опытов.
Далее излагается основная инструкция: «Расположите всех своих одноклассников (товарищей по группе) согласно положению, которое они, с вашей точки зрения, занимают. При этом не опасайтесь ошибки. Речь идет именно о вашем мнении, а оно. конечно, может быть субъективным.
Номера, обозначающие товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, поместите в центральный круг чертежа; тех. кому симпатизируют многие. — во второе кольцо, тех. кому симпатизируют только некоторые. — в третье кольцо, тех, кто не пользуется симпатиями, — в четвертое кольцо.
Не забудьте поставить и свой номер в соответствующую точку чертежа. После этого соедините номера, обозначающие сверстников, взаимоотношения которых вы знаете, соответствующими линиями: прямая линия, соединяющая номера, означает, что люди взаимно симпатизируют друг другу; линия со стрелкой — симпатию без взаимности; штриховая линия — взаимную антипатию: штриховая со стрелкой — антипатию без взаимности.
Не забудьте обозначить свое отношение к одноклассникам (товарищам по группе) и их отношение к вам».
При необходимости можно предложить испытуемым ответить на вопрос обычного социометрического критерия на обратной стороне бланка.
Вариант для младших школьников. Здесь опыт проводится индивидуально. После устного инструктирования испытуемому дается набор фотоснимков всех одноклассников и увеличенный чертеж — социограмма. Для наглядности можно центральный крут, символизирующий наилучшее положение, сделать красного цвета, второе кольцо — зеленого, третье — желтого, четвертое — серого. На этом «поле» испытуемый размещает сверстников согласно своему представлению об их положении.
Вариант для дошкольников. Как и в вышеописанном случае, следует подготовить фотографии всех детей изучаемой группы. Вместо социограммы надо подготовить рисунки или макеты четырех строений, ранжированных по своей привлекательности. Перед опытом важно убедиться, что это ранжирование воспринимается дошкольниками адекватно. Например, берутся макеты (или рисунки) сказочного Дворца, современного городского Дома, бревенчатой Избы и Избушки на курьих ножках или макеты явно неравноценных по окраске и другим деталям
128
Межличностные отношения учащихся
Методы изучения межличностных отношений
129
внешнего вида игровых площадок. Далее ребятам предлагается инструкция: «Перед тобой Дворец. Дом, Изба и Избушка на курьих ножках, а вот фотографии всех детей нашей группы. Положи фотокарточки тех детей, которых, как тебе кажется, любят очень многие ребята, во Дворец; фото тех, кого любят немного меньше, — в Дом; тех, кого любят еще меньше. — в Избу: а тех, кого, как тебе кажется, никто не любит, — в Избушку на курьих ножках. Не забудь и свою фотографию положить в одно из строений».
Ретроспективная аутосоциометрия
Для сравнения представлений испытуемых (учащихся ПТУ, техникумов, студентов) о системе личных взаимоотношений в группе, где они учатся, мы разработали специальный вариант — ретроспективную аутосоциограмму. Ребята, выполняя учебное задание по психологии, пишут короткое сочинение «Наш класс» и заполняют социограмму по описанным выше принципам. Для этого они по памяти (опыт проводится с первокурсниками) восстанавливают список класса и ранжируют одноклассников. При этом обязательно указывают и свое предполагаемое положение.
Аутосоциоматрица. Для получения ряда количественных показателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками (социально-психологической перцепции и рефлексии) мы используем специальный вариант аутосоци-ометрии — аутосоциоматрицу. Ученики получают матрицу, которая напоминает таблицу для обработки эксперимента «Выбор в действии». Она представляет собой список группы (класса), в котором для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток — верхний и нижний. Испытуемым сначала дается инструкция обычного социометрического выбора: «С кем вы хотели бы жить в одной комнате общежития?» или: «С кем вы хотели бы поехать вместе для учебы в другой город?»; для школьников: «С кем бы вы хотели сидеть за одной партой?» или: «Кого вы взяли бы в новый класс, если бы ваш класс разделялся на два?» и т. д.
