Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. К теме 2.1
1. Формирование знаний и умений по психологическому изучению свойств личности.
2. Исследование свойств личности (Опросник Г. Айзенка).
Исследование уровня притязаний личности. К теме 2.2
1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуального уровня притязаний личности.
2. Исследование особенностей динамики уровня притязаний личности (Моторная проба Й. Шварцландера).
Личность в системе межличностных отношений. К теме 2.3.
Вопросы:
1. Понятие малой группы, ее основные характеристики.
2. Виды малых групп.
3. Основные психологические характеристики коллектива.
5. Лидерство и руководство: единство и различия. Основные функции лидера и руководителя в коллективе.
6. Стиль руководства (управления) коллективом.
7. Феномены межличностных отношений.
8. Методы исследования межличностных отношений.
Задание.
1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: группа, руководитель, лидер, руководство, лидерство, сплоченность групповая, ценностно-ориентационное единство, коллективистическое самоопределение, коллективистическая идентификация, конформизм, нонконформизм, психологический климат, «социометрические звезды», «парии».
2. Опишите реально существующую группу из Вашего окружения по следующим параметрам: численный состав, тип группы по рассмотренным классификациям.
3. Какие эмпирические методы исследования применимы к данной конкретной группе? Почему? Какие из методов сложны в применении в данном конкретном случае? Почему?
Изучение межличностных отношений в группе
Методом социометрии. К теме 2.3
1. Формирование знаний и умений по изучению межличностных отношений в группе методом социометрии, психологического климата в коллективе.
2. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии.
3. Исследование психологического климата в коллективе.
Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации.
К теме 2.3
1. Формирование знаний и умений в области психологии конфликта.
2. Исследование индивидуальных стратегий поведения личности в конфликтной ситуации (Методика К. Томаса – Р. Килмена).
11. Общепсихологическая характеристика деятельности. К теме 2.4.
Вопросы:
1. Понятия «деятельность» и «поведение».
2. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву).
3. Действие как единица человеческой деятельности. Виды действий.
4. Проблемы соотношения внутренней психической и внешней практической деятельности.
5. Освоение деятельности. Умения и навыки: этапы формирования.
6. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.
7. Профессиональная деятельность как условие формирования личности.
Задание.
1. Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности.
2. Вспомните и опишите недавно выполненную деятельность; выделите в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации.
Изучение свойств внимания. К теме 2.6
1. Формирование знаний и умений по изучению познавательных процессов личности.
2. Исследование свойств внимания:
Методика 1. Исследование объема внимания.
Методика 2. Исследование избирательности внимания.
Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания.
Изучение свойств памяти. К теме 2.6
1. Формирование знаний и умений по изучению познавательной сферы личности.
2. Исследование свойств и видов памяти:
Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти.
Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти.
Изучение особенностей мышления. К теме 2.6
1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.
2. Исследование особенностей мышления:
Методика 1. Исследование рефлексивности мышления.
Методика 2. Исследование аналитичности мышления.
Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции.
Изучение эмоционального состояния фрустрации. К теме 2.7
1. Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.
2. Исследование эмоционального состояния фрустрации. Методика исследования фрустрационных реакций (С. Розенцвейга).
Изучение волевых качеств личности. К теме 2.7
1. Формирование знаний и умений по изучению волевых качеств личности.
2. Исследование уровня выраженности волевых качеств личности.
Исследование типов темперамента. К теме 2.8
1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности.
2. Исследование типов темперамента. Тест «Формула темперамента» (А. Белова).
Изучение акцентуаций характера. К теме 2.8
1. Формирование знаний и умений по изучению акцентуаций характера как индивидуально–психологических особенностей личности.
2. Исследование акцентуаций характера (Опросник Шмишека).
Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
Реферат – это изложение в письменном виде информации из различных литературных источников (книг, статей, научных сборников и др.), которые раскрывают заданную тему.
План
1. Выбор темы. Стоит отметить, что она должна быть интересна автору и быть актуальной. Хорошо, если в теме содержится противоречие, благодаря этому будет легко отталкиваться, выстраивая повествование.
2. Найти литературные источники, в которых отражается сущность проблемы, имеющейся в теме. Составить список литературы.
3. Ознакомиться с точкой зрения различных ученых, выписать цитаты из книг и статей. Важно употреблять для изложения мысли только те слова, которые вам понятны. Значение непонятных терминов необходимо уточнять в словаре или справочнике. Таким образом, вы не только поймете тему глубже, но и пополните свой словарный запас.
4. Набросать черновой вариант работы.
5. Составить план.
6. Одобрить предварительный вариант у преподавателя.
7. Написать окончательный вариант работы.