Системы отношений детей

Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы

нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые пока-

затели детей разного возраста.

Использование детских рисунков для диагностики уровня умственно-

го развития детей. Применение графических методов для исследования

личностных особенностей, социально-психологического положения ребен

ка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с

особенностями развития, соматически и психически больных.

Практические задачи, требующие использования рисуночных мето-

дов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основ-

ные требования к применению рисуночных методов.

Графические проективные методики

Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-

ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-

лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-

моничных семейных отношений в восприятии ребенка.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»

М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и

жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и

структурированном рассказе о нем.

Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз-

наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин-

ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и

потребностях.

Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и

способностей, уровня психического развития детей, а также органических

поражениях нервной системы.

Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития

детей, подростков и взрослых.

Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления,

творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и

другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики за-

держки психического развития.

Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значи-

мых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, пси-

хологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта.

Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина

для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темпе-

рамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, оп-

ределения личностных проблем и путей их решения.

Рисуночная методика «Три дерева».

Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вар-

тегга.

«Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики.

Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и

Возможностей

Диагностика агрессивности и поведения в конфликте

Многообразие причин агрессивности. Мотивационная агрессия (аг-

рессия как самоценность) и инструментальная агрессия (агрессия как сред-

ство).

Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский и взрослый

варианты) для определения степени выраженности и направленности аг-

рессии и выявления наиболее значимых ценностей.

Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической,

вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негати-

визму, обиде, подозрительности, чувству вины.

Опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и

П.А. Ковалева для выявления таких личностных характеристик как вспыль-

чивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность,

мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.

Методика «Hand-test» Э. Вагнера для глубинного исследования лич-

ности, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и сти-

ля социальных взаимоотношений.

Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга.

Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации

Н.В. Гришина) для диагностики предрасположенности к пяти основным

стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для

формирования работоспособной команды.

Методика «Неадекватная визуальная самоподача» Е.А. Петровой,

А.В. Романовой для диагностики влияния неадекватности визуальной са-

моподачи на конфликтность субъекта общения.

Применения Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г.Мюррея и

Рисованного апперцептивного теста (РАТ) Л.Н. Собчик для выявления

особенностей внутреннего конфликта личности.

Ценностные конфликты. Методика Е.Б. Фанталовой для диагностики

внутренних конфликтов.

Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой

Сферы личности

Самосознание как объект психодиагностики. Проблема социальной

желательности. Сложность строения Я-концепции человека. Самоотноше-

ние и самооценка, их активная защита личностью.

Шкала Я-концепции Теннеси.

Шкала детской Я концепции Пирса-Харриса.

Шкала самоуважения М. Розенберга.

Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и

Т. Мак-Партланда.

Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга,

Р. Циллера, Р. Хендерсона.

Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоот-

ношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Шкалы МИС: Откры-

тость – Закрытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное са-

моотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внут-

ренняя конфликтность, Самообвинение.

Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и

ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотно-

шения.

Опросник Г.Н. Казанцевой по самооценке школьников.

Диагностика самооценки А.С. Будасси (1971), в которой интеграль-

ный показатель отражает степень соответствия представлений о своем

«идеальном» и «реальном» Я, содержит методологическую ошибку. Само-

оценка отражает только представление о реальном Я.

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания

В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуа-

ции фрустрации в возрасте 9-18 лет.

Методика управляемой проекции для оценки эмоционально-

ценностного отношения к себе.

Методика исследования детского самосознания (половозрастная

идентификация) Н.Л. Белопольской.

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева как адаптация

теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе

теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В.Франкла. Определе-

ние составляющих смысла жизни человека: цели в жизни, процесса жизни

(интереса и эмоциональной насыщенности жизни), результативности жиз-

ни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля – Я (Я – хозяин

жизни), локус контроля – жизнь (управляемость жизнью).

Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая

методика для определения смыслов жизни человека.

Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации

Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова.

Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления ие-

рархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека.

Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина для диагностики 8

жизненных целей (терминальных ценностей) и значимости 5-ти жизнен-

ных сфер.

Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Кар-

пушиной для оценки жизненных ценностей личности в различных жизнен-

ных сферах и определения, их направленности.

Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности.

Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция са-

моактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросник личностных ориен-

таций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации.

Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительных

шкал).

Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал).

Опросник личностной ориентации (ЛиО).

Наши рекомендации