Заранее должны быть определены число возможных партнеров (в наших опытах — 3) и порядок заполнения таблицы: «Перед вами список группы (класса), который напоминает таблицу спортивных состязаний, Обозначьте знаком "плюс", кого вы выбираете. Знак надо поставить на пересечениях горизонтальной верхней линии клеток вашего номера с вертикальными линиями номеров тех товарищей, которых вы выбираете. Далее следует заполнить свою таблицу за своих товарищей. Для этого вы должны представить себе, кого, с вашей точки зрения, выберет Иванов. Петров и т. д. Их предполагаемые выборы следует обозначить точно так же, как вы обозначали свой выбор: на пересечении горизонтальной линии того, кто выбирает, и вертикальной — того, кого выбирают, поставьте знак "плюс" на нижней линии клеток. За каждого товарища по группе (классу) вы делаете три выбора».
Испытуемым показывают образец заполненной таблицы. При необходимости экспериментатор в ходе опыта дает дополнительные разъяснения.
Представление и обработка аутосоциометрических экспериментов
Обработка аутосоииограммы. Описывая обработку аутосоциограммы, мы вынуждены будем оперировать некоторыми новыми понятиями до того, как изложим экспериментальный материал. Пусть учителя это не смущает: мы предлагаем несложный, вполне доступный для любого педагога материал, самые простые, легкие и удобные формулы. Это самый надежный способ получить реальную картину взаимоотношений в классе. Все подсчеты легковыполнимы.
Результаты опыта должны быть представлены в основной таблице. В первом столбце таблицы справа размещаются те же номера и фамилии, что и в социометрической матрице. Вторая графа «Положение (статус)» делится на две части: «Реальное положение (статус)» и «Предполагаемое положение '(статус)». Следующая графа «Аутосоциометрические установки» делится на три части по числу возможных типов установки: центростремительная (ЦСУ), центробежная (ЦБУ), нейтральная (НСУ). Если в группе проводилась и ретроспективная аутосоциометрия, в таблицу добавляются графы «Ретроспективный статус» и «Ретроспективные установки».
В нижней части таблицы помещаются общегрупповые коэффициенты (взаимности, удовлетворенности в общении, осознанности, устойчивости, установки).
Определение реального статуса. Как видно из описания таблицы, на основании аутосоциометрического опыта мы получаем не только воображаемый (рефлексивный), но и реальный статус каждого испытуемого. При этом статус, вычисленный по аутосоциограммам, обладает, как мы полагаем, большей степенью достоверности по сравнению с обычным социометрическим статусом. Если при обычной социометрической процедуре каждый высказывает свое отношение лишь к части своих товарищей по группе, то здесь он ранжирует всех членов группы. Появляется возможность при подсчете персонального статуса каждого ученика учесть мнение о нем всех остальных членов группы.
Каждой «орбите» социограммы (рис. 4) приписывается определенное количественное значение: центральный круг — 4 балла, второе кольцо — 3 балла, третье кольцо — 2 балла, четвертое кольцо — 1 балл. Далее подсчитывается число (/) членов группы, которые поместили данного ученика на соответствующие орбиты (дали ему определенное число баллов), и этот результат делится на число испытуемых, которые отреагировали на данного индивида. Обычно это число (п-1) совпадает с количеством членов группы без 1. но может получиться, что не все испытуемые обозначают на социограммах всех членов группы,
2l2 |
4/4, п-1 |
причем l4+l.+l,+l,-n-l
K,,kl |
1 п-\ |
иначе S:
130
Межличностные отношения учащихся
Методы изучения межличностных отношений
131
Ясно, что персональный реальный статус ученика в данном случае находится в пределах от 4 до 1. С учетом экстремальности крайних значений построена шкала статусов: I — самый высокий статус приписывается ученику, персональный индекс которого находится в пределах 4-3,5; II — 3,5-2,5; III — 2.;.>-1,5; IV — 1,5-1.
