Системы отношений детей
Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы
нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые пока-
затели детей разного возраста.
Использование детских рисунков для диагностики уровня умственно-
го развития детей. Применение графических методов для исследования
личностных особенностей, социально-психологического положения ребен
ка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с
особенностями развития, соматически и психически больных.
Практические задачи, требующие использования рисуночных мето-
дов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основ-
ные требования к применению рисуночных методов.
Графические проективные методики
Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-
ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-
лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-
моничных семейных отношений в восприятии ребенка.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»
М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и
жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и
структурированном рассказе о нем.
Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз-
наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин-
ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и
потребностях.
Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и
способностей, уровня психического развития детей, а также органических
поражениях нервной системы.
Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития
детей, подростков и взрослых.
Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления,
творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и
другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики за-
держки психического развития.
Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значи-
мых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, пси-
хологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта.
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина
для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темпе-
рамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, оп-
ределения личностных проблем и путей их решения.
Рисуночная методика «Три дерева».
Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вар-
тегга.
«Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики.
Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и
Возможностей
Диагностика агрессивности и поведения в конфликте
Многообразие причин агрессивности. Мотивационная агрессия (аг-
рессия как самоценность) и инструментальная агрессия (агрессия как сред-
ство).
Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский и взрослый
варианты) для определения степени выраженности и направленности аг-
рессии и выявления наиболее значимых ценностей.
Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической,
вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негати-
визму, обиде, подозрительности, чувству вины.
Опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и
П.А. Ковалева для выявления таких личностных характеристик как вспыль-
чивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность,
мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.
Методика «Hand-test» Э. Вагнера для глубинного исследования лич-
ности, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и сти-
ля социальных взаимоотношений.
Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга.
Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации
Н.В. Гришина) для диагностики предрасположенности к пяти основным
стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для
формирования работоспособной команды.
Методика «Неадекватная визуальная самоподача» Е.А. Петровой,
А.В. Романовой для диагностики влияния неадекватности визуальной са-
моподачи на конфликтность субъекта общения.
Применения Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г.Мюррея и
Рисованного апперцептивного теста (РАТ) Л.Н. Собчик для выявления
особенностей внутреннего конфликта личности.
Ценностные конфликты. Методика Е.Б. Фанталовой для диагностики
внутренних конфликтов.
Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой
Сферы личности
Самосознание как объект психодиагностики. Проблема социальной
желательности. Сложность строения Я-концепции человека. Самоотноше-
ние и самооценка, их активная защита личностью.
Шкала Я-концепции Теннеси.
Шкала детской Я концепции Пирса-Харриса.
Шкала самоуважения М. Розенберга.
Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и
Т. Мак-Партланда.
Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга,
Р. Циллера, Р. Хендерсона.
Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоот-
ношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Шкалы МИС: Откры-
тость – Закрытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное са-
моотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внут-
ренняя конфликтность, Самообвинение.
Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и
ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотно-
шения.
Опросник Г.Н. Казанцевой по самооценке школьников.
Диагностика самооценки А.С. Будасси (1971), в которой интеграль-
ный показатель отражает степень соответствия представлений о своем
«идеальном» и «реальном» Я, содержит методологическую ошибку. Само-
оценка отражает только представление о реальном Я.
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания
В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуа-
ции фрустрации в возрасте 9-18 лет.
Методика управляемой проекции для оценки эмоционально-
ценностного отношения к себе.
Методика исследования детского самосознания (половозрастная
идентификация) Н.Л. Белопольской.
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева как адаптация
теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе
теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В.Франкла. Определе-
ние составляющих смысла жизни человека: цели в жизни, процесса жизни
(интереса и эмоциональной насыщенности жизни), результативности жиз-
ни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля – Я (Я – хозяин
жизни), локус контроля – жизнь (управляемость жизнью).
Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая
методика для определения смыслов жизни человека.
Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации
Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова.
Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления ие-
рархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека.
Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина для диагностики 8
жизненных целей (терминальных ценностей) и значимости 5-ти жизнен-
ных сфер.
Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Кар-
пушиной для оценки жизненных ценностей личности в различных жизнен-
ных сферах и определения, их направленности.
Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности.
Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция са-
моактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросник личностных ориен-
таций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации.
Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительных
шкал).
Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал).
Опросник личностной ориентации (ЛиО).