Психика и формы поведения животных
Психика, являясь одним из важнейших механизмов приспо-собления, дает возможность живым организмам обитать в самых
разнообразных условиях существования. Это достигается благодаря тому, что психика является регулятором поведения живых существ, ко -торое строится, с одной стороны, в строгом соответствии с достигну-тым уровнем развития психики, а, с другой стороны, в соответствии с конкретными условиями существования.
На стадии элементарной сенсорной психики, которая начина-ет функционировать у беспозвоночных с появлением простейшего психического явления - ощущения, появляется способность реаги-ровать на действие, как на биологически важных веществ, так и нейтральных агентов, простейшими движениями, направленными на овладение этими веществами или на отстранение от них. Эта простейшая форма поведения может иметь как врожденный, так и приобретенный характер. Но преимущественно поведение этих существ регулируется жесткими врожденными программами, воз-никающие же при этом ощущения являются пусковыми сигналами для их осуществления. Так, например, актиния захватывает пита-тельные вещества щупальцами, подносит их к ротовому отверстию и заглатывает. Если же около актинии окажется индифферентное вещество, например, кусочек бумаги, то она схватит ее щупальца-ми, поднесет ко рту и проглотит. Затем, после нескольких повторе-ний она перестает это делать и даже начинает отбрасывать бумагу. Но образовавшаяся связь между действием нейтрального вещества и движением, направленным на его отстранение, является неустойчи-вой и через некоторое время исчезает.
На стадии перцептивной психики, у таких животных как членистоногие, рыбы и др. низшие позвоночные, появляются бо-лее сложные формы поведения, имеющие также врожденный, на-следственный характер. Такие сложные видовые врожденные формы поведения, направленные на удовлетворение биологичес-ких функций организма, называют инстинктами. Пусковыми сиг-налами, вызывающими инстинктивные формы поведения, могут быть высокодифференцированные ощущения и перцептивные об-разы, возникающие при действии стимулов на органы чувств. Эти психические регуляторы жестко привязаны к определенным движениям и действиям и автоматически вызывают их. К. Фабр следующим образом описывает инстинктивное поведение зем-ляной осы. Для выведения своего потомства оса делает в земле норку, в которую втаскивает парализованное животное и от-кладывает в нем яичко, из которого появится потом личинка. В тот момент, когда оса притащила к своей норки кузнечика и отправилась осматривать норку, Фабр отодвинул его от норки.
Оса, поискав кузнечика и найдя его, снова подтащила к норке и опять полезла ее обследовать. Сорок раз уд а л я л Фабр кузнечика от норки и каждый раз она, прежде чем втащить его в норку, обыскивала ее, что-бы убедиться в том, что она свободна. Связь между образом, воспри-нимаемой норки и кузнечика, и системой инстинктивных действий осы является жесткой и имеет стереотипный характер, вследствие чего инстинктивное поведение осы в изменившихся условиях становится нецелесообразным.
Такая же жесткая связь между перцептивными образами и инстинктивным поведением наблюдается и у более развитых жи-вых существ, в частности, у позвоночных животных. Причем, эти образы очень часто являются малодифференцированными и рас-плывчатыми, вследствие чего стимулами, вызывающими инстин-ктивные действия, становятся объекты, сходные между собой. Так, лягушка бросается на любой движущийся в воздухе объект, напо-минающий по форме летящую муху. Цыплята прячутся и замира-ют, если в их поле зрения попадается крестообразная фигура, напо-минающая силуэт коршуна. Чайки, живущие в колониях, всегда возвращаются на свое гнездо, так как хорошо ориентируются в пространстве. Но если заменить яйцо шариком или кубиком чайка этого не заметит, сядет на свое гнездо и будет высиживать птенца.
Наряду с врожденными инстинктивными формами поведе-ния у животных с перцептивной психикой большую роль начи-нают играть приобретенные формы поведения - навыки. Преиму-щественно навыки проявляются, в явно выраженной форме, у высших животных, имеющих кору больших полушария, так как в их основе лежат временные нервные связи, образованные в клетках коры. В состав навыка входят как врожденные, так и приобретенные, в результате случайных проб, отдельные дви-жения.
Таким образом навык - это приобретённая, индивидуальная форма поведения, обеспечивающая приспособление животных к постоянно меняющейся среде.
Для высших животных характерны такие способы осу-ществления движений как ходьба, бег, лазанье, ползание, прыж-ки, полет. На их основе осуществляется активный поиск био-логически важных объектов и предвосхищение вредных воз-действий среды. Это достигается благодаря тому, что образ воспринимаемого предмета в процессе формирования навыка
становится сигналом биологически значимых воздействий и явля-ется регулятором новых форм поведения, обеспечивающихся при-способление к меняющейся среде.
В то же время образ объекта, ставшего в структуре навыка сиг-налом-регулятором, не так жестко связан с поведением животного, как это имеет место в инстинкте. Он становится более четким, диффе-ренцированным и может существовать самостоятельно, если больше не подкрепляется биологически важным стимулом. Так, у щук быстро вырабатывается охотничий навык на вид мелких рыб, которыми она питается. В эксперименте щуку, находившуюся в аквариуме, отделили от мелких рыбок стеклом. Щука долгое время пыталась добраться до рыбок, но мешало стекло. Когд а она перестала биться о стекло и не обращала внимания на рыбок, его убр а л и. Теперь рыбки стали плавать около щуки, но она, хотя и видела их, длительное время не трогала.