Приведем пример для группы в 26 человек: 10 товарищей по группе отнесли испытуемого к I статусной категории (поместили его номер в центральный круг). 8 — ко II (второе кольцо сопрограммы). 2 — к III (третье кольцо социограммы) и 5 — к IV (четвертое кольцо социограммы). По формуле вычисляем его персональный статусный индекс:
73 25 |
_ Ф-10 +
По шкале находим, что он относится ко II статусной категории.
Отметим, что реальный статус, вычисленный таким способом, не зафиксирован за конкретной платформой взаимодействия, как обычный социометрический статус, и является с этой стороны более общим. По психологической сущности он ближе всего к статусу, получаемому в эксперименте «Выбор в действии».
Предполагаемый, воображаемый (рефлексивный) статус проставляется в таблице на основании самоопределения испытуемых: ученику, поставившему свой номер в центральный круг, приписывается I статусная категория, во второе кольцо — II статусная категория, в третье и четвертое кольцо — соответственно III и IV статусные категории.
Определение социометрических установок. Под социометрической установкой мы понимаем тенденцию приписывать большинству членов группы определенный социометрический статус.
В ситуации аутосоциометрического эксперимента испытуемый по своему усмотрению может приписать каждому из своих товарищей по группе любой из четырех социометрических статусов — от высшего I до низшего IV. Теоретически он имеет возможность приписать всем самый высокий или самый низкий статус. Практически таких крайностей не бывает. Испытуемый ранжирует сверстников исходя из своих представлений об их реальном положении в группе. При этом у него может обнаружиться: 1) тенденция приписывать большинству своих товарищей высокий статус (помещать их символические изображения в центральном круге и втором кольце социограммы); 2) тенденция приписывать товарищам по группе низкий статус (располагать их в третьем и четвертом кольцах социограммы); 3) ни одна из этих тенденций может не проявиться (в I и II категориях столько же номеров, сколько в III и IV): высокие и низкие статусы приписываются одинаковому числу сверстников.
Описанные три ситуации мы рассматриваем как проявление особого аспекта межличностной установки и обозначаем как социометрическую установку личности.
Если ученик приписывает большинству товарищей по группе высокий социометрический статус (свыше 50% помещено в первом и втором кольцах социо-
граммы), за ним закрепляется центростремительная социометрическая установка (ЦСУ); ученикам, которых большинство товарищей по группе относят к низким статусным категориям (свыше 50% помещено в третье и четвертое кольца социограммы), приписывается центробежная социометрическая установка (ЦБУ); те, кто поровну распределяет своих товарищей по группе в I—II и III—IV статусных категориях, могут быть отнесены к нейтральной социометрической установке (НСУ). На таблице против номера испытуемого в графе «Установки» необходимо проставить в соответствующей точке условный знак.
Обработка аутосоциоматрицы. В результате опыта мы получаем п (число членов группы) аутосоциоматриц (AM), каждая из которых первоначально обрабатывается как обычная социометрическая матрица: вычисляется предполагаемый статус каждого члена группы, включая статус автора матрицы; предполагаемая статусная структура группы в целом; обозначаются взаимные выборы и вычисляется предполагаемый коэффициент взаимности и т. д. Таким образом мы получаем рефлексивную и перцептуальную картину взаимоотношений с позиции автора матрицы. На ее основе можно получить ряд показателей, которые вполне сопоставимы с одноименными показателями аутоматриц: реальный и предполагаемый статусы автора матрицы; его социометрические установки (в данном случае они могут быть найдены при сопоставлении предполагаемых статусов членов группы, полученных путем подсчета числа выборов, приписанных каждому члену группы) и т. д.
На основе выборов, обозначенных на индивидуальных AM, строится эталонная матрица (ЭМ) для данной группы, которая представляет собой обычную реальную социометрическую матрицу, где обозначаются реальные статусы членов группы и ее общая статусная структура взаимных выборов коэффициента взаимности и т. д.