Подходу к детям с сенсорными нарушениями

Педагогу учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа) периодически приходится встречаться в своей педагогической практике с детьми, имеющими нерезко выраженные нарушения слуха и зрения (слабослышащие с легкой или умеренной степенью тугоухости, слабовидящие, у которых острота зрения приближается к границам низкой нормы). В ходе учебно-воспитательной работы (прежде всего, при проведении фронтальных занятий) эти дети нуждаются в особом педагогическом подходе, они требуют к себе повышенного внимания. Приводим основные положения, составляющие индивидуализацию психолого-педагогического подхода к детям данной категории.

· Правильное определение рабочего (учебного) места ребенка (в классе / на фронтальных учебных занятиях в ДОУ). Педагог основывается при этом на рекомендациях врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога).

· Контроль за использованием ребенком индивидуальных средств коррекции (за ношением очков, использованием телескопических луп, других оптических приборов, пользованием слуховым аппаратом и др.).

Осуществляется также на основе рекомендаций врачей специального профиля.

· Обеспечение полноценного адекватного восприятия речи педагога, правильного понимания всех словесных инструкций и заданий.*

Рекомендуемые приемы индивидуального подхода:

– дублирование основных («организующих») словесных инструкций и заданий. / Методическое требование: фразы-инст-рукции произносятся в несколько замедленном темпе с четким «артикулированием» (проговариванием) каждого слова /;

– если ребенок владеет навыками «чтения с губ», при повторении инструкции, направленной данному ребенку, необходимо обеспечить зрительное восприятие речи педагога.**

Для слабослышащих детей с полностью сохранной (развитой) речью в случае необходимости (например, при значительной степени тугоухости) рекомендуется индивидуальные слухо­вые аппараты; для некоторых детей назначаются индивидуальные ло­гопедические занятия по коррекции произношения.

· Обеспечение полноценного восприятия предъявляемого де-тям наглядного демонстрационного материала: таблицы, картины, рисунки крупного и среднего формата, схемы и др.

Рекомендуемые приемы педагогического подхода*:

– выделение ребенку учебного места вблизи размещения наглядного материала (около доски, штатива и др.), например, одноместного стола сбоку- справа от доски;

– предоставление ребенку возможности рассмотреть предъявленный материал (картину, таблицу), находясь рядом с ним, после восприятия этого материала другими детьми учебной группы (класса);

(3) дублирование основного содержания материала «общего предъявления» (таблицы, схемы и др.) на индивидуальных карточках-заданиях, в индивидуальных тетрадях (родителям предлагаются соответствующие карточки с заданиями).**

· Соблюдение правильного режима психофизических, в том числе учебных, нагрузок.

Методические требования: некоторое сокращение объема выполняемой работы («частичное» и «дробное» выполнение учебных заданий); более частые паузы, перерывы в работе, заполняемые внеучебной деятельностью, заданиями неучебного характера; обеспечение облегченной учебной деятельности ребенка на последних занятиях (4 и 5-м уроках в школе; в ДОУ ‒ на 2 или 3-м фронтальных занятиях); активное привлечение родителей при выполнении ребенком домашней работы. Возможен и вариант временного (на определенный срок) отказа от заданий на дом.

· Соблюдение правильного режима зрительной и слуховой нагрузок. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, определяющих предельную длительность непрерывной и общей зрительных нагрузок на учебных занятиях (для детей с ослабленным зрением старшего дошкольного и младшего школьного возраста); контроль за соблюдением психо-физиологических норм восприятия детьми акустических сигналов достаточно большой интенсивности.

· Индивидуальный подход к ребенку при выполнении физических упражнений во время физкультминуток, физкультпауз, подвижных игр, проведения игровых упражнений с включением пантомимы и др.

Рекомендуется:

– выполнение ребенком физических упражнений вне общей группы детей. (Ребенок находится вне группы, рядом с педагогом.);

– исключение некоторых упражнений (прыжки, подскоки, приседания, наклоны туловища с большой амплитудой); ряд упражнений выполняется в упрощенном варианте или в неполном объеме.

Аналогичный подход к ребенку с нарушением слуха или зрения осуществляется и при проведении (в школе, в ДОУ) спортивных и культурно-массовых мероприятий (утренники, конкурсы, самодеятельный театр и др.), включающих разнообразные физические и активные двигательные действия.

· Осуществление педагогом тесного контакта с инструктором

(учителем) по физкультуре и музыкальным работником (учителем пения). Контроль за участием детей в физкультурных и музыкальных занятиях. (Возможность и форма такого участия определяется врачом-педиатром и врачами специального профиля.)

· Контроль за соблюдением ребенком правильного режима дня

(в учебно-воспитательном учреждении и дома), с учетом рекомендаций, полученных педагогом от врача-педиатра, невролога и других врачей специального профиля. Предупреждение психологических и физических перегрузок, переутомления.

· Участие педагогов в проведении оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми, имеющими нарушения развития, по линии медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений

(центры «Здоровья» и др.).

· Постоянный контакт педагога с родителями, ближайшими родственниками или лицами, осуществляющими опекунство (систематические беседы, регулярные консультации педагога, оказание помощи родителям в организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком в домашних условиях и др.).

Среди детей с ослабленным зрением значительное число составляют дети с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), недостатки зрения которых корри­гируются применением обычных средств коррекции. Такие дети должны находиться под систематическим наблюдением врача-офталь­молога.

В отношении этих детей необходимо следить за четким выпол­нением назначенных офтальмологом мероприятий по охране зрения (ношение очков, определение рабочего места в зависимости от характера и степени нарушения зрения, режим зрительных нагру­зок, ограничение некоторых трудовых нагрузок и физкультурных упражнений – назначение специальной группы по физкультуре и др.). Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, на схемах, на карте, на наборном полотне, наглядные пособия и др. Учитывая, что у детей с аномалией рефракции отмечается снижение зрительной работоспособности, им по возможности нуж­но давать на занятии разные виды работы; необходим строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.

Обучение неслышащих (глухих) детей в общеобразовательных массовых школах возможно при соблюдении следующих условий:

– уровень речевого развития глухого ребенка, поступающего в мас­совую школу, должен соответствовать возрастному уровню речевого развития в норме; ребенок должен иметь сформированный навык понимания устной речи окружающих на основе слухозрительного восприятия (без аппа­рата или с аппаратов или на основе зрительного восприятия);

– произносительная сторона речи должна обеспечивать ее достаточное восприятие окружающими;

– ребенку должна быть обеспечена индивидуальная помощь педагога в урочное и внеурочное время;

– должна быть организована работа сурдопедагога по обучению про­изношению и развитию слухового восприятия.

Наши рекомендации