Относительная самостоятельность перцептивного образа от поведения является биологически целесообразной так как бла-годаря этому образовавшаяся связь между образом и действием может быстро угаснуть и возникнуть новая более целесообраз-ная. Наиболее четко это проявляется у млекопитающих. В экс-перименте перед собакой, посаженной на цепь, клали кусочек мяса на таком расстоянии, чтобы она не могла его достать пере-дней лапой. К кусочку мяса была привязана веревка, при помо-щи которой можно было подтянуть его. Собака пыталась дос-тать мясо лапой, но не могла. После многократных безуспеш-ных попыток она случайно зацепила лапой веревку и достала мясо. Эта связь между образом мяса, веревкой и движением пе-редней лапой закрепилась и теперь собака без особых затрудне-ний овладевала мясом. После этого конец веревки, привязанной к мясу, был помещен на таком расстоянии, чтобы собака не могла достать его передней лапой, но могла это сделать задней. Собака долгое время пыталась достать конец веревки передней лапой, но безуспешно. Тогда она повернулась и после нескольких попыток подтянула мясо задней лапой.
Подобного рода поведение является характерным для выс-ших животных, особенно для обезьян, что свидетельствует о по-явлении зачатков разума у этих животных, пока что неразрыв-но связанного с их практическими действиями. Такая гибкая форма поведения, свойственная высшим животным, дающая им
возможность сразу найти выход из сложной проблемной ситуации, не совершая случайных движений, называется интеллектуальным пове-дением. В процессе осуществления этой формы поведения происходит дальнейшее освобождение образа, воспринимаемого объекта от дей-ствий, направленных на удовлетворение биологических потребностей. Подобного рода поведения обезьян И.П. Павлов объяснял “настойчи-вой” и “бескорыстной любознательностью”.
В связи с появлением у человекообразных обезьян высокоразви-тых конечностей - рук начинает проявляться способность манипулиро-вать предметами, соединять их, изменять их свойства и положение в пространстве. Их часто привлекает не приманка, запрятанная в про-блемный ящик, а окружающие предметы, которые они начинают актив-но обследовать: обнюхивать, ощупывать, рассматривать, хватать рука-ми, размахивать, стучать, передвигать, приставлять друг к другу, обку-сывать и т. п. На основе этих ориентировочно-исследовательских дей-ствий у обезьян формируются перцептивные образы, отражающие про-странственные свойства и отношения между объектами - форму, вели-чину длину, толщину, удаленность, близость их друг к другу.
В экспериментах, проводимых Н.Н. Лодыгиной-Котс, шимпанзе Парис мог подобрать и применить предмет годный по форме и вели-чине для того, чтобы протолкнуть его в трубку и вытолкнуть из нее спрятанную приманку. В опытах, описанных И.П. Павловым, обезьяна могла выбрать среди палок с круглым, квадратным и треугольным сечением нужную палку, вставить ее в треугольную прорезь в ящике, нажать ею на рычаг, запирающий дверцу, и достать приманку.
Таким образом, обезьяна, совершая ориентировочно-исследова-тельские и практические действия в экспериментальной ситуации, может отражать не только предметы, но и связи между ними, обнару-живая тем самым способность проявлять конкретное практическое (ручное) мышление. Благодаря тому, что обезьяна может отражать связи и отношения между объектами, она способна не только осуще-ствлять орудийные действия, но и создавать простейшие орудия тру-да. Так, в экспериментальных условиях обезьяна может соединить две палки, если одна из них полая, а вторая может быть вставлена в нее, и достать приманку. Если же цельная палка не входит в полую, то она может ее обкусать и соединить с другой палкой.
Изготовленные обезьяной орудия отличаются от орудий, созда-ваемых человеком, тем, что человек, изготавливая их, действует од-
ной вещью на другую, обезьяна же изготавливает орудия при помощи рук и зубов. Кроме того обезьяна не изготавливает орудий впрок и не сохраняет их Создав орудие в экспериментальной обстановке, она, применив его, бросает или ломает.
Орудийные действия обезьян часто осуществляются на ос-нове подражания. Обезьяна, увидев, как человек подметает пол, может взять веник и совершать такие же движения как человек, но при этом она не собирает мусор, а разбрасывает его. Подра-жая человеку, обезьяна воспроизводит только внешнюю сторо-ну действия, не предвидя его результатов.
Способность обезьян улавливать связи между предметами и совершать предметные действия может рассматриваться толь-ко лишь как потенциальная возможность, которая реализуется при наличии проблемной ситуации. В обычной же обстановке она использует инстинктивные формы поведения и навыки.
Научившись совершать интеллектуальное действие, обезь-яна закрепляет его и воспроизводит даже в том случае, если оно становится нецелесообразным. В одном из опытов И.П. Павло-ва шимпанзе Рафаэль научился гасить огонь спиртовки, откры-вая кран бачка, стоявшего над ней, и доставать фрукты в ящи-ке, находившиеся за спиртовкой. В следующем опыте бак был поставлен в стороне. Рафаэль справился и с этой задачей. На-брав воду из бачка в рот, он выплеснул ее на огонь и погасил его. Затем ситуацию усложнили. Ящик с приманкой поставили на плот, находившийся среди водоема. Бак с водой поместили на другом плоту, соединив его с первым мостиком. Рафаэля вы-садили на первый плот. Поискав бак на первом плоту, он бро-сился на второй, набрал воду из бака, вернулся на первый плот и залил огонь. Как видим, образ воды в баке стал для Рафаэля составной частью образа всей ситуации, связанной с системой действий, направленных на овладение приманкой. Он не может быть вычленен Рафаэлем из воспринимаемой ситуации и в силу этого не может быть отождествлен с образом воды в водоеме. В этом как раз и заключается ограниченность интеллекта обезьян и полная зависимость ее поведения от непосредственно воспри-нимаемой ситуации.