Характеристика различных видов обучения
Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
В 60-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, который исследовал значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе. Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению — формирование познавательной деятельности школьника. Известно, что традиционное обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности.. В.В.Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В.Давыдовым теоретическим, а само такое 1. В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение. Ребенок, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, он способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Теоретическое мышление в том и заключается, что создает содержательное обобщение той или иной системы, а затем строит эту систему, раскрывая всеобщность ее основания.
Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.
Развивающее обучение по Л.В. Занкову
Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Леонид Владимирович Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал характеризуется Л.В. Занковым «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, и направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обучения. В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы:
• Принципу обучения на высоком уровне трудности в экспериментальной системе Л. В. Занкова принадлежит решающая роль, что позволяет «раскрыть духовные силы ребенка».
• Принцип обучение быстрым темпом связан с непрерывным обогащением ума школьника разносторонним содержанием, которое создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему.
• Принцип осознания школьниками процесса учения предполагает осознание ими тех способов действия и операций, с помощью которых происходит процесс учения, которые составляют этот процесс.
• Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых, достигается путем усиленного внимания к общему психическому развитию этих учащихся, выявления и последующей коррекции тех сторон психического развития, отставания в развитии которых явилось основной причиной неуспеваемости.
Следует особо отметить значение новой постановки задач: учитель начальных классов ориентирован на видение ребенка как целостной личности, а не только как способного или неспособного ученика.
Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого. Больше внимания уделяется внутреннему миру, индивидуальности ребёнка. Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.
Проблемное обучение.
Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта (по Сергею Леонидовичу Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение. Основная идея данной технологии состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то, что открываешь сам. В основе этапов проблемного обучения лежат этапы научной деятельности.
Цели проблемного обучения:
- Развитие интеллекта
- Развитие творческих способностей
- Воспитание активной личности
- Качественное усвоение знаний
Задача проблемного обучения – обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.