Покажи, что чувствуешь
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представьте, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почувствовать песок под ступнями своих ног».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам; нужно перейти горный ручей с холодной водой. Покажите, как вы это делаете».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...
Идете по болоту...
Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...
Укрываетесь от снежной вьюги...
Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром...
Протискиваетесь в переполненном автобусе к выходу...»
Необходимо напоминать, что работа проводится каждым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения, разных частей тела.
Изобрази цвет
Содержание.Один из детей - водящий - выходит из комнаты.
Остальные участники задумывают цвет и при появлении водящего изображают его с помощью движений.
Ведущий пытается угадать задуманный цвет.
Затем водящий меняется, игра продолжается.
Изобрази движения без предмета
Содержание.Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения: подбрасывают и ловят мяч; причесывают волосы; умывают и вытирают полотенцем лицо; нюхают апельсин, розу, лук; разрезают лимон и пробуют одну из его долек; вдевают нитку в иголку; пришивают пуговицу; застегивают пуговицы; перелистывают страницы книги; насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай и т.п.
Пантомимические сценки
Содержание.Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.
Примеры ситуаций:
Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на одном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.
Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что следует быть мужественным. Мальчик пытается улыбнуться. Ему это удается, хотя и с трудом.
Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и несет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожиданно падает на пол. Что делает мальчик?
Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Когда мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с полочек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?
Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними.
Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.
Заинька
Заинька
(драматизация потешки)
Этапы:
1. Разучивание текста потешки «Заинька».
Хор:
«Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка,
По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?»
Заинька:
«В огород я, ребятки, в огород, голубятки,
Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста».
Хор:
«Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка,
Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту».
Заинька:
«Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки.
Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю».
2. Изготовление атрибутов для драматизации потешки (головных уборов, передника с изображением зайца).
3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинька, попляши, серенький, попляши... вот так попляши...).
4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом, воспитателями перед детьми.
5. Разыгрывание потешки детьми.
Дикий танец
Оборудование.Воздушные шары.
Содержание.Психолог показывает детям воздушный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлагает понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбрасывает шарик.
Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачиваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Можно поэкспериментировать с несколькими шарами и понаблюдать за ними (все они двигаются по-разному).
Психолог просит детей описать движение шара словами, подсказывает детям яркие определения: стремительный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п.
Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух.
Дети выполняют задание.
Необходимо напомнить детям-«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.
Маленькие добрые привидения
Содержание. Психолог говорит: «Ребята! Сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У ». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы - добрые привидения и хотите только слегка пошутить» .
По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!»
Драка
Содержание.Дети разделяются на пары.
Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.
Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните челюсти.
Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ногти в ладони.
Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.
Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки».
Упражнение полезно проводить с тревожными и с агрессивными детьми.